11 мая В 1855 году родился Анатолий Константинович ЛЯДОВ (в Санкт-Петербурге), русский композитор, ...
11 мая
11 мая
В 1855 году родился Анатолий Константинович ЛЯДОВ (в Санкт-Петербурге), русский композитор, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории.
Он считается одним из мастеров жанра миниатюры – многие его произведения написаны в простых формах и длятся несколько минут («Музыкальная табакерка»).
Среди самых известных сочинений Лядова – симфонические поэмы «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора», «Танец Амазонки», «Скорбная песнь».
Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен», написанные им в 1887-90 годы. В их основу легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров – заклинаний, прибауток, присказок.
* * * * *
Выходец из семьи профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Отличной школой для него был Мариинский театр, в котором работал отец, известный дирижер русской оперы. Весь оперный репертуар театра был знаком Лядову с детства, а в юные годы он сам нередко участвовал в спектаклях в качестве статиста.
Первые уроки фортепианной игры он получил у пианистки В.А. Антиповой, сестры матери. В 1867-78 годах Лядов обучался в Санкт-Петербургской консерватории у профессоров Ю. Иогансена, Ф. Беггрова и А. Дубасова, а с 1874 года – в классе композиции у Римского-Корсакова, сразу же оценившего дарование своего ученика: «Талантлив несказанно».
Несмотря на то, что учебный процесс протекал далеко не гладко, Лядов блестяще закончил консерваторию, представив в качестве дипломной работы выполненную на высоком профессиональном уровне кантату «Заключительная сцена из «Мессинской невесты», по Шиллеру».
Будучи студентом, Лядов при содействии Римского-Корсакова вошел в содружество композиторов «Могучая кучка», которые тепло приняли одаренного юношу в свой клан как преемника «новой русской школы».
В год окончания консерватории композитор получил приглашение на должность преподавателя в консерватории, где и работал до конца жизни. Среди его учеников: Б.В. Асафьев, М.Ф. Гнесин, Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, В.М. Беляев, И.И. Чекрыгин, А.В. Оссовский и др.
Преподавание отнимало много времени. Лядов сочинял, по его собственному выражению, «в щелочки времени», и это его очень удручало: «Сочиняю мало и сочиняю туго. Неужели я только учитель?».
В своих привычках он оставался консервативным. Внешне спокойно и крайне однообразно протекали его годы: «30 лет на одной квартире – зимой; 30 лет на одной даче – летом; 30 лет в весьма замкнутом круге людей», – отмечал А.Н. Римский-Корсаков.
Лишь дважды ровное течение петербургской жизни было нарушено короткими поездками за границу: на Всемирную художественную выставку в Париж (1889), где исполнялись его сочинения, и в Германию (1910).
Лядов был прекрасным пианистом, хотя и не считал себя виртуозом и не занимался публичной концертной деятельностью.
Композитор занимался обработкой русских народных песен, всего их насчитывается 150. Лядов известен как фольклорист – им составлено несколько сборников русских народных песен. Симфонические шедевры Лядова появились в последний период его жизни.
Последняя работа в сфере симфонической музыки – «Кеше» («Скорбная песнь»), связана с образами Метерлинка.
«Скорбная песнь» оказалась «лебединой песнью» самого Лядова, в которой, по словам Асафьева, композитор «приоткрыл уголок своей собственной души, из своих личных переживаний почерпнул материал для этого звукового рассказа, правдиво-трогательного, как робкая жалоба».
Скончался Анатолий Константинович Лядов 28 августа 1914 года в усадьбе Полыновка близ Боровичей (Новгородская губерния).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_11_мая #Л__
В 1855 году родился Анатолий Константинович ЛЯДОВ (в Санкт-Петербурге), русский композитор, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории.
Он считается одним из мастеров жанра миниатюры – многие его произведения написаны в простых формах и длятся несколько минут («Музыкальная табакерка»).
Среди самых известных сочинений Лядова – симфонические поэмы «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора», «Танец Амазонки», «Скорбная песнь».
Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен», написанные им в 1887-90 годы. В их основу легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров – заклинаний, прибауток, присказок.
* * * * *
Выходец из семьи профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Отличной школой для него был Мариинский театр, в котором работал отец, известный дирижер русской оперы. Весь оперный репертуар театра был знаком Лядову с детства, а в юные годы он сам нередко участвовал в спектаклях в качестве статиста.
Первые уроки фортепианной игры он получил у пианистки В.А. Антиповой, сестры матери. В 1867-78 годах Лядов обучался в Санкт-Петербургской консерватории у профессоров Ю. Иогансена, Ф. Беггрова и А. Дубасова, а с 1874 года – в классе композиции у Римского-Корсакова, сразу же оценившего дарование своего ученика: «Талантлив несказанно».
Несмотря на то, что учебный процесс протекал далеко не гладко, Лядов блестяще закончил консерваторию, представив в качестве дипломной работы выполненную на высоком профессиональном уровне кантату «Заключительная сцена из «Мессинской невесты», по Шиллеру».
Будучи студентом, Лядов при содействии Римского-Корсакова вошел в содружество композиторов «Могучая кучка», которые тепло приняли одаренного юношу в свой клан как преемника «новой русской школы».
В год окончания консерватории композитор получил приглашение на должность преподавателя в консерватории, где и работал до конца жизни. Среди его учеников: Б.В. Асафьев, М.Ф. Гнесин, Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, В.М. Беляев, И.И. Чекрыгин, А.В. Оссовский и др.
Преподавание отнимало много времени. Лядов сочинял, по его собственному выражению, «в щелочки времени», и это его очень удручало: «Сочиняю мало и сочиняю туго. Неужели я только учитель?».
В своих привычках он оставался консервативным. Внешне спокойно и крайне однообразно протекали его годы: «30 лет на одной квартире – зимой; 30 лет на одной даче – летом; 30 лет в весьма замкнутом круге людей», – отмечал А.Н. Римский-Корсаков.
Лишь дважды ровное течение петербургской жизни было нарушено короткими поездками за границу: на Всемирную художественную выставку в Париж (1889), где исполнялись его сочинения, и в Германию (1910).
Лядов был прекрасным пианистом, хотя и не считал себя виртуозом и не занимался публичной концертной деятельностью.
Композитор занимался обработкой русских народных песен, всего их насчитывается 150. Лядов известен как фольклорист – им составлено несколько сборников русских народных песен. Симфонические шедевры Лядова появились в последний период его жизни.
Последняя работа в сфере симфонической музыки – «Кеше» («Скорбная песнь»), связана с образами Метерлинка.
«Скорбная песнь» оказалась «лебединой песнью» самого Лядова, в которой, по словам Асафьева, композитор «приоткрыл уголок своей собственной души, из своих личных переживаний почерпнул материал для этого звукового рассказа, правдиво-трогательного, как робкая жалоба».
Скончался Анатолий Константинович Лядов 28 августа 1914 года в усадьбе Полыновка близ Боровичей (Новгородская губерния).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_11_мая #Л__