15 января (по некоторым источникам – 13 января) В 1622 году родился Жан-Батист МОЛЬЕР /урождённый ...
15 января
15 января
(по некоторым источникам – 13 января)
В 1622 году родился Жан-Батист МОЛЬЕР /урождённый – Жан-Батист Поклен/ (в Париже), французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии.
По профессии актёр и директор театра, более известного как «труппа Мольера» (прим.: Мольер – его театральный псевдоним).
Предпочитал внешний комизм положений, театральную буффонаду, динамическое развёртывание фарсовой интриги и живую народную речь, усеянную провинциализмами, диалектизмами, простонародными и жаргонными словечками, подчас даже словами тарабарского языка и макаронизмами. За это Мольера неоднократно награждали почётным титулом «народного» драматурга.
Его пьесам была присуща большая динамичность комедийного действия.
Он оказал громадное влияние на всё последующее развитие буржуазной комедии, как во Франции, так и за её пределами. Под знаком Мольера развивалась вся французская комедия XVIII века, отразившая весь сложный переплет классовой борьбы, весь противоречивый процесс становления буржуазии как «класса для себя», вступающего в политическую борьбу с дворянско-монархическим строем.
* * * * *
Происходил Мольер из старинной буржуазной семьи, в течение нескольких веков занимавшейся ремеслом обойщиков-драпировщиков. Его отец, был придворным обойщиком и камердинером короля. Жан-Батист воспитывался в модной иезуитской школе – Клермонском коллеже, где основательно изучил латынь, так что свободно читал в подлиннике римских авторов и даже, по преданию, перевел на французский язык философскую поэму Лукреция «О природе вещей».
По окончании колледжа (1639) он выдержал в Орлеане экзамен на звание лиценциата прав. Но юридическая карьера привлекала его не больше отцовского ремесла, и Жан-Батист избрал профессию актёра, взяв театральный псевдоним Мольер. В 1643 году он стал во главе «Блистательного театра». В жестокой конкурентной борьбе с уже популярными в Париже труппами они проигрывают. Когда через 2 года труппа распалась, Мольер решил искать счастья в провинции, примкнув к труппе бродячих комедиантов, возглавляемой Дюфреном.
Юношеские скитания Мольера по французской провинции (1645-1658) в годы гражданской войны – Фронды – обогатили его житейским и театральным опытом. С 1650 года он возглавил труппу Дюфрена. Репертуарный голод труппы Мольера явился стимулом к началу его драматургической деятельности. Так годы театральной учёбы стали годами и его авторской учёбы.
24 октября 1658 года труппа Мольера дебютировала в Луврском дворце в присутствии Людовика XIV. Утерянный фарс «Влюбленный доктор» имел громадный успех и решил судьбу труппы: король предоставил ей придворный театр Пти-Бурбон, в котором она играла до 1661 года, пока не перешла в театр Пале-Рояль, где уже оставалась до конца жизни Мольера.
С момента водворения Мольера в Париже начинается период его лихорадочной драматургической работы, напряженность которой не ослабевала до самой его смерти. За эти 15 лет (1658-1673) Мольер создал все свои лучшие пьесы.
В 1659 году он поставил одноактную комедию в прозе «Смешные жеманницы». Первой подлинно классической комедией стала «Школа жен». В январе 1664 года был сыгран «Брак по принуждению», в мае – «Тартюф, или Обманщик». Весной 1665 года подвергся запрету «Дон Жуан, или Каменный пир». Через год Мольер поставил высокую комедию «Мизантроп».
В 1669-71 годах он поставил комедии «Господин де Пурсоньяк», «Блистательные любовники», «Графиня д’Эскарбарья» и самую лучшую из своих пьес – «Мещанин во дворянстве», а также трагедию-балет «Психея».
В марте 1672 года Мольер представил публике комедию «Ученые женщины», а зимой 1673 года написал свою последнюю комедию-балет «Мнимый больной».
17 февраля 1673 года на её четвертом представлении с ним случился удар, и через несколько часов Жан-Батист Мольер скончался.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_января #М__ #П__
(по некоторым источникам – 13 января)
В 1622 году родился Жан-Батист МОЛЬЕР /урождённый – Жан-Батист Поклен/ (в Париже), французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии.
По профессии актёр и директор театра, более известного как «труппа Мольера» (прим.: Мольер – его театральный псевдоним).
Предпочитал внешний комизм положений, театральную буффонаду, динамическое развёртывание фарсовой интриги и живую народную речь, усеянную провинциализмами, диалектизмами, простонародными и жаргонными словечками, подчас даже словами тарабарского языка и макаронизмами. За это Мольера неоднократно награждали почётным титулом «народного» драматурга.
Его пьесам была присуща большая динамичность комедийного действия.
Он оказал громадное влияние на всё последующее развитие буржуазной комедии, как во Франции, так и за её пределами. Под знаком Мольера развивалась вся французская комедия XVIII века, отразившая весь сложный переплет классовой борьбы, весь противоречивый процесс становления буржуазии как «класса для себя», вступающего в политическую борьбу с дворянско-монархическим строем.
* * * * *
Происходил Мольер из старинной буржуазной семьи, в течение нескольких веков занимавшейся ремеслом обойщиков-драпировщиков. Его отец, был придворным обойщиком и камердинером короля. Жан-Батист воспитывался в модной иезуитской школе – Клермонском коллеже, где основательно изучил латынь, так что свободно читал в подлиннике римских авторов и даже, по преданию, перевел на французский язык философскую поэму Лукреция «О природе вещей».
По окончании колледжа (1639) он выдержал в Орлеане экзамен на звание лиценциата прав. Но юридическая карьера привлекала его не больше отцовского ремесла, и Жан-Батист избрал профессию актёра, взяв театральный псевдоним Мольер. В 1643 году он стал во главе «Блистательного театра». В жестокой конкурентной борьбе с уже популярными в Париже труппами они проигрывают. Когда через 2 года труппа распалась, Мольер решил искать счастья в провинции, примкнув к труппе бродячих комедиантов, возглавляемой Дюфреном.
Юношеские скитания Мольера по французской провинции (1645-1658) в годы гражданской войны – Фронды – обогатили его житейским и театральным опытом. С 1650 года он возглавил труппу Дюфрена. Репертуарный голод труппы Мольера явился стимулом к началу его драматургической деятельности. Так годы театральной учёбы стали годами и его авторской учёбы.
24 октября 1658 года труппа Мольера дебютировала в Луврском дворце в присутствии Людовика XIV. Утерянный фарс «Влюбленный доктор» имел громадный успех и решил судьбу труппы: король предоставил ей придворный театр Пти-Бурбон, в котором она играла до 1661 года, пока не перешла в театр Пале-Рояль, где уже оставалась до конца жизни Мольера.
С момента водворения Мольера в Париже начинается период его лихорадочной драматургической работы, напряженность которой не ослабевала до самой его смерти. За эти 15 лет (1658-1673) Мольер создал все свои лучшие пьесы.
В 1659 году он поставил одноактную комедию в прозе «Смешные жеманницы». Первой подлинно классической комедией стала «Школа жен». В январе 1664 года был сыгран «Брак по принуждению», в мае – «Тартюф, или Обманщик». Весной 1665 года подвергся запрету «Дон Жуан, или Каменный пир». Через год Мольер поставил высокую комедию «Мизантроп».
В 1669-71 годах он поставил комедии «Господин де Пурсоньяк», «Блистательные любовники», «Графиня д’Эскарбарья» и самую лучшую из своих пьес – «Мещанин во дворянстве», а также трагедию-балет «Психея».
В марте 1672 года Мольер представил публике комедию «Ученые женщины», а зимой 1673 года написал свою последнюю комедию-балет «Мнимый больной».
17 февраля 1673 года на её четвертом представлении с ним случился удар, и через несколько часов Жан-Батист Мольер скончался.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_января #М__ #П__