12 января В 1591 году родился Хосе или Хусепе де РИБЕРА /по прозвищу Спаньолетто — «маленький испан...
12 января
12 января
В 1591 году родился Хосе или Хусепе де РИБЕРА /по прозвищу Спаньолетто — «маленький испанец»/ (в Хатива), испанский караваджист эпохи барокко, живший и работавший в итальянском Неаполе.
Сведения о молодости Риберы крайне обрывочны. Как сообщает биограф Паломино, учился в мастерской Франсиско Рибальты. Отец Риберы хотел, чтобы Хосе посвятил себя благородному занятию — медицине или служению Богу, для чего и заставил его изучать латынь. Но вышло иначе: Рибера увлекся живописью.
В возрасте чуть более двадцати Рибера навсегда переберётся в Италию. С 1612 года он будет вести бродяжнический образ жизни, кочуя без гроша в кармане из Рима в Парму, из Пармы — в Падую. А в 1616 году объявится в Неаполе, где и проживёт всю свою жизнь.
Как и многие художники-современники, Рибера живо интересовался классическим искусством Италии и испытал серьезное влияние Караваджо. Но ни один из этих факторов не сделает Риберу итальянским художником, не заставит даже мысленно изменить Испании.
Неаполь, где жил Рибера, был испанской колонией. Правители и чиновники Неаполя назначались испанцами. Некоторые полотна Риберы почти сразу отправлялись во дворцы Мадрида, становясь достоянием испанской короны. К подписям своих работ, которые он принципиально никогда не делал по-итальянски, Рибера будет упорно добавлять слово «испанец».
При дворе герцога Осуна Рибера успешно работал в качестве живописца. Через несколько лет, когда власть сменилась, картины Хусепе потеряли свою былую востребованность.
Оставшись без живописных заказов, он заинтересовался гравюрой. Увлечение оказалось столь серьезным, что за последующие 9 лет, отданных гравюре и офорту в ущерб живописи, Рибера сделается крупнейшим гравером, которого знала Испания вплоть до Гойи. Его гравюры стали абсолютным новаторством.
Библейские герои становятся излюбленной темой мастера, а религиозные темы раскрываются с драматизмом и жизненной достоверностью. Известность Риберы достигла пика, когда к нему в Неаполь приехал Веласкес — придворный художник короля Испании Филиппа IV. Работы Риберы после этого стал заказывать испанский двор. Рибера стал богат и известен.
Наивысшим достижением мастерства Риберы стала картина «Св. Инесса», написанная в 1640 году. На ней изображена девушка-христианка, не пожелавшая выйти замуж на язычника и брошенная в темницу на поругание. Но ангел сжалился над ней и прикрыл наготу покрывалом. Прообразом Инессы стала дочь художника, красавица Мария-Роза.
Скончался Хосе или Хусепе де Рибера 2 сентября 1652 года в бедности и безвестности — к тому времени и Испания, с которой отождествлял себя Спаньолетто, погрузится в катастрофический кризис, потеряет территории и имперское величие.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_января #Р__
В 1591 году родился Хосе или Хусепе де РИБЕРА /по прозвищу Спаньолетто — «маленький испанец»/ (в Хатива), испанский караваджист эпохи барокко, живший и работавший в итальянском Неаполе.
Сведения о молодости Риберы крайне обрывочны. Как сообщает биограф Паломино, учился в мастерской Франсиско Рибальты. Отец Риберы хотел, чтобы Хосе посвятил себя благородному занятию — медицине или служению Богу, для чего и заставил его изучать латынь. Но вышло иначе: Рибера увлекся живописью.
В возрасте чуть более двадцати Рибера навсегда переберётся в Италию. С 1612 года он будет вести бродяжнический образ жизни, кочуя без гроша в кармане из Рима в Парму, из Пармы — в Падую. А в 1616 году объявится в Неаполе, где и проживёт всю свою жизнь.
Как и многие художники-современники, Рибера живо интересовался классическим искусством Италии и испытал серьезное влияние Караваджо. Но ни один из этих факторов не сделает Риберу итальянским художником, не заставит даже мысленно изменить Испании.
Неаполь, где жил Рибера, был испанской колонией. Правители и чиновники Неаполя назначались испанцами. Некоторые полотна Риберы почти сразу отправлялись во дворцы Мадрида, становясь достоянием испанской короны. К подписям своих работ, которые он принципиально никогда не делал по-итальянски, Рибера будет упорно добавлять слово «испанец».
При дворе герцога Осуна Рибера успешно работал в качестве живописца. Через несколько лет, когда власть сменилась, картины Хусепе потеряли свою былую востребованность.
Оставшись без живописных заказов, он заинтересовался гравюрой. Увлечение оказалось столь серьезным, что за последующие 9 лет, отданных гравюре и офорту в ущерб живописи, Рибера сделается крупнейшим гравером, которого знала Испания вплоть до Гойи. Его гравюры стали абсолютным новаторством.
Библейские герои становятся излюбленной темой мастера, а религиозные темы раскрываются с драматизмом и жизненной достоверностью. Известность Риберы достигла пика, когда к нему в Неаполь приехал Веласкес — придворный художник короля Испании Филиппа IV. Работы Риберы после этого стал заказывать испанский двор. Рибера стал богат и известен.
Наивысшим достижением мастерства Риберы стала картина «Св. Инесса», написанная в 1640 году. На ней изображена девушка-христианка, не пожелавшая выйти замуж на язычника и брошенная в темницу на поругание. Но ангел сжалился над ней и прикрыл наготу покрывалом. Прообразом Инессы стала дочь художника, красавица Мария-Роза.
Скончался Хосе или Хусепе де Рибера 2 сентября 1652 года в бедности и безвестности — к тому времени и Испания, с которой отождествлял себя Спаньолетто, погрузится в катастрофический кризис, потеряет территории и имперское величие.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_января #Р__