18 ноября (по другим данным 19 ноября) 1786 года родился барон Карл Мария Фридрих Август /Эрнст/ фон ВЕБЕР (в Ойтине),...
18 ноября
18 ноября
(по другим данным 19 ноября)
1786 года родился барон Карл Мария Фридрих Август /Эрнст/ фон ВЕБЕР (в Ойтине), немецкий композитор, дирижер, пианист и музыкальный писатель, основоположник немецкой романтической оперы.
Обладал обширными познаниями в области искусства, поэзии и литературы, предшественник Вагнера.
* * * * *
Выходец из семьи музыканта (отец был оперным капельмейстером), он как будущий композитор формировался в той среде, в которой находился с раннего детства. Занятия с известными педагогами – Михаэлем Гайдном, братом всемирно известного композитора Иозефа Гайдна, и аббатом Фоглером – оказали заметное влияние на молодого музыканта. К тому времени относятся и первые опыты сочинения.
С 1804 года Вебер работает в различных театрах Германии, Швейцарии, а в 1813 году занимает пост директора оперного театра в Праге. Он приобретает известность не только как выдающийся пианист и дирижер, но и как организатор, смелый реформатор музыкального театра, утвердивший новые принципы размещения музыкантов в оперном оркестре (по группам инструментов), новую систему репетиционной работы в театре. Благодаря его деятельности изменяется статус дирижера – Вебер, принимая на себя роль режиссера, руководителя постановочной части, участвовал во всех стадиях подготовки оперного спектакля.
В 1821 году именно в Дрездене прошла премьера самой знаменитой оперы Вебера – «Вольный стрелок», которая сразу завоевала всенародное признание и принесла автору славу. А через 2 года композитор написал оперу «Эврианта», увертюра до сих пор часто звучит в концертах. Так же, как и увертюра еще одной, последней его оперы – «Оберон», над которой он работал уже будучи тяжело больным. Для представления «Оберона» Карл Мария фон ВЕБЕР отправился в Лондон, но вскоре после премьеры скончался – 5 июня 1826 года – в доме дирижёра Джорджа Смарта.
Вебер оставил не очень большое наследие. Из-за нехватки времени он писал не быстро, тем не менее, он успел написать около 10 опер, 2 мессы, 2 симфонии, 3 увертюры, инструментальные концерты, песни, камерно-инструментальные сочинения…
Его фортепианная пьеса «Приглашение к танцу» была первой в истории музыки программной концертной пьесой в форме вальса. В 1841 году Берлиоз переложил это великолепное произведение для оркестра.
Веберу также принадлежат неоконченная опера «Три Пинто» (1821, завершена Г. Малером в 1888 году).
На одной из площадей Дрездена стоит памятник Карлу Мария фон Веберу, который из своих неполных 40 лет жизни почти 10 руководил местным немецким музыкальным театром. И хотя он родился не в Дрездене, горожане чтут музыканта, превратившего заштатный местный театр в не менее достойный, чем была в то время итальянская опера.
* * * * *
Вебер считается чисто германским композитором, глубоко понимавшим склад национальной музыки и доведший немецкую мелодию до высокого художественного совершенства. Он оставался верен национальному направлению, и в его операх лежит тот фундамент, на котором Вагнер построил «Тангейзера» и «Лоэнгрина».
Вебер является блестящим представителем романтического оперного направления, которое в двадцатых годах XIX столетия было в такой силе и которое в позднейшее время нашло последователя в Вагнере.
Как симфонист, Вебер владел оркестровой палитрой в совершенстве. Его оркестровая живопись полна воображения и отличается своеобразным колоритом.
(по другим данным 19 ноября)
1786 года родился барон Карл Мария Фридрих Август /Эрнст/ фон ВЕБЕР (в Ойтине), немецкий композитор, дирижер, пианист и музыкальный писатель, основоположник немецкой романтической оперы.
Обладал обширными познаниями в области искусства, поэзии и литературы, предшественник Вагнера.
* * * * *
Выходец из семьи музыканта (отец был оперным капельмейстером), он как будущий композитор формировался в той среде, в которой находился с раннего детства. Занятия с известными педагогами – Михаэлем Гайдном, братом всемирно известного композитора Иозефа Гайдна, и аббатом Фоглером – оказали заметное влияние на молодого музыканта. К тому времени относятся и первые опыты сочинения.
С 1804 года Вебер работает в различных театрах Германии, Швейцарии, а в 1813 году занимает пост директора оперного театра в Праге. Он приобретает известность не только как выдающийся пианист и дирижер, но и как организатор, смелый реформатор музыкального театра, утвердивший новые принципы размещения музыкантов в оперном оркестре (по группам инструментов), новую систему репетиционной работы в театре. Благодаря его деятельности изменяется статус дирижера – Вебер, принимая на себя роль режиссера, руководителя постановочной части, участвовал во всех стадиях подготовки оперного спектакля.
В 1821 году именно в Дрездене прошла премьера самой знаменитой оперы Вебера – «Вольный стрелок», которая сразу завоевала всенародное признание и принесла автору славу. А через 2 года композитор написал оперу «Эврианта», увертюра до сих пор часто звучит в концертах. Так же, как и увертюра еще одной, последней его оперы – «Оберон», над которой он работал уже будучи тяжело больным. Для представления «Оберона» Карл Мария фон ВЕБЕР отправился в Лондон, но вскоре после премьеры скончался – 5 июня 1826 года – в доме дирижёра Джорджа Смарта.
Вебер оставил не очень большое наследие. Из-за нехватки времени он писал не быстро, тем не менее, он успел написать около 10 опер, 2 мессы, 2 симфонии, 3 увертюры, инструментальные концерты, песни, камерно-инструментальные сочинения…
Его фортепианная пьеса «Приглашение к танцу» была первой в истории музыки программной концертной пьесой в форме вальса. В 1841 году Берлиоз переложил это великолепное произведение для оркестра.
Веберу также принадлежат неоконченная опера «Три Пинто» (1821, завершена Г. Малером в 1888 году).
На одной из площадей Дрездена стоит памятник Карлу Мария фон Веберу, который из своих неполных 40 лет жизни почти 10 руководил местным немецким музыкальным театром. И хотя он родился не в Дрездене, горожане чтут музыканта, превратившего заштатный местный театр в не менее достойный, чем была в то время итальянская опера.
* * * * *
Вебер считается чисто германским композитором, глубоко понимавшим склад национальной музыки и доведший немецкую мелодию до высокого художественного совершенства. Он оставался верен национальному направлению, и в его операх лежит тот фундамент, на котором Вагнер построил «Тангейзера» и «Лоэнгрина».
Вебер является блестящим представителем романтического оперного направления, которое в двадцатых годах XIX столетия было в такой силе и которое в позднейшее время нашло последователя в Вагнере.
Как симфонист, Вебер владел оркестровой палитрой в совершенстве. Его оркестровая живопись полна воображения и отличается своеобразным колоритом.