16 января 1873 года родился Осип (Иосиф) Эммануилович БРАЗ /имя при рождении – Хаим-Йосель Мендел...
16 января
16 января
1873 года родился Осип (Иосиф) Эммануилович БРАЗ /имя при рождении – Хаим-Йосель Менделович Браз/ (в Одессе, Херсонская губерния, Российская империя), известный живописец, гравёр-офортист, литограф. Академик императорской Академии художеств.
Один из представителей художественного объединения «Мир Искусства». Российским искусствоведом А.Н. Бенуа он считался одним из лучших портретистов своего времени.
Отличительные черты творчества Браза – насыщенный колорит и свободная манера живописи; сочетание традиционализма с элементами импрессионизма и модерна.
Одной из творческих целей художника было – возрождение традиций русского парадного портрета.
* * * * *
После окончания в 1890 году Одесской художественной школы (учился у К.К. Костанди), он продолжил образование в Мюнхене, в частной школе венгерского мастера Шимона Халлоши (1891-1894), а затем в Мюнхенской академии художеств.
В дальнейшем Осип Браз жил во Франции. В Париже впервые были показаны его работы на выставке известных художников «Марсово поле». Впоследствии художник переселился в Голландию, где изучал работы старых мастеров, знакомился с современным европейским искусством и творчеством художников Голландии.
Уже сформировавшимся живописцем Браз в 1895 году поступил в Петербургскую Академию Художеств, учился в мастерской И.Е. Репина. Тогда же начал участвовать в выставках. В 1897 году он получил звание художника, но, вопреки академическим правилам, не за специальную конкурсную картину, а за серию портретов. Один из них – «Портрет Е.М. Мартыновой» (1896) – приобрел П.М. Третьяков, который заказал Бразу также изображения Комиссаржевской и Чехова. Портрет Чехова (1898) получил противоречивые оценки современников, но является сейчас единственным прижизненным законченным портретом писателя.
В мастерской Репина Осип Браз сблизился с молодыми живописцами, вошедшими вскоре в художественное объединение «Мир искусства», и впоследствии стал постоянным участником его выставок.
Художником была создана целая галерея портретов русских художников конца XIX – начала XX веков: Л.О. Пастернака, А.П. Соколова, К.А. Сомова, К.К. Первухина, И.Я. Гинцбурга и др. После пребывания за границей в 1907-1911 годах живописная манера Браза стала еще более свободной, а колорит насыщеннее. В таком ключе исполнены пейзажи Крыма и Финляндии, относящиеся к периоду 1910-х годов.
В 1914 году он был избран академиком Академии художеств. Осип Браз был прекрасным знатоком живописи и коллекционером. Через 2 года его как специалиста включили в состав комиссии по реставрации картин Эрмитажа, а в 1918 году назначили хранителем музея. Одним из шедевров своего собрания – картиной Ж.-Б. Шардена «Натюрморт с атрибутами искусства» – Эрмитаж обязан Бразу. Художник обнаружил картину в комиссионном магазине, отреставрировал её и определил авторство.
Осип Эммануилович воспитал многих живописцев. С конца 1890-х годов он преподавал в собственной мастерской, в 1920-х годах – во ВХУТЕИНе.
В 1924 году Браз был арестован по ложному обвинению в экономическом шпионаже, «за осведомление англичан о предстоящей продаже ценностей Эрмитажа». В тюрьме у художника открылась чахотка. Позже его перевели в лагерь на Соловках (1924-1926), где он принял активное участие в создании историко-художественного музея. Некоторое время был его заведующим, но в основном занимался памятниками, их зарисовками.
В 1926 году Осип Браз был отправлен в ссылку в Новгород и провёл там персональную выставку, на которой представил пейзажи древнего города, и откуда стараниями друзей вернулся в том же году.
В 1928 году он выехал в Германию, где тогда находилась его семья. Впоследствии поселился в Париже. Знания и опыт позволили художнику успешно вести антикварную торговлю и собрать хорошую коллекцию произведений искусства.
Скончался Осип Эммануилович БРАЗ 6 ноября 1936 года в Шантильи (Париж, Франция).
1873 года родился Осип (Иосиф) Эммануилович БРАЗ /имя при рождении – Хаим-Йосель Менделович Браз/ (в Одессе, Херсонская губерния, Российская империя), известный живописец, гравёр-офортист, литограф. Академик императорской Академии художеств.
Один из представителей художественного объединения «Мир Искусства». Российским искусствоведом А.Н. Бенуа он считался одним из лучших портретистов своего времени.
Отличительные черты творчества Браза – насыщенный колорит и свободная манера живописи; сочетание традиционализма с элементами импрессионизма и модерна.
Одной из творческих целей художника было – возрождение традиций русского парадного портрета.
* * * * *
После окончания в 1890 году Одесской художественной школы (учился у К.К. Костанди), он продолжил образование в Мюнхене, в частной школе венгерского мастера Шимона Халлоши (1891-1894), а затем в Мюнхенской академии художеств.
В дальнейшем Осип Браз жил во Франции. В Париже впервые были показаны его работы на выставке известных художников «Марсово поле». Впоследствии художник переселился в Голландию, где изучал работы старых мастеров, знакомился с современным европейским искусством и творчеством художников Голландии.
Уже сформировавшимся живописцем Браз в 1895 году поступил в Петербургскую Академию Художеств, учился в мастерской И.Е. Репина. Тогда же начал участвовать в выставках. В 1897 году он получил звание художника, но, вопреки академическим правилам, не за специальную конкурсную картину, а за серию портретов. Один из них – «Портрет Е.М. Мартыновой» (1896) – приобрел П.М. Третьяков, который заказал Бразу также изображения Комиссаржевской и Чехова. Портрет Чехова (1898) получил противоречивые оценки современников, но является сейчас единственным прижизненным законченным портретом писателя.
В мастерской Репина Осип Браз сблизился с молодыми живописцами, вошедшими вскоре в художественное объединение «Мир искусства», и впоследствии стал постоянным участником его выставок.
Художником была создана целая галерея портретов русских художников конца XIX – начала XX веков: Л.О. Пастернака, А.П. Соколова, К.А. Сомова, К.К. Первухина, И.Я. Гинцбурга и др. После пребывания за границей в 1907-1911 годах живописная манера Браза стала еще более свободной, а колорит насыщеннее. В таком ключе исполнены пейзажи Крыма и Финляндии, относящиеся к периоду 1910-х годов.
В 1914 году он был избран академиком Академии художеств. Осип Браз был прекрасным знатоком живописи и коллекционером. Через 2 года его как специалиста включили в состав комиссии по реставрации картин Эрмитажа, а в 1918 году назначили хранителем музея. Одним из шедевров своего собрания – картиной Ж.-Б. Шардена «Натюрморт с атрибутами искусства» – Эрмитаж обязан Бразу. Художник обнаружил картину в комиссионном магазине, отреставрировал её и определил авторство.
Осип Эммануилович воспитал многих живописцев. С конца 1890-х годов он преподавал в собственной мастерской, в 1920-х годах – во ВХУТЕИНе.
В 1924 году Браз был арестован по ложному обвинению в экономическом шпионаже, «за осведомление англичан о предстоящей продаже ценностей Эрмитажа». В тюрьме у художника открылась чахотка. Позже его перевели в лагерь на Соловках (1924-1926), где он принял активное участие в создании историко-художественного музея. Некоторое время был его заведующим, но в основном занимался памятниками, их зарисовками.
В 1926 году Осип Браз был отправлен в ссылку в Новгород и провёл там персональную выставку, на которой представил пейзажи древнего города, и откуда стараниями друзей вернулся в том же году.
В 1928 году он выехал в Германию, где тогда находилась его семья. Впоследствии поселился в Париже. Знания и опыт позволили художнику успешно вести антикварную торговлю и собрать хорошую коллекцию произведений искусства.
Скончался Осип Эммануилович БРАЗ 6 ноября 1936 года в Шантильи (Париж, Франция).