18 ноября 1899 году родился Михаил Васильевич ВОДОПЬЯНОВ (в селе Большие Студёнки, Липецкий уезд,...
18 ноября
18 ноября
1899 году родился Михаил Васильевич ВОДОПЬЯНОВ (в селе Большие Студёнки, Липецкий уезд, Тамбовская губерния), советский лётчик, участник спасения экипажа парохода «Челюскин», участник арктических и высокоширотных экспедиций, генерал-майор авиации, член Союза писателей СССР, шестой Герой Советского Союза (1934).
* * * * *
Выходец из крестьянской семьи, он обучался в лётной школе «Добролёт» и Московской лётно-технической школе. Служил обозным в Дивизионе воздушных кораблей «Илья Муромец». Участвовал в гражданской войне, воевал против Колчака и Врангеля.
В 1930 году совершил четырёхдневный перелёт по маршруту Хабаровск – Нижнетамбовское – Мариинское – Николаевск – Оха, первым открыв воздушную линию на остров Сахалин.
Летал на гражданских самолётах по дальним воздушным трассам Москва – Ленинград, Москва – Иркутск, на остров Сахалин.
Зимой 1933 года в испытательном перелёте из Москвы до Петропавловска-Камчатского его самолёт разбился на озере Байкал. Бортмеханик погиб, а Водопьянов получил сотрясение мозга и множественные переломы (впоследствии только на голову наложили 36 швов).
В 1934 году, после долгой осады правительственной комиссии, добился отправки для участия в спасении челюскинцев. Вместе с В. Галышевым и И. Дорониным совершил перелёт длиной почти 6000 км из Хабаровска в село Ванкарем на самолёте Р-5, без штурмана, без радиста, через хребты, через горы, по неимоверно тяжёлой трассе. Из Анадыря трижды летал к терпящим бедствие и вывез 10 человек. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, 20 апреля 1934 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1936-1937 годах совершал полёты в Арктику, впервые в мире осуществил посадку на лёд в районе Северного полюса. Самолёт Водопьянова доставил группу зимовщиков, которые организовали первую дрейфующую станцию «Северный полюс» (СП-1). За это был награждён орденом Ленина (статуса дважды Героя Советского Союза в то время ещё не существовало).
Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов в должности командира тяжёлого бомбардировщика ТБ-3. Совершил несколько боевых вылетов, награждён орденом Красного Знамени.
Участник Великой Отечественной войны: с июля 1941 года – командир 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. В ночь с 10 на 11 августа 1941 года лично участвовал во втором налёте на Берлин. Его самолёт Пе-8 был подбит и совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником. Через линию фронта вернулся к своим. За большие потери был смещён с должности командира дивизии, но продолжал совершать боевые вылеты как рядовой лётчик.
В 1948-1950 годах участвовал в военных высокоширотных экспедициях «Север» и «Север-2». В 1949 году был представлен к награждению второй медалью «Золотая Звезда», но получил орден Ленина (из-за секретности награждения).
Член Союза писателей СССР, активно занимался литературной деятельностью.
Скончался Михаил Васильевич ВОДОПЬЯНОВ 11 августа 1980 года в Москве, похоронен на Троекуровском кладбище.
1899 году родился Михаил Васильевич ВОДОПЬЯНОВ (в селе Большие Студёнки, Липецкий уезд, Тамбовская губерния), советский лётчик, участник спасения экипажа парохода «Челюскин», участник арктических и высокоширотных экспедиций, генерал-майор авиации, член Союза писателей СССР, шестой Герой Советского Союза (1934).
* * * * *
Выходец из крестьянской семьи, он обучался в лётной школе «Добролёт» и Московской лётно-технической школе. Служил обозным в Дивизионе воздушных кораблей «Илья Муромец». Участвовал в гражданской войне, воевал против Колчака и Врангеля.
В 1930 году совершил четырёхдневный перелёт по маршруту Хабаровск – Нижнетамбовское – Мариинское – Николаевск – Оха, первым открыв воздушную линию на остров Сахалин.
Летал на гражданских самолётах по дальним воздушным трассам Москва – Ленинград, Москва – Иркутск, на остров Сахалин.
Зимой 1933 года в испытательном перелёте из Москвы до Петропавловска-Камчатского его самолёт разбился на озере Байкал. Бортмеханик погиб, а Водопьянов получил сотрясение мозга и множественные переломы (впоследствии только на голову наложили 36 швов).
В 1934 году, после долгой осады правительственной комиссии, добился отправки для участия в спасении челюскинцев. Вместе с В. Галышевым и И. Дорониным совершил перелёт длиной почти 6000 км из Хабаровска в село Ванкарем на самолёте Р-5, без штурмана, без радиста, через хребты, через горы, по неимоверно тяжёлой трассе. Из Анадыря трижды летал к терпящим бедствие и вывез 10 человек. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, 20 апреля 1934 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1936-1937 годах совершал полёты в Арктику, впервые в мире осуществил посадку на лёд в районе Северного полюса. Самолёт Водопьянова доставил группу зимовщиков, которые организовали первую дрейфующую станцию «Северный полюс» (СП-1). За это был награждён орденом Ленина (статуса дважды Героя Советского Союза в то время ещё не существовало).
Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов в должности командира тяжёлого бомбардировщика ТБ-3. Совершил несколько боевых вылетов, награждён орденом Красного Знамени.
Участник Великой Отечественной войны: с июля 1941 года – командир 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. В ночь с 10 на 11 августа 1941 года лично участвовал во втором налёте на Берлин. Его самолёт Пе-8 был подбит и совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником. Через линию фронта вернулся к своим. За большие потери был смещён с должности командира дивизии, но продолжал совершать боевые вылеты как рядовой лётчик.
В 1948-1950 годах участвовал в военных высокоширотных экспедициях «Север» и «Север-2». В 1949 году был представлен к награждению второй медалью «Золотая Звезда», но получил орден Ленина (из-за секретности награждения).
Член Союза писателей СССР, активно занимался литературной деятельностью.
Скончался Михаил Васильевич ВОДОПЬЯНОВ 11 августа 1980 года в Москве, похоронен на Троекуровском кладбище.