20 июня 1819 года родился Жак ОФФЕНБАХ /наст. имя – Якоб Эберст/ (в Кёльне, Германия), французский к...
20 июня
20 июня
1819 года родился Жак ОФФЕНБАХ /наст. имя – Якоб Эберст/ (в Кёльне, Германия), французский композитор и музыкант, основоположник и наиболее яркий представитель французской оперетты.
Оперетты Оффенбаха, остроумные и жизнерадостные, наполненные красочной музыкой, то лиричной, то каскадной, были чрезвычайно популярны во всей Европе. Лучшие из них ставятся и по сей день.
* * * * *
Музыкальная одарённость мальчика побудила отца, бедного служителя иудейской религии, привезти сына в 1833 году в Париж для обучения в консерватории игре на виолончели.
Из-за финансовых трудностей Жак смог проучиться чуть больше года, но этого было достаточно, чтобы стать виртуозом игры на этом инструменте. Позднее Оффенбах выступал вместе с такими выдающимися пианистами как Антон Рубинштейн, Ференц Лист, Феликс Мендельсон и др.
Сначала парижская «Комическая опера» (где он во время учёбы подрабатывал в оркестре), а потом и другие театры, отказываются от услуг молодого, никому не известного композитора. В 1839 году Оффенбаху впервые удаётся поставить водевиль со своей музыкой (в театре Пале-Рояль).
В 1847 году он получает место дирижёра во Французском Театре. К этому времени относятся его небольшие легкие ариетты, написанные на сюжеты из басен Лафонтена. Оффенбах сотрудничает с театром Флоримона Эрве. Понемногу исключительный мелодический дар Жака находит признание. В 1850 году он становится штатным композитором прославленного мольеровского театра «Французская комедия».
Годом рождения жанра оперетты становится 1855 год – Оффенбах открывает маленький театр, под названием «Буфф-Паризьен» и ставит там целый ряд небольших оперетт. Благодаря достоинствам музыки, умелому выбору актёров и либреттистов, многие постановки имеют большой успех. Весь Париж напевает мелодии Оффенбаха.
В 1858 году сняты ограничения, по которым театр Оффенбаха имел право выводить не более 4-х персонажей и ставить только одноактные пьесы. Композитор ставит масштабный спектакль «Орфей в аду», художником-оформителем которого стал молодой Гюстав Доре. Враждебные критические статьи только повышают популярность оперетты; приходит международный успех.
За «Орфеем» последовало около сотни оперетт, из которых наибольшую популярность заслужили: «Женевьева Брабантская» (1859); «Песенка Фортунио» (1861, по новелле Альфреда де Мюссе); «Прекрасная Елена» (1864); «Синяя Борода» (1866); «Парижская жизнь» (1866); «Великая герцогиня Герольштейнская» (1867); «Перикола» (1868); «Трапезундская принцесса» (1869); «Разбойники» (1869). Оперетты Оффенбаха ставились повсюду.
Под его влиянием и по его совету Иоганн Штраус создал в Вене новый центр опереточного искусства. Кульминацией успеха Оффенбаха стала Всемирная выставка 1867 года в Париже. Маленький театр с трудом вмещал многочисленных гостей, в т.ч. монархов, видных политиков и других знаменитостей.
В 1870 году развязана франко-прусская война, театр Буфф закрыт и отведен под лазарет. Оффенбах подвергается травле с обеих сторон: французские газеты обвиняют его в симпатиях к Германии, а немецкие – в предательстве. Он на год покидает Францию и путешествует по Европе. В 1875 году Оффенбах вынужден объявить о своём банкротстве.
А уже в 1876 году Жак Оффенбах гастролирует по США и имеет огромный успех. Через год появляется новая оперетта, «Мадам Фавар», она хорошо принята парижанами.
Несмотря на ухудшение здоровья и переутомление, Оффенбах начинает работу над давно задуманной оперой «Сказки Гофмана» (по мотивам произведений Гофмана). Он написал всю партитуру, завершил оркестровку пролога и первого акта, но довести до конца второй акт уже не успел.
Скончался Жак ОФФЕНБАХ 4 октября 1880 года в Париже.
Оставшиеся детали оперы «Сказки Гофмана» завершил его друг, Эрнест Гиро, известный также редактированием оперы Бизе «Кармен». Премьера оперы состоялась в 1881 году, в театре «Комическая опера», где некогда начинал молодой Оффенбах.
1819 года родился Жак ОФФЕНБАХ /наст. имя – Якоб Эберст/ (в Кёльне, Германия), французский композитор и музыкант, основоположник и наиболее яркий представитель французской оперетты.
Оперетты Оффенбаха, остроумные и жизнерадостные, наполненные красочной музыкой, то лиричной, то каскадной, были чрезвычайно популярны во всей Европе. Лучшие из них ставятся и по сей день.
* * * * *
Музыкальная одарённость мальчика побудила отца, бедного служителя иудейской религии, привезти сына в 1833 году в Париж для обучения в консерватории игре на виолончели.
Из-за финансовых трудностей Жак смог проучиться чуть больше года, но этого было достаточно, чтобы стать виртуозом игры на этом инструменте. Позднее Оффенбах выступал вместе с такими выдающимися пианистами как Антон Рубинштейн, Ференц Лист, Феликс Мендельсон и др.
Сначала парижская «Комическая опера» (где он во время учёбы подрабатывал в оркестре), а потом и другие театры, отказываются от услуг молодого, никому не известного композитора. В 1839 году Оффенбаху впервые удаётся поставить водевиль со своей музыкой (в театре Пале-Рояль).
В 1847 году он получает место дирижёра во Французском Театре. К этому времени относятся его небольшие легкие ариетты, написанные на сюжеты из басен Лафонтена. Оффенбах сотрудничает с театром Флоримона Эрве. Понемногу исключительный мелодический дар Жака находит признание. В 1850 году он становится штатным композитором прославленного мольеровского театра «Французская комедия».
Годом рождения жанра оперетты становится 1855 год – Оффенбах открывает маленький театр, под названием «Буфф-Паризьен» и ставит там целый ряд небольших оперетт. Благодаря достоинствам музыки, умелому выбору актёров и либреттистов, многие постановки имеют большой успех. Весь Париж напевает мелодии Оффенбаха.
В 1858 году сняты ограничения, по которым театр Оффенбаха имел право выводить не более 4-х персонажей и ставить только одноактные пьесы. Композитор ставит масштабный спектакль «Орфей в аду», художником-оформителем которого стал молодой Гюстав Доре. Враждебные критические статьи только повышают популярность оперетты; приходит международный успех.
За «Орфеем» последовало около сотни оперетт, из которых наибольшую популярность заслужили: «Женевьева Брабантская» (1859); «Песенка Фортунио» (1861, по новелле Альфреда де Мюссе); «Прекрасная Елена» (1864); «Синяя Борода» (1866); «Парижская жизнь» (1866); «Великая герцогиня Герольштейнская» (1867); «Перикола» (1868); «Трапезундская принцесса» (1869); «Разбойники» (1869). Оперетты Оффенбаха ставились повсюду.
Под его влиянием и по его совету Иоганн Штраус создал в Вене новый центр опереточного искусства. Кульминацией успеха Оффенбаха стала Всемирная выставка 1867 года в Париже. Маленький театр с трудом вмещал многочисленных гостей, в т.ч. монархов, видных политиков и других знаменитостей.
В 1870 году развязана франко-прусская война, театр Буфф закрыт и отведен под лазарет. Оффенбах подвергается травле с обеих сторон: французские газеты обвиняют его в симпатиях к Германии, а немецкие – в предательстве. Он на год покидает Францию и путешествует по Европе. В 1875 году Оффенбах вынужден объявить о своём банкротстве.
А уже в 1876 году Жак Оффенбах гастролирует по США и имеет огромный успех. Через год появляется новая оперетта, «Мадам Фавар», она хорошо принята парижанами.
Несмотря на ухудшение здоровья и переутомление, Оффенбах начинает работу над давно задуманной оперой «Сказки Гофмана» (по мотивам произведений Гофмана). Он написал всю партитуру, завершил оркестровку пролога и первого акта, но довести до конца второй акт уже не успел.
Скончался Жак ОФФЕНБАХ 4 октября 1880 года в Париже.
Оставшиеся детали оперы «Сказки Гофмана» завершил его друг, Эрнест Гиро, известный также редактированием оперы Бизе «Кармен». Премьера оперы состоялась в 1881 году, в театре «Комическая опера», где некогда начинал молодой Оффенбах.