29 апреля В 1727 году родился Жан-Жорж НОВЕРР (в Париже), французский балетный танцор, хореограф и ...
29 апреля
29 апреля
В 1727 году родился Жан-Жорж НОВЕРР (в Париже), французский балетный танцор, хореограф и теоретик балета, создатель балетных реформ.
День его рождения 29 апреля по решению ЮНЕСКО с 1982 года отмечается как МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТАНЦА.
Жан Жорж Новерр – выдающийся балетный деятель, создатель балетного спектакля – оказал огромное влияние на всё искусство своего времени.
Он первым отменил в танцах маски – его артисты стали первым танцовщиками, выходившими на сцену не в масках, как было раньше, – а показывая свои живые человеческие лица. Правда, масочные образы замещались таким слоем грима, что говорить о «живых человеческих лицах» было бы некоторым преувеличением, но ведь это был самый первый шаг отказа от масок в пользу игры лицом.
* * * * *
Среди педагогов Новерра были знаменитый французский балетный танцор Луи Дюпре и танцор Королевской академии музыки Франсуа-Робер Марсель.
В 1755-57 годах он возглавлял балетную труппу в театре «Друри-Лейн» в Лондоне. В постановках «Ринальдо и Армида», «Адмет и Альцеста», «Медея и Язон» и других Новерр разработал принципы героического балета и балета-трагедии.
Вернувшись в 1757 году во Францию, Новерр возглавил балетную труппу в Лионе, который тогда был одним из передовых музыкальных и хореографических центров Франции. Парижская опера хранила традиции и сопротивлялась новым веяниям – ну, а в провинции были возможны эксперименты.
А уже 3 года спустя в Лионе и Штутгарте вышла в свет книга, фактически совершившая революцию в балетном театре. Называлась она – «Письма о танце и балетах». Этот труд принес Новерру европейскую известность, признание ученых-просветителей и уважение всех, кто устал от старых форм классического танца и дивертисментов.
Для того чтобы реализовать свои замыслы, воплотить теорию в практике и показать Европе по какому пути следует двигаться, Новерр уехал в Штутгарт и проработал там 7 лет.
Со всех концов Европы артисты и балетмейстеры устремились в Штутгарт за идеями и балетами. Парижанин Доберваль переносит некоторые новшества в Оперу; затем Вестрис ставит Новеровскую «Медею» в Варшаве, потом в Париже. Но в 1767 году штутгартский театр закрылся.
Новерр перебрался в Вену и создал немало спектаклей в содружестве с композитором Кристофом Глюком. Проработав в Вене 7 лет, он отправился в Милан, потом – в Неаполь, Турин, Лиссабон. Он сам пропагандировал свои идеи, сам заботился о том, чтобы «Письма о танце и балетах» переводились на другие языки.
В 1775 году Мария-Антуанетта, став к этому времени супругой дофина, а затем, с 1774 года, короля Франции Людовика XVI, повелела Новерру прибыть в Париж и назначила его первым балетмейстером в театре Оперы, носившем тогда название Королевской Академии музыки.
С 1778 года – он член Французской королевской академии танцев.
В период 1776-81 годов Новерр возглавлял балетную труппу Парижской оперы, однако его замыслы встретили сопротивление со стороны консервативной труппы и завсегдатаев театра, не желающих ничего менять. Новерр покинул этот пост, и следующее десятилетие проводил преимущественно в Лондоне, возглавляя балетную труппу в театре «Друри-Лейн».
Новерр поставил свыше 80 балетов и большое число танцев в операх, он уделял огромное внимание теории танцевального искусства, разрабатывая и развивая его.
Последние его годы были печальны. Он иногда посещал театры и видел, что молодые балетмейстеры, реализуя его планы, превзошли его же достижения, – самостоятельный балетный театр расцветает, и мало кто вспоминал имя основоположника.
Скончался Жан-Жорж Новерр 19 октября 1810 года в Сен-Жермен-ан-Ле, ровно полвека спустя после появления «Писем…».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_апреля #Н_
В 1727 году родился Жан-Жорж НОВЕРР (в Париже), французский балетный танцор, хореограф и теоретик балета, создатель балетных реформ.
День его рождения 29 апреля по решению ЮНЕСКО с 1982 года отмечается как МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТАНЦА.
Жан Жорж Новерр – выдающийся балетный деятель, создатель балетного спектакля – оказал огромное влияние на всё искусство своего времени.
Он первым отменил в танцах маски – его артисты стали первым танцовщиками, выходившими на сцену не в масках, как было раньше, – а показывая свои живые человеческие лица. Правда, масочные образы замещались таким слоем грима, что говорить о «живых человеческих лицах» было бы некоторым преувеличением, но ведь это был самый первый шаг отказа от масок в пользу игры лицом.
* * * * *
Среди педагогов Новерра были знаменитый французский балетный танцор Луи Дюпре и танцор Королевской академии музыки Франсуа-Робер Марсель.
В 1755-57 годах он возглавлял балетную труппу в театре «Друри-Лейн» в Лондоне. В постановках «Ринальдо и Армида», «Адмет и Альцеста», «Медея и Язон» и других Новерр разработал принципы героического балета и балета-трагедии.
Вернувшись в 1757 году во Францию, Новерр возглавил балетную труппу в Лионе, который тогда был одним из передовых музыкальных и хореографических центров Франции. Парижская опера хранила традиции и сопротивлялась новым веяниям – ну, а в провинции были возможны эксперименты.
А уже 3 года спустя в Лионе и Штутгарте вышла в свет книга, фактически совершившая революцию в балетном театре. Называлась она – «Письма о танце и балетах». Этот труд принес Новерру европейскую известность, признание ученых-просветителей и уважение всех, кто устал от старых форм классического танца и дивертисментов.
Для того чтобы реализовать свои замыслы, воплотить теорию в практике и показать Европе по какому пути следует двигаться, Новерр уехал в Штутгарт и проработал там 7 лет.
Со всех концов Европы артисты и балетмейстеры устремились в Штутгарт за идеями и балетами. Парижанин Доберваль переносит некоторые новшества в Оперу; затем Вестрис ставит Новеровскую «Медею» в Варшаве, потом в Париже. Но в 1767 году штутгартский театр закрылся.
Новерр перебрался в Вену и создал немало спектаклей в содружестве с композитором Кристофом Глюком. Проработав в Вене 7 лет, он отправился в Милан, потом – в Неаполь, Турин, Лиссабон. Он сам пропагандировал свои идеи, сам заботился о том, чтобы «Письма о танце и балетах» переводились на другие языки.
В 1775 году Мария-Антуанетта, став к этому времени супругой дофина, а затем, с 1774 года, короля Франции Людовика XVI, повелела Новерру прибыть в Париж и назначила его первым балетмейстером в театре Оперы, носившем тогда название Королевской Академии музыки.
С 1778 года – он член Французской королевской академии танцев.
В период 1776-81 годов Новерр возглавлял балетную труппу Парижской оперы, однако его замыслы встретили сопротивление со стороны консервативной труппы и завсегдатаев театра, не желающих ничего менять. Новерр покинул этот пост, и следующее десятилетие проводил преимущественно в Лондоне, возглавляя балетную труппу в театре «Друри-Лейн».
Новерр поставил свыше 80 балетов и большое число танцев в операх, он уделял огромное внимание теории танцевального искусства, разрабатывая и развивая его.
Последние его годы были печальны. Он иногда посещал театры и видел, что молодые балетмейстеры, реализуя его планы, превзошли его же достижения, – самостоятельный балетный театр расцветает, и мало кто вспоминал имя основоположника.
Скончался Жан-Жорж Новерр 19 октября 1810 года в Сен-Жермен-ан-Ле, ровно полвека спустя после появления «Писем…».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_апреля #Н_