2 января В 1837 году родился Милий Алексеевич БАЛАКИРЕВ (в Нижнем Новгороде), русский композитор, пи...
2 января
2 января
В 1837 году родился Милий Алексеевич БАЛАКИРЕВ (в Нижнем Новгороде), русский композитор, пианист, дирижёр, музыкально-общественный деятель, глава «Могучей кучки».
Основная сфера его творчества – инструментальная (симфоническая и фортепьянная) музыка, работал преимущественно в области программного симфонизма.
Балакирев – один из создателей оригинального русского фортепианного стиля.
* * * * *
Их обедневшая дворянская семья перебралась в Москву, когда Милию было 10 лет. Склонный с детства к музыке, он брал уроки у Джона Фильда, а в дальнейшем большое участие в его судьбе принял просвещенный музыкант-любитель, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте Александр Улыбышев. В 1855 году Балакирев познакомился с Михаилом Глинкой, и тот убедил молодого музыканта посвятить себя композиции в национальном духе.
Дебют Балакирева как пианиста и дирижёра состоялся в 1856 году в Петербурге. В начале 1860-х годов под его руководством складывается музыкальный кружок, известный как «Новая русская музыкальная школа», «Балакиревский кружок», «Могучая кучка». В 1862 году Балакирев совместно с хоровым дирижёром Г.Я. Ломакиным организует в Петербурге бесплатную музыкальную школу, ставшую очагом массового музыкального образования, а также центром пропаганды русской музыки.
Милий Алексеевич способствовал популяризации опер Глинки: в 1866 году дирижировал в Праге оперой «Иван Сусанин», а через год руководил пражской постановкой оперы «Руслан и Людмила».
Интенсивная творческая деятельность Балакирева приходится на конец 1850-х и 1860-е года: «Увертюра на три русские темы», вторая увертюра на три русские темы «1000 лет», «Чешская увертюра» и др. В них развиваются традиции Глинки, а также ярко проявились характерные черты и стиль «Новой русской школы» и опора на подлинную народную песню.
В 1866 году был опубликован сборник Балакирева – «40 русских народных песен для голоса с фортепьяно», явившийся первым классическим образцом обработки народных песен.
Одной из центральных тем творчества Балакирева была тема народа. Народные образы, картины русской жизни и природы проходят через большинство его сочинений. Проявлялся у композитора и интерес к музыкальным культурам других стран (польской, чешской, испанской), а также к теме Востока (Кавказа).
Лучший образец симфонической поэмы Балакирева – «Тамара» построен на оригинальном музыкальном материале изобразительно-пейзажного и народно-танцевального характера. Наилучшее из фортепианных произведений композитора – восточная фантазия «Исламей». Видное место в камерно-вокальной музыке занимают его романсы и песни.
Скончался Милий Алексеевич Балакирев 29 мая 1910 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_января #Б__
В 1837 году родился Милий Алексеевич БАЛАКИРЕВ (в Нижнем Новгороде), русский композитор, пианист, дирижёр, музыкально-общественный деятель, глава «Могучей кучки».
Основная сфера его творчества – инструментальная (симфоническая и фортепьянная) музыка, работал преимущественно в области программного симфонизма.
Балакирев – один из создателей оригинального русского фортепианного стиля.
* * * * *
Их обедневшая дворянская семья перебралась в Москву, когда Милию было 10 лет. Склонный с детства к музыке, он брал уроки у Джона Фильда, а в дальнейшем большое участие в его судьбе принял просвещенный музыкант-любитель, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте Александр Улыбышев. В 1855 году Балакирев познакомился с Михаилом Глинкой, и тот убедил молодого музыканта посвятить себя композиции в национальном духе.
Дебют Балакирева как пианиста и дирижёра состоялся в 1856 году в Петербурге. В начале 1860-х годов под его руководством складывается музыкальный кружок, известный как «Новая русская музыкальная школа», «Балакиревский кружок», «Могучая кучка». В 1862 году Балакирев совместно с хоровым дирижёром Г.Я. Ломакиным организует в Петербурге бесплатную музыкальную школу, ставшую очагом массового музыкального образования, а также центром пропаганды русской музыки.
Милий Алексеевич способствовал популяризации опер Глинки: в 1866 году дирижировал в Праге оперой «Иван Сусанин», а через год руководил пражской постановкой оперы «Руслан и Людмила».
Интенсивная творческая деятельность Балакирева приходится на конец 1850-х и 1860-е года: «Увертюра на три русские темы», вторая увертюра на три русские темы «1000 лет», «Чешская увертюра» и др. В них развиваются традиции Глинки, а также ярко проявились характерные черты и стиль «Новой русской школы» и опора на подлинную народную песню.
В 1866 году был опубликован сборник Балакирева – «40 русских народных песен для голоса с фортепьяно», явившийся первым классическим образцом обработки народных песен.
Одной из центральных тем творчества Балакирева была тема народа. Народные образы, картины русской жизни и природы проходят через большинство его сочинений. Проявлялся у композитора и интерес к музыкальным культурам других стран (польской, чешской, испанской), а также к теме Востока (Кавказа).
Лучший образец симфонической поэмы Балакирева – «Тамара» построен на оригинальном музыкальном материале изобразительно-пейзажного и народно-танцевального характера. Наилучшее из фортепианных произведений композитора – восточная фантазия «Исламей». Видное место в камерно-вокальной музыке занимают его романсы и песни.
Скончался Милий Алексеевич Балакирев 29 мая 1910 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_января #Б__