17 января В 1799 году родилась Авдотья (Евдокия) Ильинична ИСТОМИНА (в Санкт-Петербурге), легендарна...
17 января
17 января
В 1799 году родилась Авдотья (Евдокия) Ильинична ИСТОМИНА (в Санкт-Петербурге), легендарная танцовщица Санкт-Петербургского балета. Воспитанница театрального училища, ученица Шарля-Луи Дидло, воспетая Пушкиным в «Евгении Онегине».
В шесть лет осталась круглой сиротой. По счастью, попала в императорское театральное училище, куда брали детей на полный пансион, обучая их театральному ремеслу. Профессия артистов в начале 19 столетия не считалась престижной, и в училище приводили детей, как правило, из низших сословий и из бедной среды.
Педагогом юной Авдотьи поначалу была русская балерина Екатерина Сазонова, в старших классах, — Шарль-Луи Дидло, талантливый балетмейстер и педагог, сыгравший огромнейшую роль в истории развития русского балета, но при этом своенравный и жестокий.
Истомина, как и все остальные учащиеся, стала выходить на сцену рано: в 9 лет она участвовала в постановке Дидло «Зефир и Флора» на сцене Большого Каменного театра.
В 1816 году, сразу по окончании учебы, была принята в Петербургскую труппу императорских театров, дебютировав в балете своего учителя Шарля Дидло «Ацис и Галатея», и сразу же заняла ведущее положение в труппе. На сцене ей нередко приходилось выходить и в драматических, чаще всего в водевильных ролях — полного разделения представлений на музыкальные и драматические еще не произошло, и все артисты выступали в разных жанрах.
Истомина была общепризнанной выдающейся балериной, она считалась одной из самых красивых женщин Петербурга своего времени, окруженной огромным количеством поклонников, что, естественно, не могло не сказаться на ее жизни — и личной, и творческой.
Она блистала в главных ролях чуть ли не во всех балетах своего педагога Шарля Дидло: «Африканский лев», «Евтимий и Евхариса», «Тщетная предосторожность», «Кора и Алонзо, или Дева Солнца», «Роланд и Моргана; «Нина, или Сумасшедшая от любви», «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» и др.
15 января 1823 года в Петербурге, в Большом Каменном театре состоялась премьера балета «Кавказский пленник, или Тень невесты» по мотивам пушкинской поэмы на музыку Катарино Кавоса. Истомина исполняла партию Черкешенки. А. С. Пушкин в это время был в ссылке в Кишинёве, а узнав о спектакле, написал брату Льву в Санкт-Петербург: «Пиши мне о Дидло, о Черкешенке Истоминой, за которой я когда-то волочился, подобно Кавказскому пленнику». Сколько тоски и отчаяния в этих строках. Пушкин хорошо знал Истомину. Они были ровесниками, вращались в одном великосветском петербургском кругу; он был среди зрителей и почитателей таланта балерины, а её танцу в балете «Ацис и Галатея» посвятил бессмертные строки в своем романе в стихах «Евгений Онегин»:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
Истомина стала первой русской танцовщицей на пуантах. Она прослужила в императорском балете двадцать лет. Наибольшим успехом Истомина пользовалась в балетах «Зефир и Флора», «Африканский лев», «Калиф Багдадский», «Евтимий и Евхариса», «Роланд и Моргана», «Лиза и Колен», «Лелия Нарбонская» и др.
В последние годы своей сценической карьеры она выступала всё реже. Имя Истоминой в официальной театральной афише последний раз мелькнуло 16 января 1836 года в петербургском Большом театре в спектакле «Дивертисмент». 30 января 1836 года в Александринском театре Авдотья Ильинична Истомина вышла на сцену в последний раз.
После ухода из балета, в 1840 годах, Истомина вышла замуж за драматического актёра П. С. Экунина.
Скончалась Авдотья Ильинична Истомина 8 июля 1848 года от холеры в Петербурге.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_17_января #И__
В 1799 году родилась Авдотья (Евдокия) Ильинична ИСТОМИНА (в Санкт-Петербурге), легендарная танцовщица Санкт-Петербургского балета. Воспитанница театрального училища, ученица Шарля-Луи Дидло, воспетая Пушкиным в «Евгении Онегине».
В шесть лет осталась круглой сиротой. По счастью, попала в императорское театральное училище, куда брали детей на полный пансион, обучая их театральному ремеслу. Профессия артистов в начале 19 столетия не считалась престижной, и в училище приводили детей, как правило, из низших сословий и из бедной среды.
Педагогом юной Авдотьи поначалу была русская балерина Екатерина Сазонова, в старших классах, — Шарль-Луи Дидло, талантливый балетмейстер и педагог, сыгравший огромнейшую роль в истории развития русского балета, но при этом своенравный и жестокий.
Истомина, как и все остальные учащиеся, стала выходить на сцену рано: в 9 лет она участвовала в постановке Дидло «Зефир и Флора» на сцене Большого Каменного театра.
В 1816 году, сразу по окончании учебы, была принята в Петербургскую труппу императорских театров, дебютировав в балете своего учителя Шарля Дидло «Ацис и Галатея», и сразу же заняла ведущее положение в труппе. На сцене ей нередко приходилось выходить и в драматических, чаще всего в водевильных ролях — полного разделения представлений на музыкальные и драматические еще не произошло, и все артисты выступали в разных жанрах.
Истомина была общепризнанной выдающейся балериной, она считалась одной из самых красивых женщин Петербурга своего времени, окруженной огромным количеством поклонников, что, естественно, не могло не сказаться на ее жизни — и личной, и творческой.
Она блистала в главных ролях чуть ли не во всех балетах своего педагога Шарля Дидло: «Африканский лев», «Евтимий и Евхариса», «Тщетная предосторожность», «Кора и Алонзо, или Дева Солнца», «Роланд и Моргана; «Нина, или Сумасшедшая от любви», «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» и др.
15 января 1823 года в Петербурге, в Большом Каменном театре состоялась премьера балета «Кавказский пленник, или Тень невесты» по мотивам пушкинской поэмы на музыку Катарино Кавоса. Истомина исполняла партию Черкешенки. А. С. Пушкин в это время был в ссылке в Кишинёве, а узнав о спектакле, написал брату Льву в Санкт-Петербург: «Пиши мне о Дидло, о Черкешенке Истоминой, за которой я когда-то волочился, подобно Кавказскому пленнику». Сколько тоски и отчаяния в этих строках. Пушкин хорошо знал Истомину. Они были ровесниками, вращались в одном великосветском петербургском кругу; он был среди зрителей и почитателей таланта балерины, а её танцу в балете «Ацис и Галатея» посвятил бессмертные строки в своем романе в стихах «Евгений Онегин»:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
Истомина стала первой русской танцовщицей на пуантах. Она прослужила в императорском балете двадцать лет. Наибольшим успехом Истомина пользовалась в балетах «Зефир и Флора», «Африканский лев», «Калиф Багдадский», «Евтимий и Евхариса», «Роланд и Моргана», «Лиза и Колен», «Лелия Нарбонская» и др.
В последние годы своей сценической карьеры она выступала всё реже. Имя Истоминой в официальной театральной афише последний раз мелькнуло 16 января 1836 года в петербургском Большом театре в спектакле «Дивертисмент». 30 января 1836 года в Александринском театре Авдотья Ильинична Истомина вышла на сцену в последний раз.
После ухода из балета, в 1840 годах, Истомина вышла замуж за драматического актёра П. С. Экунина.
Скончалась Авдотья Ильинична Истомина 8 июля 1848 года от холеры в Петербурге.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_17_января #И__