17 ноября 1788 года родился Михаил Семенович ЩЕПКИН (в селе Красное, Курская губерния), великий р...
17 ноября
17 ноября
1788 года родился Михаил Семенович ЩЕПКИН (в селе Красное, Курская губерния), великий русский актёр, основоположник реализма в русском сценическом искусстве, реформатор русского театра.
Он страстно любил театр и свою профессию: «Театр для актера – храм, – говорил Михаил Семенович. – Это его святилище! Твоя жизнь, твоя честь – все принадлежит бесповоротно сцене, которой ты отдал себя. Твоя судьба зависит от этих подмостков. Относись с уважением к этому храму и заставь уважать его других. Священнодействуй или убирайся вон».
* * * * *
Михаил родился в семье крепостных графа С.Е. Волькенштейна, который покровительствовал семье Щепкиных. С пяти лет обучался грамоте и счету у служащего хлебной лавки, а затем у священника в господском имении. Окончил 4-классное губернское училище.
Уже в эти годы проявились его артистические способности: он с успехом участвует в школьных спектаклях. Граф Волькенштейн демонстрирует талантливого юношу в своем крепостном театре.
В 1802 году Михаила Щепкина определяют в народное губернское училище Курска, где он поражает всех своими способностями. Во время учебы ему удалось попасть за кулисы местного театра Барсовых. Михаил переписывал роли, таскал музыкантам ноты и инструменты, суфлировал спектакли, а в бенефис артистки Лыковой вышел на подмостки театра настоящим актером. Щепкин успешно справился с ролью Андрея-почтаря в драме «Зоя», его игру хвалили все. Спустя 30 лет после того знаменательного дня 1805 года он напишет: «…этого дня я никогда не забуду, ему я обязан всем, всем!»
Граф Волькенштейн позволил Щепкину вступить в профессиональную театральную труппу и с 1808 года он становится настоящим актером. В 1816 году труппа Барсовых прекратила свое существование. Щепкин уехал в Харьков, где был принят в труппу антрепренера Штейна, а в 1818 году становится актёром Полтавского театра, руководителем которого был писатель И.П. Котляревский.
Михаил занимает в труппе ведущее положение: специально для него Котляревский пишет роли в своих пьесах «Наталка-Полтавка» и «Москаль-Чаровник». Кроме того, писатель вместе с С.Г. Волконским организует сбор денег по подписке, чтобы выкупить Щепкина у барина – и в 1822 году актёр получает вольную.
После распада театра Котляревского Михаил Щепкин вернулся в труппу Штейна, выступал в Тульском театре.
В провинциальных театрах актеру приходилось исполнять разные роли, в т.ч. и женские (Еремеевна в «Недоросле» Д.И. Фонвизина, Баба Яга в одноименной комической опере Д.П. Горчакова и М. Стабингера), в постановках разных жанров. Именно в это время начинает формироваться актёрский метод Щепкина: «искусство настолько высоко, насколько близко к природе».
Актёр тщательно прорабатывает роли, стремясь воспроизводить характер персонажа как можно более жизненно, правдоподобно, обобщая в них жизненные наблюдения за типажами; вносит в роли неоднозначность, внутреннюю противоречивость. Наибольший успех ему принесли бытовые и лирико-комедийные роли, в т.ч. роли с «переодеваниями», требующие внешних и внутренних трансформаций.
«Михаил Семёнович играл в пьесе „Опыт искусства“ в трудной роли: то мужчиною, то женщиною. В тысяче видах этот Протей заблистал… как драгоценный алмаз, всеми своими гранями».
Осенью 1822 года в доме Пашкова состоялся московский дебют Щепкина в роли Богатонова в комедии М. Загоскина «Господин Богатонов, или Провинциал в столице». После этого последовало окончательное приглашение перейти на императорскую сцену. С марта 1823 года на сцене Малого театра, который стали называть «Домом Щепкина», великий актер «священнодействовал» более 40 лет...
За ним быстро закрепляется слава «первого комического актёра для ролей характерных в так называемых высоких комедиях, для амплуа пожилых холостяков, благородных отцов, оригинальных мужей и вообще для представления самых трудных комических лиц». Однако даже в комических ролях ему удавалось находить драматический подтекст.
В 1835 году Щепкин в свой бенефис впервые сыграл Шейлока в «Венецианском купце» У. Шекспира и Симона в «Матросе» Т. Соважа и Ж. Делюрье – это по-новому раскрыло его драматический талант. Романтические трагедийные роли были встречены зрителем с недоумением, но затем стали восприниматься как достижение актёра.
Щепкин был дружен с А.Н. Островским, А.С. Пушкиным, Н.В. Гоголем, А.И. Герценом, Н.А. Некрасовым, Т.Н. Грановским, В.Г. Белинским, И.С. Тургеневым. Специально для него Белинский пишет пьесу «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь», Тургенев – пьесу «Нахлебник», и роль Мошкина в пьесе «Холостяк».
Герцен, Грановский и Е.Ф. Корш переводят для актёра пьесу Ф. Мессинджера «Новый способ платить старые долги», Н.Х. Кетчер – «Генриха IV» и «Комедию ошибок» Шекспира.
Эстетические принципы работы над ролью, глубокого проникновения в характер, осмысления персонажа, заложенные Щепкиным, в дальнейшем укреплялись в Малом театре и стали основой системы Станиславского.
«Нет маленьких ролей – есть малые актеры», – любил говорить Щепкин.
Скончался Михаил Семенович ЩЕПКИН 23 августа 1863 года в Ялте, похоронен на Пятницком кладбище в Москве.
1788 года родился Михаил Семенович ЩЕПКИН (в селе Красное, Курская губерния), великий русский актёр, основоположник реализма в русском сценическом искусстве, реформатор русского театра.
Он страстно любил театр и свою профессию: «Театр для актера – храм, – говорил Михаил Семенович. – Это его святилище! Твоя жизнь, твоя честь – все принадлежит бесповоротно сцене, которой ты отдал себя. Твоя судьба зависит от этих подмостков. Относись с уважением к этому храму и заставь уважать его других. Священнодействуй или убирайся вон».
* * * * *
Михаил родился в семье крепостных графа С.Е. Волькенштейна, который покровительствовал семье Щепкиных. С пяти лет обучался грамоте и счету у служащего хлебной лавки, а затем у священника в господском имении. Окончил 4-классное губернское училище.
Уже в эти годы проявились его артистические способности: он с успехом участвует в школьных спектаклях. Граф Волькенштейн демонстрирует талантливого юношу в своем крепостном театре.
В 1802 году Михаила Щепкина определяют в народное губернское училище Курска, где он поражает всех своими способностями. Во время учебы ему удалось попасть за кулисы местного театра Барсовых. Михаил переписывал роли, таскал музыкантам ноты и инструменты, суфлировал спектакли, а в бенефис артистки Лыковой вышел на подмостки театра настоящим актером. Щепкин успешно справился с ролью Андрея-почтаря в драме «Зоя», его игру хвалили все. Спустя 30 лет после того знаменательного дня 1805 года он напишет: «…этого дня я никогда не забуду, ему я обязан всем, всем!»
Граф Волькенштейн позволил Щепкину вступить в профессиональную театральную труппу и с 1808 года он становится настоящим актером. В 1816 году труппа Барсовых прекратила свое существование. Щепкин уехал в Харьков, где был принят в труппу антрепренера Штейна, а в 1818 году становится актёром Полтавского театра, руководителем которого был писатель И.П. Котляревский.
Михаил занимает в труппе ведущее положение: специально для него Котляревский пишет роли в своих пьесах «Наталка-Полтавка» и «Москаль-Чаровник». Кроме того, писатель вместе с С.Г. Волконским организует сбор денег по подписке, чтобы выкупить Щепкина у барина – и в 1822 году актёр получает вольную.
После распада театра Котляревского Михаил Щепкин вернулся в труппу Штейна, выступал в Тульском театре.
В провинциальных театрах актеру приходилось исполнять разные роли, в т.ч. и женские (Еремеевна в «Недоросле» Д.И. Фонвизина, Баба Яга в одноименной комической опере Д.П. Горчакова и М. Стабингера), в постановках разных жанров. Именно в это время начинает формироваться актёрский метод Щепкина: «искусство настолько высоко, насколько близко к природе».
Актёр тщательно прорабатывает роли, стремясь воспроизводить характер персонажа как можно более жизненно, правдоподобно, обобщая в них жизненные наблюдения за типажами; вносит в роли неоднозначность, внутреннюю противоречивость. Наибольший успех ему принесли бытовые и лирико-комедийные роли, в т.ч. роли с «переодеваниями», требующие внешних и внутренних трансформаций.
«Михаил Семёнович играл в пьесе „Опыт искусства“ в трудной роли: то мужчиною, то женщиною. В тысяче видах этот Протей заблистал… как драгоценный алмаз, всеми своими гранями».
Осенью 1822 года в доме Пашкова состоялся московский дебют Щепкина в роли Богатонова в комедии М. Загоскина «Господин Богатонов, или Провинциал в столице». После этого последовало окончательное приглашение перейти на императорскую сцену. С марта 1823 года на сцене Малого театра, который стали называть «Домом Щепкина», великий актер «священнодействовал» более 40 лет...
За ним быстро закрепляется слава «первого комического актёра для ролей характерных в так называемых высоких комедиях, для амплуа пожилых холостяков, благородных отцов, оригинальных мужей и вообще для представления самых трудных комических лиц». Однако даже в комических ролях ему удавалось находить драматический подтекст.
В 1835 году Щепкин в свой бенефис впервые сыграл Шейлока в «Венецианском купце» У. Шекспира и Симона в «Матросе» Т. Соважа и Ж. Делюрье – это по-новому раскрыло его драматический талант. Романтические трагедийные роли были встречены зрителем с недоумением, но затем стали восприниматься как достижение актёра.
Щепкин был дружен с А.Н. Островским, А.С. Пушкиным, Н.В. Гоголем, А.И. Герценом, Н.А. Некрасовым, Т.Н. Грановским, В.Г. Белинским, И.С. Тургеневым. Специально для него Белинский пишет пьесу «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь», Тургенев – пьесу «Нахлебник», и роль Мошкина в пьесе «Холостяк».
Герцен, Грановский и Е.Ф. Корш переводят для актёра пьесу Ф. Мессинджера «Новый способ платить старые долги», Н.Х. Кетчер – «Генриха IV» и «Комедию ошибок» Шекспира.
Эстетические принципы работы над ролью, глубокого проникновения в характер, осмысления персонажа, заложенные Щепкиным, в дальнейшем укреплялись в Малом театре и стали основой системы Станиславского.
«Нет маленьких ролей – есть малые актеры», – любил говорить Щепкин.
Скончался Михаил Семенович ЩЕПКИН 23 августа 1863 года в Ялте, похоронен на Пятницком кладбище в Москве.