31 декабря 1869 года родился Анри МАТИСС (в Ле-Като-Камбрези на севере Франции), выдающийся францу...
31 декабря
31 декабря
1869 года родился Анри МАТИСС (в Ле-Като-Камбрези на севере Франции), выдающийся французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму.
Он принадлежал к прогрессивным кругам французской интеллигенции, был активным борцом за мир, с симпатией относился к СССР. В музеях Москвы и Ленинграда – одно из лучших в мире собраний произведений художника.
* * * * *
Впервые Анри попробовал себя в живописи, находясь в больнице, куда попал с аппендицитом. В 20 лет он начал заниматься в художественной школе Вентин де ла Тур, а в 1891 году отправился в Париж, где поступил в Школу изящных искусств.
Тогда же, вопреки воле отца, Матисс оставляет юриспруденцию и полностью обосновывается в Париже, поступив в Академию Жюлиана и беря уроки у мэтра французской живописи Гюстава Моро, который предрекал начинающему художнику большое будущее, особенно ценя его новаторские приемы в неожиданных сочетаниях цветов.
Анри Матисс знакомится с искусством Востока, оказавшим на него большое влияние. Отсюда в его творчестве – преобладание цвета над формой, пестрота и узорчатость, стилизация в разработке предметов.
В 1908 году российский коллекционер С. Щукин заказывает художнику 3 декоративных панно для собственного дома в Москве. В работе «Танец» (1910) представлена экстатическая пляска, навеянная впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В «Музыке» даны фигуры артистов, играющих на различных инструментах. Третье панно – «Купание, или Медитация» – осталось лишь в набросках.
Матисс испытал сильное влияние исламского искусства, представленного на выставке в Мюнхене в 1911 году. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913 гг.), еще сильнее обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет. Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских. В процессе работы над ним Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом В. Брюсовым и художником В. Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский живописец пришел в восторг, он познакомился с Лидией Делекторской. Этой простой русской девушке суждено было войти в историю – она стала секретарем, затем незаменимой помощницей, а после – ближайшим другом и последней музой художника. В октябре 1933 года Лидия переехала в дом Матисса и задержалась в нем почти на 22 года.
Глубокий след в душе Матисса оставила I-я мировая война, она изменила его художественную манеру. Колорит картин становится мрачным, а рисунок – почти схематичным. С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце, изредка навещая в Париж. Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро...
Матисс продолжает творить и в самое трудное для него время. С 1941 года он тяжело болен, его жену и дочь арестовало гестапо за участие в движении Сопротивления, художник долгое время ничего не знает об их участи.
В 1948-1953 годах по заказу доминиканского ордена Анри Матисс работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
Эта последняя работа достойно завершила его художественный путь. Впрочем, Матисс рисовал до последнего, даже ночью, даже после инфаркта, за день до смерти.
Скончался Анри МАТИСС 3 ноября 1954 года в Симиезе под Ниццей (Франция).
1869 года родился Анри МАТИСС (в Ле-Като-Камбрези на севере Франции), выдающийся французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму.
Он принадлежал к прогрессивным кругам французской интеллигенции, был активным борцом за мир, с симпатией относился к СССР. В музеях Москвы и Ленинграда – одно из лучших в мире собраний произведений художника.
* * * * *
Впервые Анри попробовал себя в живописи, находясь в больнице, куда попал с аппендицитом. В 20 лет он начал заниматься в художественной школе Вентин де ла Тур, а в 1891 году отправился в Париж, где поступил в Школу изящных искусств.
Тогда же, вопреки воле отца, Матисс оставляет юриспруденцию и полностью обосновывается в Париже, поступив в Академию Жюлиана и беря уроки у мэтра французской живописи Гюстава Моро, который предрекал начинающему художнику большое будущее, особенно ценя его новаторские приемы в неожиданных сочетаниях цветов.
Анри Матисс знакомится с искусством Востока, оказавшим на него большое влияние. Отсюда в его творчестве – преобладание цвета над формой, пестрота и узорчатость, стилизация в разработке предметов.
В 1908 году российский коллекционер С. Щукин заказывает художнику 3 декоративных панно для собственного дома в Москве. В работе «Танец» (1910) представлена экстатическая пляска, навеянная впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В «Музыке» даны фигуры артистов, играющих на различных инструментах. Третье панно – «Купание, или Медитация» – осталось лишь в набросках.
Матисс испытал сильное влияние исламского искусства, представленного на выставке в Мюнхене в 1911 году. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913 гг.), еще сильнее обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет. Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских. В процессе работы над ним Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом В. Брюсовым и художником В. Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский живописец пришел в восторг, он познакомился с Лидией Делекторской. Этой простой русской девушке суждено было войти в историю – она стала секретарем, затем незаменимой помощницей, а после – ближайшим другом и последней музой художника. В октябре 1933 года Лидия переехала в дом Матисса и задержалась в нем почти на 22 года.
Глубокий след в душе Матисса оставила I-я мировая война, она изменила его художественную манеру. Колорит картин становится мрачным, а рисунок – почти схематичным. С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце, изредка навещая в Париж. Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро...
Матисс продолжает творить и в самое трудное для него время. С 1941 года он тяжело болен, его жену и дочь арестовало гестапо за участие в движении Сопротивления, художник долгое время ничего не знает об их участи.
В 1948-1953 годах по заказу доминиканского ордена Анри Матисс работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
Эта последняя работа достойно завершила его художественный путь. Впрочем, Матисс рисовал до последнего, даже ночью, даже после инфаркта, за день до смерти.
Скончался Анри МАТИСС 3 ноября 1954 года в Симиезе под Ниццей (Франция).