1 ноября В 1596 году родился Пьетро да КОРТОНА /наст. имя – Пьетро Берреттини/ (в городке Кортона, ...
1 ноября
1 ноября
В 1596 году родился Пьетро да КОРТОНА /наст. имя – Пьетро Берреттини/ (в городке Кортона, провинция Ареццо), итальянский живописец и архитектор.
Один из самых ярких мастеров эпохи барокко, создатель пышных театрализованных фресковых ансамблей во дворцах Рима и Флоренции. Его монументальные циклы росписей, алтарные образы для церквей, станковые живописные работы по заказам аристократии отличались высоким уровнем исполнения и вдохновением.
В свою манеру, основанную на принципах классицизма мастеров болонской школы, подражание Карраччи, он привносил живые, полные фантазии детали, динамичные ракурсы, часто заимствованные из античной пластики, а также торжественную и нарядную праздничность.
* * * * *
Будучи уроженцем Тосканы, он начинал свою деятельность там, но уже с 1612 года стал работать в Риме. Его талант был замечен папой Урбаном VIII Барберини, ставшим его покровителем.
В ряду лучших произведений художника картина – «Мадонна со святыми», в которой воплотилось все великолепие алтарного барочного образа. Она была исполнена по заказу семейства Пассерини и содержит символику духовно-рыцарских орденов, принадлежностью к которой гордились представители этого знатного рода.
Полотно на мифологический сюжет «Похищение сабинянок» было написано по заказу другого покровителя художника – римского мецената Саккетти. Классицистически чётко продуманная композиция сочетается в нём с бурной, театрализованной экспрессией. Неистовые повороты фигур, возможно, заимствованы из произведений Джованни Бернини, с которым художник сотрудничал.
Не менее эффектно полотно «Нахождение Ромула и Рема» (1643, Лувр), полное динамики света и цвета. Сюжеты об основании Вечного города высоко ценились просвещённой аристократией, искавшей подтверждения древности своего происхождения.
Самой крупной работой Пьетро да Кортона в Риме стала его фреска «Триумф Божественного провидения» (1633-1639, Рим, Палаццо Барберини), написанная в плафоне Главного зала дворца папы Урбана VIII Барберини. Работа в апартаментах дворца была поручена ему совместно с Дж. Бернини.
Пьетро да Кортона после росписи Галереи Палаццо Фарнезе стал создателем иного типа монументальной барочной росписи со словно прорывающим все преграды, устремлённым ввысь небесным пространством, врывающимися в зал облаками, парящими в опоре на них фигурами героев мифов, Священного писания, аллегорических персонажей. Все они словно плывут по небу в окружении рассеянного золотящегося от солнца света. За эту грандиозную работу он был удостоен звания князя римской Академии Сан Лука, почётного звания, утвердившего его в положении первого художника Рима.
В эти годы Пьетро да Кортона имел уже большую престижную мастерскую в Риме и в поздних картинах поручал доработку собственного замысла своим ученикам. Значительной работой художника стали и росписи анфилады парадных залов Палаццо Питти во Флоренции (1640-е годы), росписи Палаццо Памфили и церкви Кьеза Нуова в Риме.
В архитектуре талант Пьетро да Кортона проявился с не меньшей яркостью. В своих наиболее значительных постройках в Риме: вилле Саккетти, церквях Святых Луки и Мартины, Санта-Мария-ин-Виа-Лата, Санта-Мария-делла-Паче проявил себя как выдающийся зодчий барокко.
После смерти Гвидо Рени в 1642 году он перебрался в Болонью, где стал главой местной живописной школы. В поздних работах его ранее пышный театрализованный живописный стиль всё больше стал приобретать черты продуманного аскетизма.
Самой значительной работой художника в области церковной монументально-декоративной живописи является композиция «Чудо св. Филиппа Нери и Небесное воинство» – роспись апсиды, нефа и парусов в церкви Санта Мария Валличелла в Риме, работа над которой длилась почти два десятилетия – с 1646 по 1665 годы.
Скончался Пьетро да Кортона 16 мая 1669 года в Риме.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_ноября #К__
В 1596 году родился Пьетро да КОРТОНА /наст. имя – Пьетро Берреттини/ (в городке Кортона, провинция Ареццо), итальянский живописец и архитектор.
Один из самых ярких мастеров эпохи барокко, создатель пышных театрализованных фресковых ансамблей во дворцах Рима и Флоренции. Его монументальные циклы росписей, алтарные образы для церквей, станковые живописные работы по заказам аристократии отличались высоким уровнем исполнения и вдохновением.
В свою манеру, основанную на принципах классицизма мастеров болонской школы, подражание Карраччи, он привносил живые, полные фантазии детали, динамичные ракурсы, часто заимствованные из античной пластики, а также торжественную и нарядную праздничность.
* * * * *
Будучи уроженцем Тосканы, он начинал свою деятельность там, но уже с 1612 года стал работать в Риме. Его талант был замечен папой Урбаном VIII Барберини, ставшим его покровителем.
В ряду лучших произведений художника картина – «Мадонна со святыми», в которой воплотилось все великолепие алтарного барочного образа. Она была исполнена по заказу семейства Пассерини и содержит символику духовно-рыцарских орденов, принадлежностью к которой гордились представители этого знатного рода.
Полотно на мифологический сюжет «Похищение сабинянок» было написано по заказу другого покровителя художника – римского мецената Саккетти. Классицистически чётко продуманная композиция сочетается в нём с бурной, театрализованной экспрессией. Неистовые повороты фигур, возможно, заимствованы из произведений Джованни Бернини, с которым художник сотрудничал.
Не менее эффектно полотно «Нахождение Ромула и Рема» (1643, Лувр), полное динамики света и цвета. Сюжеты об основании Вечного города высоко ценились просвещённой аристократией, искавшей подтверждения древности своего происхождения.
Самой крупной работой Пьетро да Кортона в Риме стала его фреска «Триумф Божественного провидения» (1633-1639, Рим, Палаццо Барберини), написанная в плафоне Главного зала дворца папы Урбана VIII Барберини. Работа в апартаментах дворца была поручена ему совместно с Дж. Бернини.
Пьетро да Кортона после росписи Галереи Палаццо Фарнезе стал создателем иного типа монументальной барочной росписи со словно прорывающим все преграды, устремлённым ввысь небесным пространством, врывающимися в зал облаками, парящими в опоре на них фигурами героев мифов, Священного писания, аллегорических персонажей. Все они словно плывут по небу в окружении рассеянного золотящегося от солнца света. За эту грандиозную работу он был удостоен звания князя римской Академии Сан Лука, почётного звания, утвердившего его в положении первого художника Рима.
В эти годы Пьетро да Кортона имел уже большую престижную мастерскую в Риме и в поздних картинах поручал доработку собственного замысла своим ученикам. Значительной работой художника стали и росписи анфилады парадных залов Палаццо Питти во Флоренции (1640-е годы), росписи Палаццо Памфили и церкви Кьеза Нуова в Риме.
В архитектуре талант Пьетро да Кортона проявился с не меньшей яркостью. В своих наиболее значительных постройках в Риме: вилле Саккетти, церквях Святых Луки и Мартины, Санта-Мария-ин-Виа-Лата, Санта-Мария-делла-Паче проявил себя как выдающийся зодчий барокко.
После смерти Гвидо Рени в 1642 году он перебрался в Болонью, где стал главой местной живописной школы. В поздних работах его ранее пышный театрализованный живописный стиль всё больше стал приобретать черты продуманного аскетизма.
Самой значительной работой художника в области церковной монументально-декоративной живописи является композиция «Чудо св. Филиппа Нери и Небесное воинство» – роспись апсиды, нефа и парусов в церкви Санта Мария Валличелла в Риме, работа над которой длилась почти два десятилетия – с 1646 по 1665 годы.
Скончался Пьетро да Кортона 16 мая 1669 года в Риме.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_ноября #К__