7 августа В 1859 году родился Фёдор Осипович ШЕХТЕЛЬ /имя при рождении – Франц-Альберт Шехтель/ (в ...
7 августа
7 августа
В 1859 году родился Фёдор Осипович ШЕХТЕЛЬ /имя при рождении – Франц-Альберт Шехтель/ (в Санкт-Петербурге), величайший российский и советский архитектор рубежа XIX и XX столетий, живописец, график, сценограф, один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве. Кавалер орденов Св. Анны и Св. Станислава.
«Шехтель был в числе непосредственных создателей нового языка архитектуры, новой системы. Его творчество – одна из вершин первого этапа современной архитектуры, известного в России под названием „модерн“»
На сегодняшний день известно о более чем 210 архитектурных работах зодчего, большинство из которых были разработаны и осуществлены в Москве и Подмосковье.
Около 86 возведённых по проектам Шехтеля сооружений сохранились. Большинство из этих построек находятся под охраной государства в качестве объектов культурного наследия.
* * * * *
Детство он провёл в Саратове, окончил Приготовительное училище Тираспольской римско-католической епархиальной семинарии. После переезда в Москву обучался в Строгановском училище, но был отчислен за плохую посещаемость. Работал помощником у известных московских зодчих конца XIX века. Под влиянием Каминского (знатока русского и западных средневековых стилей) у Шехтеля возник интерес к средневековому зодчеству, который нашел отражение в его работах.
С конца 1870-х годов Шехтель иллюстрировал и оформлял книги, журналы, рисовал виньетки, адреса, театральные афиши, обложки для нот, меню торжественных обедов, сотрудничал с сатирическими журналами «Будильник» и «Сверчок». Вместе со своим приятелем по училищу Н. Чеховым (братом Антона Павловича), Шехтель писал иконы и создавал эскизы монументальных росписей. Именно Шехтель оформил виньетками первый сборник Чехова «Пёстрые рассказы».
Особое место в творчестве молодого Шехтеля занимает работа театрального художника. Он создавал костюмы и эскизы декораций, помогал знаменитому декоратору Большого театра К. Вальцу, работал в народном театре «Скоморох», оформлял народные гуляния.
Постепенно Шехтель возвратился к архитектуре, а в 1875 году поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества на курс Д.Н. Чичагова.
Настоящий же успех пришел к нему после того, как он построил несколько дач и особняков для известной семьи Морозовых (ему помогал тогда ещё малоизвестный М. Врубель). Морозовы не скупились на средства и предоставили художнику практически полную творческую свободу.
В 1893 году Шехтель получил диплом техника-строителя и окончательно решил посвятить себя архитектуре. Любопытно, что Фёдор работал в двух разных стилях – «русском» и «готическом». Но главный его принцип – здание не должно быть скучным и его невозможно рассмотреть с одной точки.
Весной 1900 года в творчестве художника произошел резкий поворот в сторону модерна, возможно, сказалось влияние Всемирной Парижской выставки. Она дала творческий импульс многим художникам. На выставке Шехтель был награждён серебряной медалью.
В 1901 году Фёдор Осипович удостоился звания академика Санкт-Петербургской Академии художеств.
Одно из самых известных зданий, построенных Шехтелем в любимом «псевдорусском» стиле – Ярославский вокзал. В нём творчески переосмыслена архитектура Русского Севера, щедро использованы керамика и лепнина. Тогда же архитектор перестроил здание Художественного Театра, благодаря Шехтелю МХТ обрёл свой фирменный дизайн.
До революции он создал ряд значительных построек, в т.ч. в стиле «рационального модерна» – со строгим и скупым, но выразительным декором. Кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади – прекрасный образец этого стиля.
Работал архитектор не только в Москве, данью памяти Антону Чехову стали выстроенные по проекту Шехтеля библиотека и музей писателя в городе Таганроге, Спасская церковь в Иваново-Вознесенске.
В 1914 году, после начала I-й мировой войны, Шехтель перешёл в православие и принял имя Фёдор. Он был далёк от политики, и после революции продолжил свою творческую деятельность. Но значительных произведений больше не создал, большинство его замыслов оказалось нереализованными.
Скончался Фёдор Осипович Шехтель 7 июля 1926 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_августа #Ш__
В 1859 году родился Фёдор Осипович ШЕХТЕЛЬ /имя при рождении – Франц-Альберт Шехтель/ (в Санкт-Петербурге), величайший российский и советский архитектор рубежа XIX и XX столетий, живописец, график, сценограф, один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве. Кавалер орденов Св. Анны и Св. Станислава.
«Шехтель был в числе непосредственных создателей нового языка архитектуры, новой системы. Его творчество – одна из вершин первого этапа современной архитектуры, известного в России под названием „модерн“»
На сегодняшний день известно о более чем 210 архитектурных работах зодчего, большинство из которых были разработаны и осуществлены в Москве и Подмосковье.
Около 86 возведённых по проектам Шехтеля сооружений сохранились. Большинство из этих построек находятся под охраной государства в качестве объектов культурного наследия.
* * * * *
Детство он провёл в Саратове, окончил Приготовительное училище Тираспольской римско-католической епархиальной семинарии. После переезда в Москву обучался в Строгановском училище, но был отчислен за плохую посещаемость. Работал помощником у известных московских зодчих конца XIX века. Под влиянием Каминского (знатока русского и западных средневековых стилей) у Шехтеля возник интерес к средневековому зодчеству, который нашел отражение в его работах.
С конца 1870-х годов Шехтель иллюстрировал и оформлял книги, журналы, рисовал виньетки, адреса, театральные афиши, обложки для нот, меню торжественных обедов, сотрудничал с сатирическими журналами «Будильник» и «Сверчок». Вместе со своим приятелем по училищу Н. Чеховым (братом Антона Павловича), Шехтель писал иконы и создавал эскизы монументальных росписей. Именно Шехтель оформил виньетками первый сборник Чехова «Пёстрые рассказы».
Особое место в творчестве молодого Шехтеля занимает работа театрального художника. Он создавал костюмы и эскизы декораций, помогал знаменитому декоратору Большого театра К. Вальцу, работал в народном театре «Скоморох», оформлял народные гуляния.
Постепенно Шехтель возвратился к архитектуре, а в 1875 году поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества на курс Д.Н. Чичагова.
Настоящий же успех пришел к нему после того, как он построил несколько дач и особняков для известной семьи Морозовых (ему помогал тогда ещё малоизвестный М. Врубель). Морозовы не скупились на средства и предоставили художнику практически полную творческую свободу.
В 1893 году Шехтель получил диплом техника-строителя и окончательно решил посвятить себя архитектуре. Любопытно, что Фёдор работал в двух разных стилях – «русском» и «готическом». Но главный его принцип – здание не должно быть скучным и его невозможно рассмотреть с одной точки.
Весной 1900 года в творчестве художника произошел резкий поворот в сторону модерна, возможно, сказалось влияние Всемирной Парижской выставки. Она дала творческий импульс многим художникам. На выставке Шехтель был награждён серебряной медалью.
В 1901 году Фёдор Осипович удостоился звания академика Санкт-Петербургской Академии художеств.
Одно из самых известных зданий, построенных Шехтелем в любимом «псевдорусском» стиле – Ярославский вокзал. В нём творчески переосмыслена архитектура Русского Севера, щедро использованы керамика и лепнина. Тогда же архитектор перестроил здание Художественного Театра, благодаря Шехтелю МХТ обрёл свой фирменный дизайн.
До революции он создал ряд значительных построек, в т.ч. в стиле «рационального модерна» – со строгим и скупым, но выразительным декором. Кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади – прекрасный образец этого стиля.
Работал архитектор не только в Москве, данью памяти Антону Чехову стали выстроенные по проекту Шехтеля библиотека и музей писателя в городе Таганроге, Спасская церковь в Иваново-Вознесенске.
В 1914 году, после начала I-й мировой войны, Шехтель перешёл в православие и принял имя Фёдор. Он был далёк от политики, и после революции продолжил свою творческую деятельность. Но значительных произведений больше не создал, большинство его замыслов оказалось нереализованными.
Скончался Фёдор Осипович Шехтель 7 июля 1926 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_7_августа #Ш__