1 июня В 1804 году родился Михаил Иванович ГЛИНКА (в селе Новоспасском, Смоленская губерния), русски...
1 июня
1 июня
В 1804 году родился Михаил Иванович ГЛИНКА (в селе Новоспасском, Смоленская губерния), русский композитор, основоположник национальной композиторской школы, родоначальник русской классической музыки.
Автор опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842), которые положили начало двум направлениям русской оперы – народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине.
Симфонические сочинения: «Камаринская» (1848), «Испанские увертюры» («Арагонская хота», 1845, и «Ночь в Мадриде», 1851), заложили основы русского симфонизма.
Классик русского романса.
Сочинения Глинки оказали сильное влияние на последующие поколения композиторов, в т.ч. на А.С. Даргомыжского, членов «Могучей кучки», П.И. Чайковского, развивавших в своей музыке его идеи.
* * * * *
Выходец из семьи смоленских помещиков, Михаил начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, он рано проявил тягу к музыке.
Музыкальные занятия – игра на скрипке и фортепиано – начались довольно поздно (1815-1816) и носили любительский характер.
В 1818 году Глинка поступил в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте Петербурга, где учился вместе с младшим братом Пушкина Львом, тогда же познакомился и с самим поэтом.
Гувернёром Глинки был В. Кюхельбекер, преподававший в пансионе русскую словесность. Параллельно с учебой Михаил брал уроки игры на фортепиано у английского композитора Джона Филда.
После окончания пансиона Глинка поступил в Главное управление путей сообщения, но вскоре оставил службу, чтобы всецело посвятить себя музыке.
В 1830-34 годах он предпринял большое путешествие по Италии, Австрии и Германии, знакомясь с европейскими музыкальными традициями и совершенствуя своё композиторское мастерство. По возвращении приступил к осуществлению своей заветной мечты – написанию русской оперы. Сюжет был подсказан В.А. Жуковским – подвиг Ивана Сусанина. Уже в 1836 году в Петербурге состоялась премьера оперы «Жизнь за царя».
После успеха Глинка принялся за вторую оперу, на этот раз на пушкинский сюжет. Работа шла с перерывами около 6 лет. В 1842 году состоялась премьера «Руслана и Людмилы», ставшей первой сказочно-эпической оперой в истории русской музыки. Несмотря на то, что царская семья покинула ложу до окончания спектакля, передовые деятели культуры встретили сочинение с восторгом.
В 1838 году Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: «Вальс-фантазию» (1839) и дивный романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (1840).
Весной 1844 года композитор отправился в новое заграничное путешествие. Пробыв несколько дней в Берлине, он остановился в Париже, где встретился с Берлиозом, который включил в свою концертную программу несколько сочинений Глинки. Выпавший на их долю успех натолкнул композитора на мысль дать в Париже благотворительный концерт из собственных произведений. Этот концерт, состоявшийся 10 апреля 1845 года, был высоко оценен прессой.
Затем Глинка отправился в Испанию, где пробыл 2 года. Испанские впечатления легли в основу двух блестящих оркестровых пьес: «Арагонская хота» (1845) и «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1848, 2-ая редакция – 1851). В 1848 году композитор провел несколько месяцев в Варшаве, где была написана «Камаринская» – сочинение, о котором П.И. Чайковский заметил, что в ней, «как дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая музыка».
Зиму 1851/1852 годов Глинка провел в Петербурге, где сблизился с группой молодых деятелей культуры. Под его непосредственным влиянием складывалась русская вокальная школа.
В 1852 году композитор вновь уехал за границу, где чуть более двух лет прожил в Париже. Вернувшись в Россию, он провёл лето в Царском Селе на даче, а в августе снова перебрался в Петербург. В том же 1854 году Михаил Иванович начал писать мемуары, названные им «Записки».
В следующем году произошло его знакомство с М.А. Балакиревым, ставшим позже главой «Новой русской школы» (или «Могучей кучки»), творчески развившей традиции, заложенные Глинкой.
В 1856 году Михаил Иванович уезжает в Берлин. Там он занялся изучением старинных русских церковных напевов, творчества старых мастеров, хоровых сочинений итальянца Палестрины, Иоганна Себастьяна Баха. Глинка первый из светских композиторов стал сочинять и обрабатывать церковные мелодии в русском стиле. Неожиданная болезнь прервала эти занятия.
Скончался Михаил Иванович Глинка 15 февраля 1857 года в Берлине, похоронен на лютеранском кладбище. Впоследствии прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_июня #Г__
В 1804 году родился Михаил Иванович ГЛИНКА (в селе Новоспасском, Смоленская губерния), русский композитор, основоположник национальной композиторской школы, родоначальник русской классической музыки.
Автор опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842), которые положили начало двум направлениям русской оперы – народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине.
Симфонические сочинения: «Камаринская» (1848), «Испанские увертюры» («Арагонская хота», 1845, и «Ночь в Мадриде», 1851), заложили основы русского симфонизма.
Классик русского романса.
Сочинения Глинки оказали сильное влияние на последующие поколения композиторов, в т.ч. на А.С. Даргомыжского, членов «Могучей кучки», П.И. Чайковского, развивавших в своей музыке его идеи.
* * * * *
Выходец из семьи смоленских помещиков, Михаил начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, он рано проявил тягу к музыке.
Музыкальные занятия – игра на скрипке и фортепиано – начались довольно поздно (1815-1816) и носили любительский характер.
В 1818 году Глинка поступил в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте Петербурга, где учился вместе с младшим братом Пушкина Львом, тогда же познакомился и с самим поэтом.
Гувернёром Глинки был В. Кюхельбекер, преподававший в пансионе русскую словесность. Параллельно с учебой Михаил брал уроки игры на фортепиано у английского композитора Джона Филда.
После окончания пансиона Глинка поступил в Главное управление путей сообщения, но вскоре оставил службу, чтобы всецело посвятить себя музыке.
В 1830-34 годах он предпринял большое путешествие по Италии, Австрии и Германии, знакомясь с европейскими музыкальными традициями и совершенствуя своё композиторское мастерство. По возвращении приступил к осуществлению своей заветной мечты – написанию русской оперы. Сюжет был подсказан В.А. Жуковским – подвиг Ивана Сусанина. Уже в 1836 году в Петербурге состоялась премьера оперы «Жизнь за царя».
После успеха Глинка принялся за вторую оперу, на этот раз на пушкинский сюжет. Работа шла с перерывами около 6 лет. В 1842 году состоялась премьера «Руслана и Людмилы», ставшей первой сказочно-эпической оперой в истории русской музыки. Несмотря на то, что царская семья покинула ложу до окончания спектакля, передовые деятели культуры встретили сочинение с восторгом.
В 1838 году Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: «Вальс-фантазию» (1839) и дивный романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (1840).
Весной 1844 года композитор отправился в новое заграничное путешествие. Пробыв несколько дней в Берлине, он остановился в Париже, где встретился с Берлиозом, который включил в свою концертную программу несколько сочинений Глинки. Выпавший на их долю успех натолкнул композитора на мысль дать в Париже благотворительный концерт из собственных произведений. Этот концерт, состоявшийся 10 апреля 1845 года, был высоко оценен прессой.
Затем Глинка отправился в Испанию, где пробыл 2 года. Испанские впечатления легли в основу двух блестящих оркестровых пьес: «Арагонская хота» (1845) и «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1848, 2-ая редакция – 1851). В 1848 году композитор провел несколько месяцев в Варшаве, где была написана «Камаринская» – сочинение, о котором П.И. Чайковский заметил, что в ней, «как дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая музыка».
Зиму 1851/1852 годов Глинка провел в Петербурге, где сблизился с группой молодых деятелей культуры. Под его непосредственным влиянием складывалась русская вокальная школа.
В 1852 году композитор вновь уехал за границу, где чуть более двух лет прожил в Париже. Вернувшись в Россию, он провёл лето в Царском Селе на даче, а в августе снова перебрался в Петербург. В том же 1854 году Михаил Иванович начал писать мемуары, названные им «Записки».
В следующем году произошло его знакомство с М.А. Балакиревым, ставшим позже главой «Новой русской школы» (или «Могучей кучки»), творчески развившей традиции, заложенные Глинкой.
В 1856 году Михаил Иванович уезжает в Берлин. Там он занялся изучением старинных русских церковных напевов, творчества старых мастеров, хоровых сочинений итальянца Палестрины, Иоганна Себастьяна Баха. Глинка первый из светских композиторов стал сочинять и обрабатывать церковные мелодии в русском стиле. Неожиданная болезнь прервала эти занятия.
Скончался Михаил Иванович Глинка 15 февраля 1857 года в Берлине, похоронен на лютеранском кладбище. Впоследствии прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_июня #Г__