22 июля 1895 года родился Павел Осипович СУХОЙ (в городе Глубокое, Виленская губерния, Российская...
22 июля
22 июля
1895 года родился Павел Осипович СУХОЙ (в городе Глубокое, Виленская губерния, Российская империя; ныне Витебская обл., Белоруссия), советский авиаконструктор, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации, доктор технических наук, профессор. Дважды Герой Социалистического Труда. Лауреат трех Государственных премий, лауреат премии № 1 им. А.Н. Туполева.
* * * * *
Окончил с серебряной медалью Гомельскую гимназию, с июня 1915 года учился в Московском технологическом училище.
В 1916 году был призван в армию, окончил 2-ю Петроградскую школу прапорщиков и с августа того же года служил в запасном полку в Екатеринбурге. В 1917 году участвовал в I-й мировой войне на Северо-Западном фронте; в марте 1918 года был демобилизован.
Вернувшись в родные края, работал учителем средней школы, инструктором промышленной кооперации.
В сентябре 1920 года снова приехал в Москву. После окончания Московского высшего технического училища им. Баумана распределён на работу инженером-конструктором в отдел АГОС (авиации, гидроавиации и опытного строительства; в будущем стал основой конструкторского бюро (КБ) А.Н. Туполева) в составе Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Активно участвовал в разработке самолётов Туполева: АНТ-3, ТБ-1, АНТ-5, ТБ-3, Р-6, Р-7, И-5, АНТ-13, АНТ-14, АНТ-17. С октября 1930 года – начальник бригады АГОС; выезжал в длительные командировки на авиазаводы Германии и Италии.
С мая 1932 года – начальник объединённой бригады № 3 ЦАГИ. Именно тогда началась его самостоятельная конструкторская деятельность: им начато создание самолёта АНТ-25, предназначенного для сверхдальних перелётов. Самолёт был спроектирован и построен в сжатые сроки, в июле 1933 года экипаж М. Громова совершил на нём сверхдальний перелёт по замкнутому маршруту. Следующим успехом стало создание самолёта АНТ-37бис («Родина»), на котором женский экипаж М. Расковой, П. Осипенко и В. Гризодубовой в 1938 году совершил сверхдальний перелёт Москва–Дальний Восток.
С мая 1936 года – он уже заместитель начальника Конструкторского отдела Главного управления авиационной промышленности Наркомата тяжёлой промышленности СССР, работал над ближним бомбардировщиком ББ-1 (в серийное производство запущен не был).
С февраля 1939 года – главный конструктор авиазавода № 135 в Харькове. Принимал решающее участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны.
С апреля 1940 года – главный конструктор авиазавода № 289, на базе КБ которого выросло знаменитое на весь мир конструкторское бюро Сухого (ныне – ОАО «ОКБ Сухого»), базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве, одновременно с ноября 1940 года – директор этого завода. В 1942-1943 годах под его руководством был создан бронированный штурмовик Су-6 (Сталинская премия 1-й степени). В 1949-1953 годах стал заместителем главного конструктора в КБ А.Н. Туполева. С 1953 года главный конструктор вновь воссозданного своего КБ (с 1956 – генеральный конструктор).
В послевоенные годы Сухой был в ряду первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации, создав несколько опытных реактивных истребителей. Под его руководством разработан ряд серийных боевых машин: истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука; истребители-перехватчики Су-9, Су-11 и Су-15; истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колёсно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель Су-27 и др. Были также разработаны ряд не реализованных проектов, например Су-13.
Всего под руководством Сухого разработано более 50 конструкций самолётов
На самолетах его конструкции установлены 2 мировых рекорда высоты (1959, 1962) и 2 мировых рекорда скорости полёта по замкнутому маршруту (1960, 1962).
Скончался Павел Осипович СУХОЙ 15 сентября 1975 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
1895 года родился Павел Осипович СУХОЙ (в городе Глубокое, Виленская губерния, Российская империя; ныне Витебская обл., Белоруссия), советский авиаконструктор, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации, доктор технических наук, профессор. Дважды Герой Социалистического Труда. Лауреат трех Государственных премий, лауреат премии № 1 им. А.Н. Туполева.
* * * * *
Окончил с серебряной медалью Гомельскую гимназию, с июня 1915 года учился в Московском технологическом училище.
В 1916 году был призван в армию, окончил 2-ю Петроградскую школу прапорщиков и с августа того же года служил в запасном полку в Екатеринбурге. В 1917 году участвовал в I-й мировой войне на Северо-Западном фронте; в марте 1918 года был демобилизован.
Вернувшись в родные края, работал учителем средней школы, инструктором промышленной кооперации.
В сентябре 1920 года снова приехал в Москву. После окончания Московского высшего технического училища им. Баумана распределён на работу инженером-конструктором в отдел АГОС (авиации, гидроавиации и опытного строительства; в будущем стал основой конструкторского бюро (КБ) А.Н. Туполева) в составе Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Активно участвовал в разработке самолётов Туполева: АНТ-3, ТБ-1, АНТ-5, ТБ-3, Р-6, Р-7, И-5, АНТ-13, АНТ-14, АНТ-17. С октября 1930 года – начальник бригады АГОС; выезжал в длительные командировки на авиазаводы Германии и Италии.
С мая 1932 года – начальник объединённой бригады № 3 ЦАГИ. Именно тогда началась его самостоятельная конструкторская деятельность: им начато создание самолёта АНТ-25, предназначенного для сверхдальних перелётов. Самолёт был спроектирован и построен в сжатые сроки, в июле 1933 года экипаж М. Громова совершил на нём сверхдальний перелёт по замкнутому маршруту. Следующим успехом стало создание самолёта АНТ-37бис («Родина»), на котором женский экипаж М. Расковой, П. Осипенко и В. Гризодубовой в 1938 году совершил сверхдальний перелёт Москва–Дальний Восток.
С мая 1936 года – он уже заместитель начальника Конструкторского отдела Главного управления авиационной промышленности Наркомата тяжёлой промышленности СССР, работал над ближним бомбардировщиком ББ-1 (в серийное производство запущен не был).
С февраля 1939 года – главный конструктор авиазавода № 135 в Харькове. Принимал решающее участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны.
С апреля 1940 года – главный конструктор авиазавода № 289, на базе КБ которого выросло знаменитое на весь мир конструкторское бюро Сухого (ныне – ОАО «ОКБ Сухого»), базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве, одновременно с ноября 1940 года – директор этого завода. В 1942-1943 годах под его руководством был создан бронированный штурмовик Су-6 (Сталинская премия 1-й степени). В 1949-1953 годах стал заместителем главного конструктора в КБ А.Н. Туполева. С 1953 года главный конструктор вновь воссозданного своего КБ (с 1956 – генеральный конструктор).
В послевоенные годы Сухой был в ряду первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации, создав несколько опытных реактивных истребителей. Под его руководством разработан ряд серийных боевых машин: истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука; истребители-перехватчики Су-9, Су-11 и Су-15; истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колёсно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель Су-27 и др. Были также разработаны ряд не реализованных проектов, например Су-13.
Всего под руководством Сухого разработано более 50 конструкций самолётов
На самолетах его конструкции установлены 2 мировых рекорда высоты (1959, 1962) и 2 мировых рекорда скорости полёта по замкнутому маршруту (1960, 1962).
Скончался Павел Осипович СУХОЙ 15 сентября 1975 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.