26 октября 1842 года родился Василий Васильевич ВЕРЕЩАГИН (в Череповце, Вологодская губерния), выд...
26 октября
26 октября
1842 года родился Василий Васильевич ВЕРЕЩАГИН (в Череповце, Вологодская губерния), выдающийся русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов.
У него было еще три брата. Все они были определены в военно-учебные заведения: младшие, Сергей и Александр, стали профессиональными военными; старший, Николай – общественным деятелем.
* * * * *
Поступив в 9-летнем возрасте в морской кадетский корпус, Василий по его окончании, после короткого периода службы вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств (1860-1863), где учился у А.Т. Маркова, Ф.А. Моллера и А.Е. Бейдемана.
Впоследствии оставив Академию, уехал на Кавказ (пробыл около года), а затем в Париж, где учился и работал под руководством Жерома. В марте 1865 года Верещагин вернулся на Кавказ и продолжил писать с натуры. Осенью этого же года он посетил Петербург, а затем вновь уехал в Париж, чтобы продолжить учёбу в Парижской академии. Весной 1866 года художник вернулся на родину, завершив своё официальное обучение.
В 1867 году Верещагин принял приглашение Туркестанского генерал-губернатора генерала К.П. Кауфмана состоять при нём художником. Приехав в Самарканд после взятия него русскими войсками 2 мая 1868 года, Василий Васильевич получил боевое крещение, выдержав с горстью русских солдат тяжелую осаду этого города восставшими местными жителями. За участие в обороне был награжден орденом Св. Георгия 4-го класса, который он с гордостью носил, хотя вообще отрицал всякие награды и отказался впоследствии от чина и звания профессора Академии художеств. В художественном отношении впечатления Верещагина от этого дали ему материал для таких ярких картин, как «Пусть войдут», «Вошли», «Окружили», «Преследуют», «Напали врасплох» и др., вошедших впоследствии в состав громадной «Туркестанской серии», имевшей колоссальный успех в Европе и России.
В начале 1869 года при содействии Кауфмана он организует в Петербурге «туркестанскую выставку», где демонстрирует работы, написанные в Ташкенте, Самарканде и Бухаре, в казахских степях и городе Туркестан. По ее окончании Верещагин снова едет в Туркестанский регион, но через Сибирь, совершив путешествие по Семиречью и Западному Китаю («Богатый киргизский охотник с соколом», виды долины реки Чу, озера Иссык-Куль, снежных вершин Киргизского хребта, Нарына на Тянь-Шане; этюд «Проход Барскаун»). Он делал зарисовки в Боомском ущелье, побывал на озере Алаколь, поднимался на высокие перевалы хребтов Алатау.
В то время в Западном Китае войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), на улицах Новой Кульджи (Хуэй-Юань-Чэн) и Чугучака лежали горы пепла и груды человеческих костей. Верещагин с горечью рисовал развалины местных городов. Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара – Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей.
В 1871 году Верещагин переезжает в Мюнхен и начинает работать над картинами по восточным сюжетам. Через 2 года он устроил персональную выставку своих туркестанских произведений в Хрустальном дворце в Лондоне. Весной 1874 года состоялась выставка в Петербурге. Затем он почти 2 года жил в Индии, выезжая также и в Тибет. Весной 1876 года художник возвратился в Париж.
Узнав о начале русско-турецкой войны, он тотчас же отправляется в действующую армию. Его причисляют к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией с правом свободного передвижения по войскам, но без казённого содержания. Художник участвует в некоторых сражениях.
В июне 1877 года Верещагин получил ранение: он попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», но во время атаки на турецкий пароход их обстреляли турки, и шальная пуля пробила бедро. Ранение оказалось серьёзным, из-за неправильного лечения началось воспаление, появились первые признаки гангрены. Пришлось делать операцию по вскрытию раны, после чего он быстро пошел на поправку.
В 1882-1883 годах Верещагин снова путешествовал по Индии, а затем по Сирии и Палестине, после чего пишет картины на евангельские сюжеты.
В дальнейшем художник с семьей путешествует по Пинеге, Северной Двине, Белому морю и посещает Соловки. Побывал он на Филиппинских островах, в США, на Кубе и в Японии.
Когда же началась русско-японская война, он отправился на фронт.
Погиб Василий Васильевич ВЕРЕЩАГИН 31 марта 1904 года вместе с адмиралом Макаровым при подрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.
1842 года родился Василий Васильевич ВЕРЕЩАГИН (в Череповце, Вологодская губерния), выдающийся русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов.
У него было еще три брата. Все они были определены в военно-учебные заведения: младшие, Сергей и Александр, стали профессиональными военными; старший, Николай – общественным деятелем.
* * * * *
Поступив в 9-летнем возрасте в морской кадетский корпус, Василий по его окончании, после короткого периода службы вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств (1860-1863), где учился у А.Т. Маркова, Ф.А. Моллера и А.Е. Бейдемана.
Впоследствии оставив Академию, уехал на Кавказ (пробыл около года), а затем в Париж, где учился и работал под руководством Жерома. В марте 1865 года Верещагин вернулся на Кавказ и продолжил писать с натуры. Осенью этого же года он посетил Петербург, а затем вновь уехал в Париж, чтобы продолжить учёбу в Парижской академии. Весной 1866 года художник вернулся на родину, завершив своё официальное обучение.
В 1867 году Верещагин принял приглашение Туркестанского генерал-губернатора генерала К.П. Кауфмана состоять при нём художником. Приехав в Самарканд после взятия него русскими войсками 2 мая 1868 года, Василий Васильевич получил боевое крещение, выдержав с горстью русских солдат тяжелую осаду этого города восставшими местными жителями. За участие в обороне был награжден орденом Св. Георгия 4-го класса, который он с гордостью носил, хотя вообще отрицал всякие награды и отказался впоследствии от чина и звания профессора Академии художеств. В художественном отношении впечатления Верещагина от этого дали ему материал для таких ярких картин, как «Пусть войдут», «Вошли», «Окружили», «Преследуют», «Напали врасплох» и др., вошедших впоследствии в состав громадной «Туркестанской серии», имевшей колоссальный успех в Европе и России.
В начале 1869 года при содействии Кауфмана он организует в Петербурге «туркестанскую выставку», где демонстрирует работы, написанные в Ташкенте, Самарканде и Бухаре, в казахских степях и городе Туркестан. По ее окончании Верещагин снова едет в Туркестанский регион, но через Сибирь, совершив путешествие по Семиречью и Западному Китаю («Богатый киргизский охотник с соколом», виды долины реки Чу, озера Иссык-Куль, снежных вершин Киргизского хребта, Нарына на Тянь-Шане; этюд «Проход Барскаун»). Он делал зарисовки в Боомском ущелье, побывал на озере Алаколь, поднимался на высокие перевалы хребтов Алатау.
В то время в Западном Китае войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), на улицах Новой Кульджи (Хуэй-Юань-Чэн) и Чугучака лежали горы пепла и груды человеческих костей. Верещагин с горечью рисовал развалины местных городов. Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара – Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей.
В 1871 году Верещагин переезжает в Мюнхен и начинает работать над картинами по восточным сюжетам. Через 2 года он устроил персональную выставку своих туркестанских произведений в Хрустальном дворце в Лондоне. Весной 1874 года состоялась выставка в Петербурге. Затем он почти 2 года жил в Индии, выезжая также и в Тибет. Весной 1876 года художник возвратился в Париж.
Узнав о начале русско-турецкой войны, он тотчас же отправляется в действующую армию. Его причисляют к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией с правом свободного передвижения по войскам, но без казённого содержания. Художник участвует в некоторых сражениях.
В июне 1877 года Верещагин получил ранение: он попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», но во время атаки на турецкий пароход их обстреляли турки, и шальная пуля пробила бедро. Ранение оказалось серьёзным, из-за неправильного лечения началось воспаление, появились первые признаки гангрены. Пришлось делать операцию по вскрытию раны, после чего он быстро пошел на поправку.
В 1882-1883 годах Верещагин снова путешествовал по Индии, а затем по Сирии и Палестине, после чего пишет картины на евангельские сюжеты.
В дальнейшем художник с семьей путешествует по Пинеге, Северной Двине, Белому морю и посещает Соловки. Побывал он на Филиппинских островах, в США, на Кубе и в Японии.
Когда же началась русско-японская война, он отправился на фронт.
Погиб Василий Васильевич ВЕРЕЩАГИН 31 марта 1904 года вместе с адмиралом Макаровым при подрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.