22 декабря 1702 года родился Жан-Этьен ЛИОТАР (в Женеве), швейцарский художник, мастер портрета в...
22 декабря
22 декабря
1702 года родился Жан-Этьен ЛИОТАР (в Женеве), швейцарский художник, мастер портрета в стиле рококо, «живописец королей и красивых женщин». Автор знаменитой картины «Шоколадница», принесшей художнику мировую славу.
* * * * *
Видя способности сына, рано увлекшегося рисованием, отец отдал его в мастерскую швейцарского художника Даниэля Гарделя. Жан научился копировать рисунки с такой точностью, что нередко вызывал гнев Гарделя, уверенного, что рисунки сделаны с помощью кальки. Через несколько месяцев юноше уже нечего было делать у Гарделя, и он решил искать себе другого учителя.
Так в 1725 году Лиотар оказался в Париже, в мастерской гравера и миниатюриста Ж.-Б. Массе.
В 1736 году он получил предложение сопровождать в Италию французского посланника при неаполитанском дворе, маркиза де Пюизье. Репутация Лиотара как блестящего портретиста в это время была уже так велика, что ему согласился позировать сам папа Климент XII. Перед художником открылись блестящие перспективы.
Вскоре благодаря случайному знакомству с одним знатным англичанином, кавалером Понсомби, Лиотар был приглашен в путешествие по Востоку. Он побывал в Мессине, Сиракузах, на Мальте, греческих островах Делос и Парос, в Смирне. Путешествие закончилось в Константинополе. Очарованный этим городом, Лиотар прожил там 5 лет.
Путешествие по Востоку оставило глубокий след в жизни и творчестве художника. Ему открылись иные страны, нравы, обычаи. Его рисунки, исполненные карандашом и сангиной, находятся в Лувре.
Вернувшись в Европу, Лиотар постоянно переезжал из одной страны в другую, жил в Вене, Париже, Лионе, Лондоне, Амстердаме, Венеции, заезжал ненадолго в свою родную Женеву и снова отправлялся в путь.
Из Вены Лиотар прибыл в Париж в то время, когда пастельный род живописи пользовался там особым почетом, а законодательницей мод была маркиза де Помпадур. Она пожелала иметь свой портрет работы Лиотара и доставила ему титул королевского живописца и члена академии. Этого было достаточно, чтобы сделать Лиотара модным портретистом красавиц, блиставших в то время при французском дворе.
После 4-летнего пребывания в Париже Лиотар отправился в Англию, а оттуда в Голландию. Конец своей жизни он провёл в Женеве.
За долгую творческую жизнь Лиотар создал множество портретов. К числу лучших относится портрет австрийской императрицы Марии Терезии, написанный в 1744 году в Вене. В 1745 году там же была написана знаменитая «Шоколадница», а несколькими годами позже «Автопортрет» (1749, находится в Женеве).
Скончался Жан-Этьен ЛИОТАР 12 июня 1789 года в Женеве.
* * * * *
Искусство знает имена творцов, хоть и создавших множество произведений, но в веках запомнившихся каким-то одним своим творением. Лиотар принадлежит к их числу. Конечно, можно указать на ряд его картин, только в Дрезденской галерее, например, их 4, но «Шоколадница» – та единственная, которая составляет славу художника.
Конечно, такой статус произведения основан на его исключительных художественных достоинствах. Оно не столько поражает, сколько пленяет. Таково, кстати, истинное предназначение стиля рококо.
В ней все необычайно гармонично: общий рисунок (формы и пропорции фигуры), цветовая гамма – серая серебристая юбка и белый фартук, столь детально и любовно написанный с сохранением мельчайших складок, розовый чепчик с белой кружевной отделкой, чудесно выписанный стакан с водой и бликами на ней, наконец чашка с шоколадом – образец тончайшего мейсенского фарфора. Известно имя модели – это юная красавица Анна Бальдауф, горничная при дворе австрийской императрицы Марии Терезии.
1702 года родился Жан-Этьен ЛИОТАР (в Женеве), швейцарский художник, мастер портрета в стиле рококо, «живописец королей и красивых женщин». Автор знаменитой картины «Шоколадница», принесшей художнику мировую славу.
* * * * *
Видя способности сына, рано увлекшегося рисованием, отец отдал его в мастерскую швейцарского художника Даниэля Гарделя. Жан научился копировать рисунки с такой точностью, что нередко вызывал гнев Гарделя, уверенного, что рисунки сделаны с помощью кальки. Через несколько месяцев юноше уже нечего было делать у Гарделя, и он решил искать себе другого учителя.
Так в 1725 году Лиотар оказался в Париже, в мастерской гравера и миниатюриста Ж.-Б. Массе.
В 1736 году он получил предложение сопровождать в Италию французского посланника при неаполитанском дворе, маркиза де Пюизье. Репутация Лиотара как блестящего портретиста в это время была уже так велика, что ему согласился позировать сам папа Климент XII. Перед художником открылись блестящие перспективы.
Вскоре благодаря случайному знакомству с одним знатным англичанином, кавалером Понсомби, Лиотар был приглашен в путешествие по Востоку. Он побывал в Мессине, Сиракузах, на Мальте, греческих островах Делос и Парос, в Смирне. Путешествие закончилось в Константинополе. Очарованный этим городом, Лиотар прожил там 5 лет.
Путешествие по Востоку оставило глубокий след в жизни и творчестве художника. Ему открылись иные страны, нравы, обычаи. Его рисунки, исполненные карандашом и сангиной, находятся в Лувре.
Вернувшись в Европу, Лиотар постоянно переезжал из одной страны в другую, жил в Вене, Париже, Лионе, Лондоне, Амстердаме, Венеции, заезжал ненадолго в свою родную Женеву и снова отправлялся в путь.
Из Вены Лиотар прибыл в Париж в то время, когда пастельный род живописи пользовался там особым почетом, а законодательницей мод была маркиза де Помпадур. Она пожелала иметь свой портрет работы Лиотара и доставила ему титул королевского живописца и члена академии. Этого было достаточно, чтобы сделать Лиотара модным портретистом красавиц, блиставших в то время при французском дворе.
После 4-летнего пребывания в Париже Лиотар отправился в Англию, а оттуда в Голландию. Конец своей жизни он провёл в Женеве.
За долгую творческую жизнь Лиотар создал множество портретов. К числу лучших относится портрет австрийской императрицы Марии Терезии, написанный в 1744 году в Вене. В 1745 году там же была написана знаменитая «Шоколадница», а несколькими годами позже «Автопортрет» (1749, находится в Женеве).
Скончался Жан-Этьен ЛИОТАР 12 июня 1789 года в Женеве.
* * * * *
Искусство знает имена творцов, хоть и создавших множество произведений, но в веках запомнившихся каким-то одним своим творением. Лиотар принадлежит к их числу. Конечно, можно указать на ряд его картин, только в Дрезденской галерее, например, их 4, но «Шоколадница» – та единственная, которая составляет славу художника.
Конечно, такой статус произведения основан на его исключительных художественных достоинствах. Оно не столько поражает, сколько пленяет. Таково, кстати, истинное предназначение стиля рококо.
В ней все необычайно гармонично: общий рисунок (формы и пропорции фигуры), цветовая гамма – серая серебристая юбка и белый фартук, столь детально и любовно написанный с сохранением мельчайших складок, розовый чепчик с белой кружевной отделкой, чудесно выписанный стакан с водой и бликами на ней, наконец чашка с шоколадом – образец тончайшего мейсенского фарфора. Известно имя модели – это юная красавица Анна Бальдауф, горничная при дворе австрийской императрицы Марии Терезии.