1 января В 1927 году родился Морис БЕЖАР /наст. имя – Морис-Жан Берже/ (в Марселе), французский тан...
1 января
1 января
В 1927 году родился Морис БЕЖАР /наст. имя – Морис-Жан Берже/ (в Марселе), французский танцовщик и хореограф, театральный и оперный режиссёр, один из самых выдающихся балетмейстеров и хореографов второй половины XX века. Член Французской академии художеств.
Он во многом перевернул традиционные представления о балете, а его труппа успешно гастролировала по всему миру несколько десятилетий.
* * * * *
В семилетнем возрасте потерял мать; рос болезненным, слабым ребенком и врач посоветовал ему занятия спортом. Под влиянием увиденной постановки Сержа Лифаря решил посвятить себя балету.
В 1941 году Морис начал обучаться хореографии, а через 3 года уже дебютировал в балетной труппе марсельской Оперы. В 1945 году он переезжает в Париж, где в течение нескольких лет берет уроки у знаменитых преподавателей Лео Статса, Любови Егоровой, мадам Рузан, а также у госпожи Волковой в Лондоне. В результате чего Бежар освоил множество разных хореографических школ.
В начале своей карьеры он сменил множество трупп: работал у Ролана Пети и Жанин Шарра, выступал в «Инглсби интернэшнл балле» в Лондоне и в Королевском шведском балете в 1950-52 годах.
В Швеции Морис Бежар дебютировал как хореограф, поставив для кинофильма фрагменты балета «Жар-птица» И. Стравинского.
В 1960 году он основывает труппу «Балет ХХ века», с которой становится всемирно известным хореографом, признанным мэтром современного танца.
Выступавший в новом для себя качестве художника-постановщика, Бежар предпринял эксперимент по созданию синтетических спектаклей, где танец, пантомима, пение (или слово) занимают равное место.
Он поставил в 1961 году балеты «Гала» на музыку Скарлатти, спектакль «Четверо сыновей Эймона» на музыку композиторов XV-XVI веков, а также «Мучения Святого Себастьяна», который в 1988 году был поставлен с участием сценического оркестра, хора, вокальных соло и танца в исполнении артистов балета. Эти эксперименты были оценены критикой и специалистами очень высоко, и в 1960 и в 1962 годах Морис Бежар был награжден премией Театра Наций, а в 1965 году стал лауреатом Фестиваля танца в Париже.
В 1970 году он основал в Брюсселе специальную школу-студию «Мудра». Последние 20 лет Морис Бежар руководил Лозаннским балетом.
Он создал и поставил более 100 балетов, написал 5 книг. В числе наиболее известных его работ: «Бахти» (на индийскую музыку), «Жар-птица» (на музыку сюиты из одноименного балета Стравинского), «Нижинский, клоун Божий» (на музыку Пьера Анри и П.И. Чайковского).
Долгие годы сотрудничества связывали его с великой русской балериной Майей Плисецкой. Он поставил для нее балет «Айседора», а также несколько сольных номеров («Видение розы» и «Аве, Майя»). На протяжении многих лет Бежар работал и с В. Васильевым, а вместе с Е. Максимовой исполнял заглавные партии в балете С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».
Первым из балетмейстеров Морис Бежар использовал для хореографических постановок огромные пространства спортивных арен. Во время действия на огромной площадке размещались оркестр и хор, действие могло развиваться в любом месте арены, а иногда даже в нескольких местах одновременно. Этот прием позволял сделать участниками спектакля всех зрителей. Дополнял зрелище огромный экран, на котором появлялось изображение отдельных танцоров.
В последние годы ему изменяли ноги – главное оружие балетмейстера. Морис Бежар репетировал и показывал руками, приезжая на работу в инвалидной коляске. Но обязательно выходил на поклон, опираясь на верных соратников-артистов. Преемника себе он выбрал еще несколько лет назад: им стал Жиль Роман – последний танцовщик почившего «Балета ХХ века» и первый танцовщик «Bejart ballet Lausanne».
Скончался Морис Бежар 22 ноября 2007 года в одной из больниц Лозанны (Швейцария).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_января #Б__
В 1927 году родился Морис БЕЖАР /наст. имя – Морис-Жан Берже/ (в Марселе), французский танцовщик и хореограф, театральный и оперный режиссёр, один из самых выдающихся балетмейстеров и хореографов второй половины XX века. Член Французской академии художеств.
Он во многом перевернул традиционные представления о балете, а его труппа успешно гастролировала по всему миру несколько десятилетий.
* * * * *
В семилетнем возрасте потерял мать; рос болезненным, слабым ребенком и врач посоветовал ему занятия спортом. Под влиянием увиденной постановки Сержа Лифаря решил посвятить себя балету.
В 1941 году Морис начал обучаться хореографии, а через 3 года уже дебютировал в балетной труппе марсельской Оперы. В 1945 году он переезжает в Париж, где в течение нескольких лет берет уроки у знаменитых преподавателей Лео Статса, Любови Егоровой, мадам Рузан, а также у госпожи Волковой в Лондоне. В результате чего Бежар освоил множество разных хореографических школ.
В начале своей карьеры он сменил множество трупп: работал у Ролана Пети и Жанин Шарра, выступал в «Инглсби интернэшнл балле» в Лондоне и в Королевском шведском балете в 1950-52 годах.
В Швеции Морис Бежар дебютировал как хореограф, поставив для кинофильма фрагменты балета «Жар-птица» И. Стравинского.
В 1960 году он основывает труппу «Балет ХХ века», с которой становится всемирно известным хореографом, признанным мэтром современного танца.
Выступавший в новом для себя качестве художника-постановщика, Бежар предпринял эксперимент по созданию синтетических спектаклей, где танец, пантомима, пение (или слово) занимают равное место.
Он поставил в 1961 году балеты «Гала» на музыку Скарлатти, спектакль «Четверо сыновей Эймона» на музыку композиторов XV-XVI веков, а также «Мучения Святого Себастьяна», который в 1988 году был поставлен с участием сценического оркестра, хора, вокальных соло и танца в исполнении артистов балета. Эти эксперименты были оценены критикой и специалистами очень высоко, и в 1960 и в 1962 годах Морис Бежар был награжден премией Театра Наций, а в 1965 году стал лауреатом Фестиваля танца в Париже.
В 1970 году он основал в Брюсселе специальную школу-студию «Мудра». Последние 20 лет Морис Бежар руководил Лозаннским балетом.
Он создал и поставил более 100 балетов, написал 5 книг. В числе наиболее известных его работ: «Бахти» (на индийскую музыку), «Жар-птица» (на музыку сюиты из одноименного балета Стравинского), «Нижинский, клоун Божий» (на музыку Пьера Анри и П.И. Чайковского).
Долгие годы сотрудничества связывали его с великой русской балериной Майей Плисецкой. Он поставил для нее балет «Айседора», а также несколько сольных номеров («Видение розы» и «Аве, Майя»). На протяжении многих лет Бежар работал и с В. Васильевым, а вместе с Е. Максимовой исполнял заглавные партии в балете С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».
Первым из балетмейстеров Морис Бежар использовал для хореографических постановок огромные пространства спортивных арен. Во время действия на огромной площадке размещались оркестр и хор, действие могло развиваться в любом месте арены, а иногда даже в нескольких местах одновременно. Этот прием позволял сделать участниками спектакля всех зрителей. Дополнял зрелище огромный экран, на котором появлялось изображение отдельных танцоров.
В последние годы ему изменяли ноги – главное оружие балетмейстера. Морис Бежар репетировал и показывал руками, приезжая на работу в инвалидной коляске. Но обязательно выходил на поклон, опираясь на верных соратников-артистов. Преемника себе он выбрал еще несколько лет назад: им стал Жиль Роман – последний танцовщик почившего «Балета ХХ века» и первый танцовщик «Bejart ballet Lausanne».
Скончался Морис Бежар 22 ноября 2007 года в одной из больниц Лозанны (Швейцария).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_января #Б__