18 мая В 1048 году родился ОМАР ХАЙЯМ /полное имя – Гиясаддин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим аль-Хайя...
18 мая
18 мая
В 1048 году родился ОМАР ХАЙЯМ /полное имя – Гиясаддин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим аль-Хайям Нишапури/ (в Нишапуре, Хорасан, ныне Северный Иран), персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог.
Его имя известно всему миру благодаря написанным им четверостишиям «рубаи». Однако этим его роль в истории не ограничена. В алгебре он построил классификацию кубических уравнений и дал их решения с помощью конических сечений.
В Иране Омар Хайям известен созданием более точного, по сравнению с европейским, календаря, который официально используется с XI века.
* * * * *
Он был единственным сыном, и отец дал ему прекрасное образование. В 8 лет знал Коран по памяти, углубленно занимался математикой, астрономией и философией. Десятилетним Омар изучал арабский язык, а через 2 года стал учеником Нишапурского медресе. Блестяще окончив курс по мусульманскому праву и медицине, он получил квалификацию хакима (врача).
Но медицинская практика мало интересовала Омара, и он решил продолжить образование, посвятив свое время изучению сочинений известного математика и астронома Сабита ибн Курры. Изучил труды греческих математиков и прочитал перевод знаменитых «Начал» Евклида.
Детство Хайяма пришлось на жестокий период сельджукского завоевания Центральной Азии. Погибло множество людей, в т.ч. значительная часть учёных.
В 16-летнем возрасте Хайям пережил первую в своей жизни утрату: во время эпидемии умер его отец, а потом и мать. Омар продал отцовский дом и мастерскую и отправился в Самарканд. В то время это был признанный на Востоке научный и культурный центр.
В Самарканде Хайям поступает вначале учеником одного из медресе, но после нескольких выступлений на диспутах он настолько поразил всех своей ученостью, что его сразу же сделали наставником.
Как и другие крупные учёные того времени, Омар не задерживался подолгу в каком-то городе. Через 4 года он переезжает в Бухару, где начал работать в хранилищах книг. За 10 лет прожитых там, он написал 4 фундаментальных трактата по математике; с группой учёных разработал солнечный календарь – намного точнее Григорианского.
В 1074 году его пригласили в Исфахан, центр государства Санджаров, ко двору сельджукского султана Малик-шаха I. По инициативе главного шахского визиря Омар становится духовным наставником султана. Кроме того, Малик-шах назначил его руководителем дворцовой обсерватории, в то время одной из крупнейших. Однако в 1092 году, со смертью покровительствовавшего ему султана Мелик-шаха и визиря Низам ал-Мулка, исфаханский период его жизни заканчивается.
К славе Хайяма как выдающегося математика и астронома прибавилась в эти годы и крамольная слава вероотступника. Его философские взгляды вызывали ярое недовольство ревнителей ислама, его отношения с высшим духовенством резко ухудшились. Они приняли столь опасный для Омара характер, что, обвинённый в безбожном вольнодумстве, поэт вынужден был покинуть сельджукскую столицу.
О позднем периоде жизни Хайяма известно очень мало. Историки указывают, что некоторое время он пребывал в Мерве, а в какой-то момент вернулся в родной Нишапур, где и прожил до последних дней жизни, лишь иногда покидая его для посещения Бухары или Балха.
В эти годы он вел преподавание в Нишапурском медресе, имел небольшой круг близких учеников, изредка принимал искавших встречи с ним ученых и философов, участвовал в научных диспутах.
Скончался выдающийся поэт, философ и ученый Омар Хайям 4 декабря 1131 года в Нишапуре.
* * * * *
О последних часах жизни Хайяма известно со слов его современника Бехаки, ссылающегося на слова зятя поэта.
Однажды во время чтения «Книги об исцелении» Абу Али ибн Сины Хайям почувствовал приближение смерти (а было тогда ему уже за 80 лет). Остановился он в чтении на разделе, посвященном труднейшему метафизическому вопросу и озаглавленному «Единое во множественном», заложил между листов золотую зубочистку, которую держал в руке, и закрыл фолиант. Затем позвал своих близких учеников, составил завещание и после этого уже не принимал ни пищи, ни питья. Исполнив молитву на сон грядущий, он положил земной поклон и, стоя на коленях, произнёс: «Боже! По мере своих сил я старался познать Тебя. Прости меня! Поскольку я познал Тебя, постольку я к Тебе приблизился». С этими словами на устах поэт и умер.
* * * * *
Омар Хайям остался в веках благодаря своим «рубаи» – мудрым, полным юмора, лукавства и дерзости. Долгое время он был забыт, но его творчество стало известным европейцам в новое время благодаря переводам Эдварда Фитцджеральда.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_мая #О__ #Х__
В 1048 году родился ОМАР ХАЙЯМ /полное имя – Гиясаддин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим аль-Хайям Нишапури/ (в Нишапуре, Хорасан, ныне Северный Иран), персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог.
Его имя известно всему миру благодаря написанным им четверостишиям «рубаи». Однако этим его роль в истории не ограничена. В алгебре он построил классификацию кубических уравнений и дал их решения с помощью конических сечений.
В Иране Омар Хайям известен созданием более точного, по сравнению с европейским, календаря, который официально используется с XI века.
* * * * *
Он был единственным сыном, и отец дал ему прекрасное образование. В 8 лет знал Коран по памяти, углубленно занимался математикой, астрономией и философией. Десятилетним Омар изучал арабский язык, а через 2 года стал учеником Нишапурского медресе. Блестяще окончив курс по мусульманскому праву и медицине, он получил квалификацию хакима (врача).
Но медицинская практика мало интересовала Омара, и он решил продолжить образование, посвятив свое время изучению сочинений известного математика и астронома Сабита ибн Курры. Изучил труды греческих математиков и прочитал перевод знаменитых «Начал» Евклида.
Детство Хайяма пришлось на жестокий период сельджукского завоевания Центральной Азии. Погибло множество людей, в т.ч. значительная часть учёных.
В 16-летнем возрасте Хайям пережил первую в своей жизни утрату: во время эпидемии умер его отец, а потом и мать. Омар продал отцовский дом и мастерскую и отправился в Самарканд. В то время это был признанный на Востоке научный и культурный центр.
В Самарканде Хайям поступает вначале учеником одного из медресе, но после нескольких выступлений на диспутах он настолько поразил всех своей ученостью, что его сразу же сделали наставником.
Как и другие крупные учёные того времени, Омар не задерживался подолгу в каком-то городе. Через 4 года он переезжает в Бухару, где начал работать в хранилищах книг. За 10 лет прожитых там, он написал 4 фундаментальных трактата по математике; с группой учёных разработал солнечный календарь – намного точнее Григорианского.
В 1074 году его пригласили в Исфахан, центр государства Санджаров, ко двору сельджукского султана Малик-шаха I. По инициативе главного шахского визиря Омар становится духовным наставником султана. Кроме того, Малик-шах назначил его руководителем дворцовой обсерватории, в то время одной из крупнейших. Однако в 1092 году, со смертью покровительствовавшего ему султана Мелик-шаха и визиря Низам ал-Мулка, исфаханский период его жизни заканчивается.
К славе Хайяма как выдающегося математика и астронома прибавилась в эти годы и крамольная слава вероотступника. Его философские взгляды вызывали ярое недовольство ревнителей ислама, его отношения с высшим духовенством резко ухудшились. Они приняли столь опасный для Омара характер, что, обвинённый в безбожном вольнодумстве, поэт вынужден был покинуть сельджукскую столицу.
О позднем периоде жизни Хайяма известно очень мало. Историки указывают, что некоторое время он пребывал в Мерве, а в какой-то момент вернулся в родной Нишапур, где и прожил до последних дней жизни, лишь иногда покидая его для посещения Бухары или Балха.
В эти годы он вел преподавание в Нишапурском медресе, имел небольшой круг близких учеников, изредка принимал искавших встречи с ним ученых и философов, участвовал в научных диспутах.
Скончался выдающийся поэт, философ и ученый Омар Хайям 4 декабря 1131 года в Нишапуре.
* * * * *
О последних часах жизни Хайяма известно со слов его современника Бехаки, ссылающегося на слова зятя поэта.
Однажды во время чтения «Книги об исцелении» Абу Али ибн Сины Хайям почувствовал приближение смерти (а было тогда ему уже за 80 лет). Остановился он в чтении на разделе, посвященном труднейшему метафизическому вопросу и озаглавленному «Единое во множественном», заложил между листов золотую зубочистку, которую держал в руке, и закрыл фолиант. Затем позвал своих близких учеников, составил завещание и после этого уже не принимал ни пищи, ни питья. Исполнив молитву на сон грядущий, он положил земной поклон и, стоя на коленях, произнёс: «Боже! По мере своих сил я старался познать Тебя. Прости меня! Поскольку я познал Тебя, постольку я к Тебе приблизился». С этими словами на устах поэт и умер.
* * * * *
Омар Хайям остался в веках благодаря своим «рубаи» – мудрым, полным юмора, лукавства и дерзости. Долгое время он был забыт, но его творчество стало известным европейцам в новое время благодаря переводам Эдварда Фитцджеральда.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_мая #О__ #Х__