11 января 1503 года родился Франческо МАЦЦОЛА /более известен под псевдонимом – ПАРМИДЖАНИНО, т.е...
11 января
11 января
1503 года родился Франческо МАЦЦОЛА /более известен под псевдонимом – ПАРМИДЖАНИНО, т.е. «житель Пармы»; полное имя – Джироламо Франческо Мария Маццола/ (в Парме), итальянский художник и гравёр эпохи Возрождения, один из крупнейших живописцев маньеризма.
Подобно остальным художникам-маньеристам, он намеренно стремился вызвать своими произведениями удивление, смущение, изумление и раздражение. В этом заключалась особенность его манеры, уводящая зрителя от ясных классических образцов Ренессанса.
В те времена никто из современников не мог предполагать, что творчество Пармиджанино очень сильно повлияет на европейскую живопись, и подготовит возникновение и бурное развитие нового стиля – барокко.
* * * * *
Сын художника Филиппо Маццолы, он осиротел в 2-летнем возрасте. Воспитанием Франческо занялись братья отца – художники Микеле и Пьер Иларио. В дальнейшем юный художник начинает творить под огромным влиянием мастеров позднего Возрождения.
Франческо часто посещал Кремону, где в то время над фресковым циклом собора работал Джованни Антонио Порденоне, и который повлиял на Пармиджанино в гораздо большей степени, чем Антонио Корреджо, с которым он работал в пармской церкви Сан-Джованни-Эванджелиста, расписывал там купол. С Корреджо он познакомился в 1522 году, фрески которого оставили неизгладимое впечатление в душе Франческо.
В 1523 году Пармиджанино решает покинуть свой родной город и направляется в Рим, там он изучает работы Микеланджело, Рафаэля и других, что бы усовершенствовать свои навыки живописи. Вместе с собой Франческо взял несколько своих работ, в том числе и автопортрет, нарисованный в виде зеркального отражения. Эта работа приглянулась папе Клименту VII, который был удивлен талантом юного живописца и хотел поручить ему работу над одной из фресок на стенах ватиканских залов. Но в 1527 году город был атакован войсками императора Карла V и разграблен. С риском для жизни Пармиджанино выехал из осажденного города в Болонью.
Вернулся художник в свой родной город Парму в 1531 году. К этому времени Корреджо его вечный соперник уехал. Жизнь Франческо никогда не шла по прямой. Он взял заказ на роспись церкви братства делла Стуката, но не выполнил и был отправлен в тюрьму.
После недолгого пребывания под арестом, Пармиджанино освободили под обещание закончить работу над церковью. Но художник бежал вместе со своими лучшими друзьями в городок рядом с Пармой. И таким образом заказ так и не был завершен. Позже художник заболел лихорадкой и оставил искусство.
Пармиджанино приписывали изобретение техники гравирования с помощью травления (офорта). На самом деле, он не был первооткрывателем этой техники, но сделал многое для раскрытия её художественных возможностей.
Его опыты в графике неразрывно были связаны с его живописью. Каждой живописной работе предшествовали многочисленные подготовительные рисунки, где Пармиджанино настойчиво стремился добиться идеала.
Скончался Франческо МАЦЦОЛА 24 августа 1540 года в Казальмаджоре (Миланское герцогство).
Джорджо Вазари писал о нем: «...очень жаль, что Маццола, которому природа дала большой талант к живописи, хотел сделаться богатым, не идя по прямому пути и желая получить то, чего никогда не мог достигнуть, потерял время, пренебрег своим искусством и испортил свою жизнь и репутацию». Возможно, что биограф намекает на занятия Пармиджанино алхимией, чрезвычайно модной в то время.
1503 года родился Франческо МАЦЦОЛА /более известен под псевдонимом – ПАРМИДЖАНИНО, т.е. «житель Пармы»; полное имя – Джироламо Франческо Мария Маццола/ (в Парме), итальянский художник и гравёр эпохи Возрождения, один из крупнейших живописцев маньеризма.
Подобно остальным художникам-маньеристам, он намеренно стремился вызвать своими произведениями удивление, смущение, изумление и раздражение. В этом заключалась особенность его манеры, уводящая зрителя от ясных классических образцов Ренессанса.
В те времена никто из современников не мог предполагать, что творчество Пармиджанино очень сильно повлияет на европейскую живопись, и подготовит возникновение и бурное развитие нового стиля – барокко.
* * * * *
Сын художника Филиппо Маццолы, он осиротел в 2-летнем возрасте. Воспитанием Франческо занялись братья отца – художники Микеле и Пьер Иларио. В дальнейшем юный художник начинает творить под огромным влиянием мастеров позднего Возрождения.
Франческо часто посещал Кремону, где в то время над фресковым циклом собора работал Джованни Антонио Порденоне, и который повлиял на Пармиджанино в гораздо большей степени, чем Антонио Корреджо, с которым он работал в пармской церкви Сан-Джованни-Эванджелиста, расписывал там купол. С Корреджо он познакомился в 1522 году, фрески которого оставили неизгладимое впечатление в душе Франческо.
В 1523 году Пармиджанино решает покинуть свой родной город и направляется в Рим, там он изучает работы Микеланджело, Рафаэля и других, что бы усовершенствовать свои навыки живописи. Вместе с собой Франческо взял несколько своих работ, в том числе и автопортрет, нарисованный в виде зеркального отражения. Эта работа приглянулась папе Клименту VII, который был удивлен талантом юного живописца и хотел поручить ему работу над одной из фресок на стенах ватиканских залов. Но в 1527 году город был атакован войсками императора Карла V и разграблен. С риском для жизни Пармиджанино выехал из осажденного города в Болонью.
Вернулся художник в свой родной город Парму в 1531 году. К этому времени Корреджо его вечный соперник уехал. Жизнь Франческо никогда не шла по прямой. Он взял заказ на роспись церкви братства делла Стуката, но не выполнил и был отправлен в тюрьму.
После недолгого пребывания под арестом, Пармиджанино освободили под обещание закончить работу над церковью. Но художник бежал вместе со своими лучшими друзьями в городок рядом с Пармой. И таким образом заказ так и не был завершен. Позже художник заболел лихорадкой и оставил искусство.
Пармиджанино приписывали изобретение техники гравирования с помощью травления (офорта). На самом деле, он не был первооткрывателем этой техники, но сделал многое для раскрытия её художественных возможностей.
Его опыты в графике неразрывно были связаны с его живописью. Каждой живописной работе предшествовали многочисленные подготовительные рисунки, где Пармиджанино настойчиво стремился добиться идеала.
Скончался Франческо МАЦЦОЛА 24 августа 1540 года в Казальмаджоре (Миланское герцогство).
Джорджо Вазари писал о нем: «...очень жаль, что Маццола, которому природа дала большой талант к живописи, хотел сделаться богатым, не идя по прямому пути и желая получить то, чего никогда не мог достигнуть, потерял время, пренебрег своим искусством и испортил свою жизнь и репутацию». Возможно, что биограф намекает на занятия Пармиджанино алхимией, чрезвычайно модной в то время.