8 января 1891 года родилась Бронислава Фоминична НИЖИНСКАЯ (в Минске), русская артистка балета пол...
8 января
8 января
1891 года родилась Бронислава Фоминична НИЖИНСКАЯ (в Минске), русская артистка балета польского происхождения, балетмейстер, хореограф и балетный педагог.
Младшая сестра выдающегося танцовщика Вацлава Нижинского.
Её современные по тематике и лексике постановки в настоящее время считаются классикой. Наиболее известный ее балет – «Свадебка» (музыка Стравинского, 1923). Поставила также балеты «Лиса» на музыку Стравинского, «Искушение пастушки», «Лани», «Голубой экспресс» и др.
* * * * *
Танцевальному мастерству Бронислава обучалась с 1902 года в Императорском театральном училище в Петербурге у известного педагога Энрико Чекетти. По окончании учебного заведения Нижинская вошла в состав труппы Мариинского театра.
В 1909 году Вацлав и Бронислава приняли приглашение Сергея Дягилева и отправились во Францию. Участие в «Русских сезонах» принесло ей успех, хотя известность Брониславы не шла ни в какое сравнение с феноменальной популярностью брата. В балетах Михаила Фокина Нижинская танцевала Бабочку в «Карнавале», Вакханку в «Нарциссе» и Уличную танцовщицу в «Петрушке».
Как и все участники дягилевской антрепризы, она оставалась артисткой Мариинского театра, но танцевала там всего 3 года, демонстративно уволившись из труппы в знак протеста против увольнения брата Вацлава из Императорского балета.
Спустя 3 года на несколько лет обосновалась в Киеве, где открыла собственную балетную школу, преподавала, выпустила книгу «Школа движения: теория хореографии». Одним из её учеников был Серж Лифарь – будущий известный танцовщик Русского балета Дягилева и хореограф.
В 1921 году Брониславе удалось эмигрировать в Париж, к Дягилеву, у которого она была единственной женщиной-хореографом. Он, имевший особое чутье на таланты, поверил в балетмейстерские возможности Нижинской. К тому же после разрыва с Леонидом Мясиным надобность в хореографе была острейшая. Вплоть до 1924 года Нижинская оставалась основным постановщиком в «Русском балете».
Сотрудничество с Дягилевым она начала с переделки пантомимы, сочинения вставного номера и вариаций для «Спящей красавицы», поставила «Лани» («Лоретки») и «Голубой экспресс». Потом началось сотрудничество Нижинской со Стравинским: балеты «Байка про Лису» и «Свадебка» по мотивам древнерусского свадебного обряда.
Уйдя от Дягилева, Нижинская объездила весь свет: от Буэнос-Айреса до Вены, от Берлина до Лос-Анджелеса.
До II-й мировой войны появились ее балеты – «Концерт» Шопена, «Болеро» на музыку Равеля, «Этюды» Баха и «Гамлет»; в последнем она сама исполнила главную роль.
В 1940 году Нижинская переезжает в США, открывает в Голливуде свою школу, сотрудничает с Американским театром балета.
В последние годы жизни она участвовала в возобновлении своих балетов в Королевском балете Великобритании и других труппах Европы и США. Ее балеты (в т.ч. самый русский из них – «Свадебка») не ставились на отечественной сцене.
Скончалась Бронислава Фоминична НИЖИНСКАЯ 21 февраля 1972 года в Лос-Анджелесе.
1891 года родилась Бронислава Фоминична НИЖИНСКАЯ (в Минске), русская артистка балета польского происхождения, балетмейстер, хореограф и балетный педагог.
Младшая сестра выдающегося танцовщика Вацлава Нижинского.
Её современные по тематике и лексике постановки в настоящее время считаются классикой. Наиболее известный ее балет – «Свадебка» (музыка Стравинского, 1923). Поставила также балеты «Лиса» на музыку Стравинского, «Искушение пастушки», «Лани», «Голубой экспресс» и др.
* * * * *
Танцевальному мастерству Бронислава обучалась с 1902 года в Императорском театральном училище в Петербурге у известного педагога Энрико Чекетти. По окончании учебного заведения Нижинская вошла в состав труппы Мариинского театра.
В 1909 году Вацлав и Бронислава приняли приглашение Сергея Дягилева и отправились во Францию. Участие в «Русских сезонах» принесло ей успех, хотя известность Брониславы не шла ни в какое сравнение с феноменальной популярностью брата. В балетах Михаила Фокина Нижинская танцевала Бабочку в «Карнавале», Вакханку в «Нарциссе» и Уличную танцовщицу в «Петрушке».
Как и все участники дягилевской антрепризы, она оставалась артисткой Мариинского театра, но танцевала там всего 3 года, демонстративно уволившись из труппы в знак протеста против увольнения брата Вацлава из Императорского балета.
Спустя 3 года на несколько лет обосновалась в Киеве, где открыла собственную балетную школу, преподавала, выпустила книгу «Школа движения: теория хореографии». Одним из её учеников был Серж Лифарь – будущий известный танцовщик Русского балета Дягилева и хореограф.
В 1921 году Брониславе удалось эмигрировать в Париж, к Дягилеву, у которого она была единственной женщиной-хореографом. Он, имевший особое чутье на таланты, поверил в балетмейстерские возможности Нижинской. К тому же после разрыва с Леонидом Мясиным надобность в хореографе была острейшая. Вплоть до 1924 года Нижинская оставалась основным постановщиком в «Русском балете».
Сотрудничество с Дягилевым она начала с переделки пантомимы, сочинения вставного номера и вариаций для «Спящей красавицы», поставила «Лани» («Лоретки») и «Голубой экспресс». Потом началось сотрудничество Нижинской со Стравинским: балеты «Байка про Лису» и «Свадебка» по мотивам древнерусского свадебного обряда.
Уйдя от Дягилева, Нижинская объездила весь свет: от Буэнос-Айреса до Вены, от Берлина до Лос-Анджелеса.
До II-й мировой войны появились ее балеты – «Концерт» Шопена, «Болеро» на музыку Равеля, «Этюды» Баха и «Гамлет»; в последнем она сама исполнила главную роль.
В 1940 году Нижинская переезжает в США, открывает в Голливуде свою школу, сотрудничает с Американским театром балета.
В последние годы жизни она участвовала в возобновлении своих балетов в Королевском балете Великобритании и других труппах Европы и США. Ее балеты (в т.ч. самый русский из них – «Свадебка») не ставились на отечественной сцене.
Скончалась Бронислава Фоминична НИЖИНСКАЯ 21 февраля 1972 года в Лос-Анджелесе.