15 января В 1904 году родился Леонид Вениаминович ЯКОБСОН (в Санкт-Петербурге), выдающийся балетмей...
15 января
15 января
В 1904 году родился Леонид Вениаминович ЯКОБСОН (в Санкт-Петербурге), выдающийся балетмейстер, артист балета. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Основатель творческого коллектива «Театр балета им. Якобсона».
* * * * *
Балету он обучался в Ленинградском хореографическом училище у В. Семенова и В. Пономарева. Еще будучи учеником создал свои первые хореографические номера на музыку Шопена и Грига.
Первые хореографические произведения Якобсона стояли особняком на фоне всех остальных концертных номеров, которые преподаватели сочиняли для учеников. Его фантазиям было тесно в рамках классического танца. Агриппина Ваганова, слово которой много значило в балетном Ленинграде, и была сторонницей чистой классики, вскоре оказалась в числе яростных противников эстетики Якобсона, и когда его позвали в Москву, он уехал из Ленинграда.
В 1936 году Леонид Якобсон уехал в Свердловск, затем судьба занесла в Ашхабад, где он поставил серию концертных номеров.
Наконец, в 1940 году его послали в Казань, «поднимать» балет Татарской республики. Якобсон должен был поставить балет «Шурале» на музыку татарского композитора Ф. Яруллина.
В «Шурале» все было необычным и прежде всего, говорящая пластика тела, которая развивалась вместе с музыкой. Балет Якобсона стал новым словом в хореографии, его предполагалось показать на Декаде татарского искусства в Москве. Но московская премьера не состоялась: новая постановка была представлена только на генеральной репетиции для театральной общественности Казани. В этот день грянула война…
Премьера же балета «Шурале» состоялась лишь 28 мая 1950 года.
Мало чья балетмейстерская судьба была так тесно увязана со сменой руководства страны. С приходом к власти Хрущева, спустя 6 лет после изгнания, Леонид Якобсон вернулся в труппу Кировского театра, которой теперь руководил Федор Лопухов, очень его ценивший. Он предложил Якобсону поставить балет «Спартак», который в то время уже имел музыку и либретто, но лежал «на полке», так и не поставленный Игорем Моисеевым.
Премьера состоялась 27 декабря 1956 года и по тем временам была одним из счастливейших событий балетной жизни России. «Спартак» принес Якобсону ошеломляющий успех.
За ним последовали новые спектакли – «Двенадцать», «Страна чудес», «Клоп». Но попытка Якобсона воплотить на балетной сцене образы Маяковского и Блока смутила театральных чиновников – все 3 постановки были исключены из репертуара по приказу вышестоящих инстанций.
В 1969 году Леонид Якобсон стал инициатором создания и художественным руководителем ленинградской труппы «Хореографические миниатюры», название которой повторяет название спектакля, поставленного Якобсоном в театре Кирова в 1958 году. Этот спектакль был экранизирован в 1960 году (позже награжден призом «Золотая нимфа» в Монте-Карло, за что Якобсон получил диплом Парижского университета танца).
Первый год в истории труппы был самым сложным, но за 2 года балетмейстер, изголодавшийся по творчеству, сумел создать абсолютно новый и обширный репертуар. В это время родился его знаменитый «Экзерсис XX века» на музыку Иоганна Себастьяна Баха.
Каждая новая постановка Леонида Якобсона вызывала волну обсуждений в партийных организациях и неодобрительную реакцию. Его хореографические миниатюры долгое время запрещались к постановке, и отстоять большинство из них было очень сложно. О его творчестве молчали в прессе – имя Леонид Якобсон словно бы и не существовало в балете.
Мышление балетмейстера было абсолютно самобытным, фантазия – неистощима. Но мастер не сделал и половины из того, что мог бы сделать.
Он продолжал ставить свои миниатюры и писать книгу «Письма Новеру», которая в России была издана лишь в 2001 году.
Скончался Леонид Вениаминович Якобсон 17 сентября 1975 года в Кремлевской больнице в Москве, похоронен в Ленинграде.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_января #Я__
В 1904 году родился Леонид Вениаминович ЯКОБСОН (в Санкт-Петербурге), выдающийся балетмейстер, артист балета. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Основатель творческого коллектива «Театр балета им. Якобсона».
* * * * *
Балету он обучался в Ленинградском хореографическом училище у В. Семенова и В. Пономарева. Еще будучи учеником создал свои первые хореографические номера на музыку Шопена и Грига.
Первые хореографические произведения Якобсона стояли особняком на фоне всех остальных концертных номеров, которые преподаватели сочиняли для учеников. Его фантазиям было тесно в рамках классического танца. Агриппина Ваганова, слово которой много значило в балетном Ленинграде, и была сторонницей чистой классики, вскоре оказалась в числе яростных противников эстетики Якобсона, и когда его позвали в Москву, он уехал из Ленинграда.
В 1936 году Леонид Якобсон уехал в Свердловск, затем судьба занесла в Ашхабад, где он поставил серию концертных номеров.
Наконец, в 1940 году его послали в Казань, «поднимать» балет Татарской республики. Якобсон должен был поставить балет «Шурале» на музыку татарского композитора Ф. Яруллина.
В «Шурале» все было необычным и прежде всего, говорящая пластика тела, которая развивалась вместе с музыкой. Балет Якобсона стал новым словом в хореографии, его предполагалось показать на Декаде татарского искусства в Москве. Но московская премьера не состоялась: новая постановка была представлена только на генеральной репетиции для театральной общественности Казани. В этот день грянула война…
Премьера же балета «Шурале» состоялась лишь 28 мая 1950 года.
Мало чья балетмейстерская судьба была так тесно увязана со сменой руководства страны. С приходом к власти Хрущева, спустя 6 лет после изгнания, Леонид Якобсон вернулся в труппу Кировского театра, которой теперь руководил Федор Лопухов, очень его ценивший. Он предложил Якобсону поставить балет «Спартак», который в то время уже имел музыку и либретто, но лежал «на полке», так и не поставленный Игорем Моисеевым.
Премьера состоялась 27 декабря 1956 года и по тем временам была одним из счастливейших событий балетной жизни России. «Спартак» принес Якобсону ошеломляющий успех.
За ним последовали новые спектакли – «Двенадцать», «Страна чудес», «Клоп». Но попытка Якобсона воплотить на балетной сцене образы Маяковского и Блока смутила театральных чиновников – все 3 постановки были исключены из репертуара по приказу вышестоящих инстанций.
В 1969 году Леонид Якобсон стал инициатором создания и художественным руководителем ленинградской труппы «Хореографические миниатюры», название которой повторяет название спектакля, поставленного Якобсоном в театре Кирова в 1958 году. Этот спектакль был экранизирован в 1960 году (позже награжден призом «Золотая нимфа» в Монте-Карло, за что Якобсон получил диплом Парижского университета танца).
Первый год в истории труппы был самым сложным, но за 2 года балетмейстер, изголодавшийся по творчеству, сумел создать абсолютно новый и обширный репертуар. В это время родился его знаменитый «Экзерсис XX века» на музыку Иоганна Себастьяна Баха.
Каждая новая постановка Леонида Якобсона вызывала волну обсуждений в партийных организациях и неодобрительную реакцию. Его хореографические миниатюры долгое время запрещались к постановке, и отстоять большинство из них было очень сложно. О его творчестве молчали в прессе – имя Леонид Якобсон словно бы и не существовало в балете.
Мышление балетмейстера было абсолютно самобытным, фантазия – неистощима. Но мастер не сделал и половины из того, что мог бы сделать.
Он продолжал ставить свои миниатюры и писать книгу «Письма Новеру», которая в России была издана лишь в 2001 году.
Скончался Леонид Вениаминович Якобсон 17 сентября 1975 года в Кремлевской больнице в Москве, похоронен в Ленинграде.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_января #Я__