12 июля В 1876 году родился Сергей Исаевич УТОЧКИН (в Одессе, Херсонская губерния, Российская импери...
12 июля
12 июля
В 1876 году родился Сергей Исаевич УТОЧКИН (в Одессе, Херсонская губерния, Российская империя), один из первых русских авиаторов и лётчиков-испытателей; многосторонний и талантливый спортсмен – фехтовальщик, пловец, яхтсмен, боксер, футболист, вело-, мото- и автогонщик начала XX века. Велики заслуги Уточкина в популяризации авиации в России в 1910-14 годы. Он совершил десятки демонстрационных полетов во многих городах Российской империи.
* * * * *
Сергей с двумя братьями, рано оставшись без родителей, воспитывался родственниками. В детстве он испытал шок, в результате чего остался заикой на всю жизнь. Обучался в Одесском коммерческом училище, но в 15 лет оставил учёбу ради занятий спортом.
Будучи разносторонним спортсменом, наибольших успехов добился как велогонщик, многократно побеждал на соревнованиях в России и за рубежом. Уточкин стал неоднократным чемпионом и рекордсменом России и завоевал призы на международных соревнованиях в Европе.
После нескольких неудачных попыток, 2 октября 1907 года в Одессе, он совершил самостоятельный полёт на приобретенном им воздушном шаре (на высоте 1200 м). Затем в 1908 году вместе с товарищами совершил полеты в Египте.
13 апреля 1910 года Уточкин впервые поднялся в воздух на биплане «Фарман-IV», принадлежавшем одесскому банкиру С. Ксидиасу. Впоследствии Сергей выкупил у него самолёт и использовал в своем турне по городам Российской империи. Он стал вторым дипломированным лётчиком в истории воздухоплавания в России (первым был Михаил Ефимов).
Если Ефимов учился летать во Франции в школе Фармана, то Уточкин сделал это самостоятельно и весной 1910 года сдал экзамены на звание пилота-авиатора в Одесском аэроклубе, затем подтвержденное Императорским всероссийским авиаклубом. Уже в мае 1910 года он приступил к показательным полетам в Киеве, Москве, Харькове и Нижнем Новгороде.
В общей сложности Сергей Уточкин в период 1910-12 годов совершил около 150 полетов в 70 городах России и за её пределам. Его полеты наблюдали будущие известные лётчики и авиаконструкторы: В.Я. Климов и С.В. Ильюшин (в Москве), Н.Н. Поликарпов (в Орле), А.А. Микулин и И.И. Сикорский (в Киеве), С.П. Королев (в Нежине), П.О. Сухой (в Гомеле), П.Н. Нестеров (в Тбилиси) и др.
В знак признания заслуг Уточкина в апреле 1910 года в Киеве его наградили Серебряной медалью Киевского общества воздухоплавания «За популяризацию воздухоплавания в России». Пик славы и популярности авиатора пришелся на лето 1910 года, когда он 3 июля в присутствии множества зрителей поднялся в воздух на самолёте «Фарман» с территории Фабрично-заводской художественно-промышленной и сельскохозяйственной всероссийской выставки в Одессе и перелетел через Одесский залив. Этот был 100-й юбилейный полет пионера отечественной и мировой авиации, который «Одесские новости» сравнили по важности с перелетом «Блерио через Ламанш».
Неоднократно самолеты Уточкина терпели крушение, самая тяжелая авария произошла в июле 1911 года во время перелета из Петербурга в Москву. Он получил многочисленные травмы, но, тем не менее, через 1,5 месяца снова вернулся в авиацию.
Перенесённые события сказались на его душевном здоровье, и с 1913 года он проходил лечение в разных клиниках Санкт-Петербурга. В последние годы жизни постоянных заработков не имел, периодически зарабатывал игрой в бильярд.
Скончался Сергей Исаевич Уточкин 13 января 1916 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_июля #У__
В 1876 году родился Сергей Исаевич УТОЧКИН (в Одессе, Херсонская губерния, Российская империя), один из первых русских авиаторов и лётчиков-испытателей; многосторонний и талантливый спортсмен – фехтовальщик, пловец, яхтсмен, боксер, футболист, вело-, мото- и автогонщик начала XX века. Велики заслуги Уточкина в популяризации авиации в России в 1910-14 годы. Он совершил десятки демонстрационных полетов во многих городах Российской империи.
* * * * *
Сергей с двумя братьями, рано оставшись без родителей, воспитывался родственниками. В детстве он испытал шок, в результате чего остался заикой на всю жизнь. Обучался в Одесском коммерческом училище, но в 15 лет оставил учёбу ради занятий спортом.
Будучи разносторонним спортсменом, наибольших успехов добился как велогонщик, многократно побеждал на соревнованиях в России и за рубежом. Уточкин стал неоднократным чемпионом и рекордсменом России и завоевал призы на международных соревнованиях в Европе.
После нескольких неудачных попыток, 2 октября 1907 года в Одессе, он совершил самостоятельный полёт на приобретенном им воздушном шаре (на высоте 1200 м). Затем в 1908 году вместе с товарищами совершил полеты в Египте.
13 апреля 1910 года Уточкин впервые поднялся в воздух на биплане «Фарман-IV», принадлежавшем одесскому банкиру С. Ксидиасу. Впоследствии Сергей выкупил у него самолёт и использовал в своем турне по городам Российской империи. Он стал вторым дипломированным лётчиком в истории воздухоплавания в России (первым был Михаил Ефимов).
Если Ефимов учился летать во Франции в школе Фармана, то Уточкин сделал это самостоятельно и весной 1910 года сдал экзамены на звание пилота-авиатора в Одесском аэроклубе, затем подтвержденное Императорским всероссийским авиаклубом. Уже в мае 1910 года он приступил к показательным полетам в Киеве, Москве, Харькове и Нижнем Новгороде.
В общей сложности Сергей Уточкин в период 1910-12 годов совершил около 150 полетов в 70 городах России и за её пределам. Его полеты наблюдали будущие известные лётчики и авиаконструкторы: В.Я. Климов и С.В. Ильюшин (в Москве), Н.Н. Поликарпов (в Орле), А.А. Микулин и И.И. Сикорский (в Киеве), С.П. Королев (в Нежине), П.О. Сухой (в Гомеле), П.Н. Нестеров (в Тбилиси) и др.
В знак признания заслуг Уточкина в апреле 1910 года в Киеве его наградили Серебряной медалью Киевского общества воздухоплавания «За популяризацию воздухоплавания в России». Пик славы и популярности авиатора пришелся на лето 1910 года, когда он 3 июля в присутствии множества зрителей поднялся в воздух на самолёте «Фарман» с территории Фабрично-заводской художественно-промышленной и сельскохозяйственной всероссийской выставки в Одессе и перелетел через Одесский залив. Этот был 100-й юбилейный полет пионера отечественной и мировой авиации, который «Одесские новости» сравнили по важности с перелетом «Блерио через Ламанш».
Неоднократно самолеты Уточкина терпели крушение, самая тяжелая авария произошла в июле 1911 года во время перелета из Петербурга в Москву. Он получил многочисленные травмы, но, тем не менее, через 1,5 месяца снова вернулся в авиацию.
Перенесённые события сказались на его душевном здоровье, и с 1913 года он проходил лечение в разных клиниках Санкт-Петербурга. В последние годы жизни постоянных заработков не имел, периодически зарабатывал игрой в бильярд.
Скончался Сергей Исаевич Уточкин 13 января 1916 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_июля #У__