20 июля 1915 года родился Орест Георгиевич ВЕРЕЙСКИЙ (в селе Аносово, Смоленская губерния), совет...
20 июля
20 июля
1915 года родился Орест Георгиевич ВЕРЕЙСКИЙ (в селе Аносово, Смоленская губерния), советский график, иллюстратор, педагог. Академик АХ СССР. Народный художник СССР. Лауреат Государственной премии СССР.
Он известен своей книжной графикой – иллюстрировал произведения Шолохова, Паустовского, Фадеева, Пришвина, Бунина, Хемингуэя и других писателей. Верейский активно иллюстрировал произведения А.Т. Твардовского, в т.ч. поэмы о Василии Тёркине.
Есть литературные герои, которые в иллюстрациях обретают столь органичный и зримо-конкретный образ, что их литературный прототип уже не мыслится без «изобразительного». Так бравый солдат Швейк остался жить таким, каким увидел его И. Лада, а Василия Теркина мы «узнаём» по рисункам Ореста Верейского.
* * * * *
Выходец из семьи художника Георгия Верейского и Елены Верейской, дочери историка Н.И. Кареева, он в 1936-38 годах был вольнослушателем Ленинградской Академии художеств. Именно в Ленинграде происходит творческое становление Ореста Верейского как художника. Здесь его наставником, кроме отца, был художник и педагог А.А. Осмёркин. В 1940 году он переезжает жить и работать в Москву.
В годы Великой Отечественной войны Верейский работал в редакции газеты «Красноармейская правда», где в 1942 году встретился и подружился с Александром Твардовским. Образ Василия Теркина родился в результате творческого содружества художника и писателя.
Верейский не придумал и не «сложил» Теркина – скорее увидел и узнал в конкретном человеке – поэте Василии Глотове. Образ Теркина стал индивидуально портретным; его конкретная собирательность заключает в себе то общее, что открылось в нашем народе в годы войны. Личное отношение художника к своему герою определило жизненность его облика – органическое единство индивидуального и собирательного.
Книга «Василий Теркин» вышла в 1946 году с иллюстрациями Верейского. Впоследствии художник много раз возвращался к этой теме. Привнося что-то новое, он не менял образ героя – так «изобразительная жизнь» Теркина обрастала новыми подробностями и деталями.
Образность и графическую стилистику «Василия Теркина» определило само время. Качество, которое особо выделяет графику Великой Отечественной войны, – хроникальность. Это правда карандашного рисунка с натуры – особая достоверность увиденного, доступная лишь непосредственному участнику.
К поэзии А. Твардовского художник обращался затем постоянно. Фронтовые наблюдения помогли «прочитать» «Военную хронику» и «Дом у дороги», а многочисленные поездки по стране – «Страну Муравию» и «За далью – даль».
Также в послевоенные годы художник много работал над иллюстрированием произведений А. Фадеева «Разгром», К. Паустовского «Повесть о лесах», М. Шолохова «Тихий Дон» и «Судьба человека», Л. Никулина «России верные сыны», а также произведения Джанни Родари («Здравствуйте, дети») и других советских и иностранных авторов.
Среди других послевоенных работ Верейского также необходимо указать на серию рисунков, посвященных жизни и походам великого русского полководца А.В. Суворова.
Ему принадлежат разнообразные по тематике серии рисунков, акварелей, автолитографий, созданные в результате его поездок по Чехословакии, Сирии, Ливану, Египту, Финляндии, Исландии, США.
Скончался Орест Георгиевич ВЕРЕЙСКИЙ 2 января 1993 года в Москве, похоронен на Кунцевском кладбище.
1915 года родился Орест Георгиевич ВЕРЕЙСКИЙ (в селе Аносово, Смоленская губерния), советский график, иллюстратор, педагог. Академик АХ СССР. Народный художник СССР. Лауреат Государственной премии СССР.
Он известен своей книжной графикой – иллюстрировал произведения Шолохова, Паустовского, Фадеева, Пришвина, Бунина, Хемингуэя и других писателей. Верейский активно иллюстрировал произведения А.Т. Твардовского, в т.ч. поэмы о Василии Тёркине.
Есть литературные герои, которые в иллюстрациях обретают столь органичный и зримо-конкретный образ, что их литературный прототип уже не мыслится без «изобразительного». Так бравый солдат Швейк остался жить таким, каким увидел его И. Лада, а Василия Теркина мы «узнаём» по рисункам Ореста Верейского.
* * * * *
Выходец из семьи художника Георгия Верейского и Елены Верейской, дочери историка Н.И. Кареева, он в 1936-38 годах был вольнослушателем Ленинградской Академии художеств. Именно в Ленинграде происходит творческое становление Ореста Верейского как художника. Здесь его наставником, кроме отца, был художник и педагог А.А. Осмёркин. В 1940 году он переезжает жить и работать в Москву.
В годы Великой Отечественной войны Верейский работал в редакции газеты «Красноармейская правда», где в 1942 году встретился и подружился с Александром Твардовским. Образ Василия Теркина родился в результате творческого содружества художника и писателя.
Верейский не придумал и не «сложил» Теркина – скорее увидел и узнал в конкретном человеке – поэте Василии Глотове. Образ Теркина стал индивидуально портретным; его конкретная собирательность заключает в себе то общее, что открылось в нашем народе в годы войны. Личное отношение художника к своему герою определило жизненность его облика – органическое единство индивидуального и собирательного.
Книга «Василий Теркин» вышла в 1946 году с иллюстрациями Верейского. Впоследствии художник много раз возвращался к этой теме. Привнося что-то новое, он не менял образ героя – так «изобразительная жизнь» Теркина обрастала новыми подробностями и деталями.
Образность и графическую стилистику «Василия Теркина» определило само время. Качество, которое особо выделяет графику Великой Отечественной войны, – хроникальность. Это правда карандашного рисунка с натуры – особая достоверность увиденного, доступная лишь непосредственному участнику.
К поэзии А. Твардовского художник обращался затем постоянно. Фронтовые наблюдения помогли «прочитать» «Военную хронику» и «Дом у дороги», а многочисленные поездки по стране – «Страну Муравию» и «За далью – даль».
Также в послевоенные годы художник много работал над иллюстрированием произведений А. Фадеева «Разгром», К. Паустовского «Повесть о лесах», М. Шолохова «Тихий Дон» и «Судьба человека», Л. Никулина «России верные сыны», а также произведения Джанни Родари («Здравствуйте, дети») и других советских и иностранных авторов.
Среди других послевоенных работ Верейского также необходимо указать на серию рисунков, посвященных жизни и походам великого русского полководца А.В. Суворова.
Ему принадлежат разнообразные по тематике серии рисунков, акварелей, автолитографий, созданные в результате его поездок по Чехословакии, Сирии, Ливану, Египту, Финляндии, Исландии, США.
Скончался Орест Георгиевич ВЕРЕЙСКИЙ 2 января 1993 года в Москве, похоронен на Кунцевском кладбище.