14 ноября В 1876 году родилась Екатерина Васильевна ГЕЛЬЦЕР (в Москве), русская советская балерина,...
14 ноября
14 ноября
В 1876 году родилась Екатерина Васильевна ГЕЛЬЦЕР (в Москве), русская советская балерина, крупнейшая «звезда» советского балета 1920-х годов. Народная артистка РСФСР. Лауреат Сталинской премии I-й степени. Супруга балетмейстера Василия Дмитриевича Тихомирова.
Её сценическая манера представляет собой синтез безукоризненной техники исполнения, музыкальности, выразительности танца и внимание к внутренней жизни сценического образа.
Период, когда она царила на сцене, балетоманы окрестили «эпохой Гельцер».
* * * * *
Дочь известного танцовщика В.Ф. Гельцера, она в 1894 году с отличием окончила Московскую балетную школу и была зачислена в балетную труппу Большого театра.
В первом своем театральном сезоне Гельцер участвовала в трех балетах, ее исполнение классических вариаций сразу привлекло внимание критики и заслужило успех у публики. Второй год работы принес ей участие уже в десяти балетах, но Гельцер мечтала о сольных партиях.
В те годы московский балет был намного слабее петербургского, и дирекция охотно отпускала молодых артистов для стажировки в Мариинском театре. Екатерина занималась у известного балетмейстера и педагога Иогансона, который считался одним из лучших.
На сцене Мариинского театра Гельцер танцевала 2 сезона, исполняя роли фей в «Спящей красавице» и некоторые другие партии. А во втором сезоне произошло событие, которого она так долго ждала: ей была поручена большая партия в балете «Раймонда». Также выступала во многих постановках балетмейстера М.И. Петипа, что наложило большой отпечаток на творчество балерины.
Однако, несмотря на успех, завоеванный в Петербурге, Гельцер стремилась в Москву, и в 1898-1935 годах была артисткой Большого театра. Яркая представительница национальной школы классического танца, она в своём творчестве следовала реалистическим традициям русского балета.
В послереволюционные годы Екатерине Васильевне приходилось много танцевать, нести основной балетный репертуар. В период трудных 1920-30-х годов Гельцер много ездила по стране с гастролями – побывала в Екатеринбурге, Омске, Иркутске, Красноярске, Харбине и Владивостоке.
Она хорошо знала Францию и была там не менее 20 раз (в 1910 году принимала участие в гастрольных поездках за рубеж, выступала в антрепризе С.П. Дягилева).
В 1931 году в Берлине она встретилась с Альбертом Эйнштейном, который пригласил ее в гости. Накануне условленного дня балерина купила в книжном магазине «Теорию относительности» и весь вечер провела за чтением. И – к ее великому огорчению – мало что поняла… Привыкшая к откровенности, она смущенно призналась в этом хозяину. Великий ученый рассмеялся: «А вам и не надо извиняться. Меня даже студенты-физики не сразу понимают…»
Последние выступления Екатерины Васильевны состоялись в 1942-44 годах. В дальнейшем она работала как педагог-консультант. Покинув сцену, Гельцер никогда не порывала с искусством балета, была почетным членом художественного совета Большого театра и неизменной участницей госэкзаменов хореографического училища. В возрасте 65 лет она танцевала «Полонез» и «Мазурку»! И с таким совершенством, так эмоционально, что зрители неизменно просили повторить номер.
«Балет – это искусство вечной молодости. Я – единственное исключение», – признавалась балерина.
В ноябре 1962 года Екатерине Васильевне исполнилось 86 лет. Ее поздравили делегации от всех ведущих столичных театров. А 12 декабря она почувствовала себя неважно. Последние слова балерины были о ее любимом искусстве, которому она никогда не изменяла…
Скончалась Екатерина Васильевна Гельцер 12 декабря 1962 года в Москве, похоронена на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_ноября #Г__
В 1876 году родилась Екатерина Васильевна ГЕЛЬЦЕР (в Москве), русская советская балерина, крупнейшая «звезда» советского балета 1920-х годов. Народная артистка РСФСР. Лауреат Сталинской премии I-й степени. Супруга балетмейстера Василия Дмитриевича Тихомирова.
Её сценическая манера представляет собой синтез безукоризненной техники исполнения, музыкальности, выразительности танца и внимание к внутренней жизни сценического образа.
Период, когда она царила на сцене, балетоманы окрестили «эпохой Гельцер».
* * * * *
Дочь известного танцовщика В.Ф. Гельцера, она в 1894 году с отличием окончила Московскую балетную школу и была зачислена в балетную труппу Большого театра.
В первом своем театральном сезоне Гельцер участвовала в трех балетах, ее исполнение классических вариаций сразу привлекло внимание критики и заслужило успех у публики. Второй год работы принес ей участие уже в десяти балетах, но Гельцер мечтала о сольных партиях.
В те годы московский балет был намного слабее петербургского, и дирекция охотно отпускала молодых артистов для стажировки в Мариинском театре. Екатерина занималась у известного балетмейстера и педагога Иогансона, который считался одним из лучших.
На сцене Мариинского театра Гельцер танцевала 2 сезона, исполняя роли фей в «Спящей красавице» и некоторые другие партии. А во втором сезоне произошло событие, которого она так долго ждала: ей была поручена большая партия в балете «Раймонда». Также выступала во многих постановках балетмейстера М.И. Петипа, что наложило большой отпечаток на творчество балерины.
Однако, несмотря на успех, завоеванный в Петербурге, Гельцер стремилась в Москву, и в 1898-1935 годах была артисткой Большого театра. Яркая представительница национальной школы классического танца, она в своём творчестве следовала реалистическим традициям русского балета.
В послереволюционные годы Екатерине Васильевне приходилось много танцевать, нести основной балетный репертуар. В период трудных 1920-30-х годов Гельцер много ездила по стране с гастролями – побывала в Екатеринбурге, Омске, Иркутске, Красноярске, Харбине и Владивостоке.
Она хорошо знала Францию и была там не менее 20 раз (в 1910 году принимала участие в гастрольных поездках за рубеж, выступала в антрепризе С.П. Дягилева).
В 1931 году в Берлине она встретилась с Альбертом Эйнштейном, который пригласил ее в гости. Накануне условленного дня балерина купила в книжном магазине «Теорию относительности» и весь вечер провела за чтением. И – к ее великому огорчению – мало что поняла… Привыкшая к откровенности, она смущенно призналась в этом хозяину. Великий ученый рассмеялся: «А вам и не надо извиняться. Меня даже студенты-физики не сразу понимают…»
Последние выступления Екатерины Васильевны состоялись в 1942-44 годах. В дальнейшем она работала как педагог-консультант. Покинув сцену, Гельцер никогда не порывала с искусством балета, была почетным членом художественного совета Большого театра и неизменной участницей госэкзаменов хореографического училища. В возрасте 65 лет она танцевала «Полонез» и «Мазурку»! И с таким совершенством, так эмоционально, что зрители неизменно просили повторить номер.
«Балет – это искусство вечной молодости. Я – единственное исключение», – признавалась балерина.
В ноябре 1962 года Екатерине Васильевне исполнилось 86 лет. Ее поздравили делегации от всех ведущих столичных театров. А 12 декабря она почувствовала себя неважно. Последние слова балерины были о ее любимом искусстве, которому она никогда не изменяла…
Скончалась Екатерина Васильевна Гельцер 12 декабря 1962 года в Москве, похоронена на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_ноября #Г__