16 июля В 1872 году родился Руаль Энгельбрегт Гравнинг АМУНДСЕН (в Борге), норвежский полярный путеш...
16 июля
16 июля
В 1872 году родился Руаль Энгельбрегт Гравнинг АМУНДСЕН (в Борге), норвежский полярный путешественник и рекордсмен, «Наполеон полярных стран» по выражению Р. Хантфорда.
Первый человек, достигший Южного полюса 14 декабря 1911 года. Первый человек (совместно с Оскаром Вистингом), побывавший на обоих географических полюсах планеты.
Первый путешественник, совершивший морской переход Северо-Западным проходом (по проливам Канадского архипелага), позднее совершил переход Северо-Восточным путём (вдоль берегов Сибири), впервые замкнув кругосветную дистанцию за Полярным кругом.
Один из пионеров применения авиации – гидросамолётов и дирижаблей – в арктических путешествиях.
Бо́льшая часть жизни Амундсена прошла в экспедициях и длительных лекционных турне в разных странах мира.
* * * * *
Детство Руаля прошло в лесах, окружавших родительскую усадьбу, в компании братьев и соседских детей (доходившей до 40 человек), в которой он был самым младшим. Братья Амундсен охотно участвовали в драках; Руаля в то время описывали как «высокомерного мальчика», которого легко было разозлить.
Братьев Амундсен с раннего возраста приучали к спорту: во дворе усадьбы были сооружены гимнастические брусья, все четверо стали неплохими гимнастами. На лыжи Руаля Амундсена поставили, как только он научился ходить. В школе Амундсен был стабильно худшим учеником, но выделялся упрямством и обострённым чувством справедливости. Ему пришлось записываться на выпускные экзамены отдельно, как экстерну.
В 1890-92 годах учился на медицинском факультете в университете города Кристиания (ныне Осло). Затем плавал матросом и штурманом на разных судах.
В период 1903-06 годов на промысловом судне «Йоа» впервые прошел Северо-Западным проходом с востока на запад (от Гренландии к Аляске) с тремя зимовками. Обследовал берега нескольких островов Канадского Арктического архипелага. В 1909 году готовился к длительному дрейфу на судне «Фрам» во льдах Полярного бассейна. Затем решил достичь Южного полюса, сообщив об этом экипажу лишь в море в январе 1911 года. Высадившись в бухте Китовой (барьер Росса), Амундсен с четырьмя спутниками на собаках в декабре этого года достиг Южного полюса, опередив на месяц экспедицию Р. Скотта.
После возвращения из Антарктики Руаль Амундсен планировал повторить дрейф Ф. Нансена через Северный Ледовитый океан, пройдя Северным морским путем вдоль берегов Евразии. В 1918 году экспедиция Амундсена вышла из Норвегии на специально построенном судне «Мод». По пути они дважды зимовали (у мыса Челюскина и у о-ва Айон), и в 1920 году достигли Берингова пролива. В ходе экспедиции по Северному Ледовитому океану была проделана большая исследовательская работа. Собранные материалы Амундсен самостоятельно не обрабатывал, а передавал их Нансену и другим ученым.
В 1921-24 годах Амундсен занимался сбором средств и подготовкой полетов к Северному полюсу. На двух самолетах он в 1925 году стартовал с архипелага Шпицберген, однако один самолет погиб, и экспедиция вернулась. В следующем году возглавил первый трансарктический перелет через Северный полюс на дирижабле «Норвегия» от Шпицбергена к Аляске.
Погиб Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен 18 июня 1928 года в Баренцевом море (предположительно). Пытаясь разыскать экспедицию Умберто Нобиле, потерпевшую аварию в Северном Ледовитом океане на дирижабле «Италия», Амундсен вылетел на гидросамолете «Латам» и пропал вместе с экипажем.
Имел награды многих стран мира, его именем названы многочисленные географические и иные объекты.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_16_июля #А__
В 1872 году родился Руаль Энгельбрегт Гравнинг АМУНДСЕН (в Борге), норвежский полярный путешественник и рекордсмен, «Наполеон полярных стран» по выражению Р. Хантфорда.
Первый человек, достигший Южного полюса 14 декабря 1911 года. Первый человек (совместно с Оскаром Вистингом), побывавший на обоих географических полюсах планеты.
Первый путешественник, совершивший морской переход Северо-Западным проходом (по проливам Канадского архипелага), позднее совершил переход Северо-Восточным путём (вдоль берегов Сибири), впервые замкнув кругосветную дистанцию за Полярным кругом.
Один из пионеров применения авиации – гидросамолётов и дирижаблей – в арктических путешествиях.
Бо́льшая часть жизни Амундсена прошла в экспедициях и длительных лекционных турне в разных странах мира.
* * * * *
Детство Руаля прошло в лесах, окружавших родительскую усадьбу, в компании братьев и соседских детей (доходившей до 40 человек), в которой он был самым младшим. Братья Амундсен охотно участвовали в драках; Руаля в то время описывали как «высокомерного мальчика», которого легко было разозлить.
Братьев Амундсен с раннего возраста приучали к спорту: во дворе усадьбы были сооружены гимнастические брусья, все четверо стали неплохими гимнастами. На лыжи Руаля Амундсена поставили, как только он научился ходить. В школе Амундсен был стабильно худшим учеником, но выделялся упрямством и обострённым чувством справедливости. Ему пришлось записываться на выпускные экзамены отдельно, как экстерну.
В 1890-92 годах учился на медицинском факультете в университете города Кристиания (ныне Осло). Затем плавал матросом и штурманом на разных судах.
В период 1903-06 годов на промысловом судне «Йоа» впервые прошел Северо-Западным проходом с востока на запад (от Гренландии к Аляске) с тремя зимовками. Обследовал берега нескольких островов Канадского Арктического архипелага. В 1909 году готовился к длительному дрейфу на судне «Фрам» во льдах Полярного бассейна. Затем решил достичь Южного полюса, сообщив об этом экипажу лишь в море в январе 1911 года. Высадившись в бухте Китовой (барьер Росса), Амундсен с четырьмя спутниками на собаках в декабре этого года достиг Южного полюса, опередив на месяц экспедицию Р. Скотта.
После возвращения из Антарктики Руаль Амундсен планировал повторить дрейф Ф. Нансена через Северный Ледовитый океан, пройдя Северным морским путем вдоль берегов Евразии. В 1918 году экспедиция Амундсена вышла из Норвегии на специально построенном судне «Мод». По пути они дважды зимовали (у мыса Челюскина и у о-ва Айон), и в 1920 году достигли Берингова пролива. В ходе экспедиции по Северному Ледовитому океану была проделана большая исследовательская работа. Собранные материалы Амундсен самостоятельно не обрабатывал, а передавал их Нансену и другим ученым.
В 1921-24 годах Амундсен занимался сбором средств и подготовкой полетов к Северному полюсу. На двух самолетах он в 1925 году стартовал с архипелага Шпицберген, однако один самолет погиб, и экспедиция вернулась. В следующем году возглавил первый трансарктический перелет через Северный полюс на дирижабле «Норвегия» от Шпицбергена к Аляске.
Погиб Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен 18 июня 1928 года в Баренцевом море (предположительно). Пытаясь разыскать экспедицию Умберто Нобиле, потерпевшую аварию в Северном Ледовитом океане на дирижабле «Италия», Амундсен вылетел на гидросамолете «Латам» и пропал вместе с экипажем.
Имел награды многих стран мира, его именем названы многочисленные географические и иные объекты.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_16_июля #А__