29 июля В 1884 году родился Борис Владимирович АСАФЬЕВ /литературный псевдоним – Игорь Глебов/ (в С...
29 июля
29 июля
В 1884 году родился Борис Владимирович АСАФЬЕВ /литературный псевдоним – Игорь Глебов/ (в Санкт-Петербурге), русский советский композитор, музыковед и музыкальный критик, педагог, общественный деятель, публицист. Академик АН СССР. Народный артист СССР.
Один из основоположников советского музыковедения. Его творческое наследие, кроме научных трудов, посвященных различным аспектам музыкознания, блестящих критических статей и рецензий, очерков о различных композиторах, включает в себя 28 балетов (в том числе «Бахчисарайский фонтан», «Пламя Парижа», «Утраченные иллюзии»), 11 опер, 4 симфонии, множество романсов, камерно-инструментальных произведений, музыку к драматическим спектаклям.
* * * * *
Выходец из семьи служащего, он музыкой занимался с детства, преимущественно самоучкой. По окончании гимназии обучался в Санкт-Петербургской консерватории (1904-1910) по классу композиции у Н.А. Римского-Корсакова и А.К. Лядова, и одновременно – на историко-филологическом факультете Петербургского университета, который окончил в 1908 году.
Тогда же он получил место концертмейстера-аккомпаниатора в балетной труппе Мариинского театра, что во многом определило его дальнейшие композиторские интересы.
С 1914 года статьи Асафьева (печатавшегося под псевдонимом Игорь Глебов) регулярно появлялись в ведущих музыкальных изданиях того времени – «Музыка», «Музыкальный современник», «Жизнь искусства», «Красная газета».
С 1921 года преподавал историю и теорию музыки в Санкт-Петербургской консерватории (с 1925 года – профессор основанного им историко-теоретического отделения консерватории). Принимал участие в кардинальной переработке и унификации её учебных планов, позволившей студентам получать полное общетеоретическое музыкальное образование наряду с занятиями по специальности.
Был одним из основателей в 1926 году Ленинградского отделения Ассоциации современной музыки, продвигавшей новейшие сочинения мировых и советских композиторов. Также оказал значительное влияние на обновление репертуара ленинградских оперных театров. В 1924-28 годах были поставлены «Саломея» Р. Штрауса, «Воццек» А. Берга, «Прыжок через тень» Э. Кшенека и другие новейшие оперы.
В 1930-е годы Борис Асафьев переключается на композицию и создаёт свои самые известные сочинения – балеты «Пламя Парижа» (1932), «Бахчисарайский фонтан» (1933) и «Утраченные иллюзии» (1934), а также симфонические сочинения и др. В начале 1940-х годов он возвращается к исследовательской работе, продолжает трудиться во время ленинградской блокады.
В 1943 году он переезжает в Москву, где возглавляет музыкальное отделение Института истории искусств АН СССР, а также научно-исследовательский кабинет при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.
Скончался Борис Владимирович АСАФЬЕВ 27 января 1949 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_июля #А__
В 1884 году родился Борис Владимирович АСАФЬЕВ /литературный псевдоним – Игорь Глебов/ (в Санкт-Петербурге), русский советский композитор, музыковед и музыкальный критик, педагог, общественный деятель, публицист. Академик АН СССР. Народный артист СССР.
Один из основоположников советского музыковедения. Его творческое наследие, кроме научных трудов, посвященных различным аспектам музыкознания, блестящих критических статей и рецензий, очерков о различных композиторах, включает в себя 28 балетов (в том числе «Бахчисарайский фонтан», «Пламя Парижа», «Утраченные иллюзии»), 11 опер, 4 симфонии, множество романсов, камерно-инструментальных произведений, музыку к драматическим спектаклям.
* * * * *
Выходец из семьи служащего, он музыкой занимался с детства, преимущественно самоучкой. По окончании гимназии обучался в Санкт-Петербургской консерватории (1904-1910) по классу композиции у Н.А. Римского-Корсакова и А.К. Лядова, и одновременно – на историко-филологическом факультете Петербургского университета, который окончил в 1908 году.
Тогда же он получил место концертмейстера-аккомпаниатора в балетной труппе Мариинского театра, что во многом определило его дальнейшие композиторские интересы.
С 1914 года статьи Асафьева (печатавшегося под псевдонимом Игорь Глебов) регулярно появлялись в ведущих музыкальных изданиях того времени – «Музыка», «Музыкальный современник», «Жизнь искусства», «Красная газета».
С 1921 года преподавал историю и теорию музыки в Санкт-Петербургской консерватории (с 1925 года – профессор основанного им историко-теоретического отделения консерватории). Принимал участие в кардинальной переработке и унификации её учебных планов, позволившей студентам получать полное общетеоретическое музыкальное образование наряду с занятиями по специальности.
Был одним из основателей в 1926 году Ленинградского отделения Ассоциации современной музыки, продвигавшей новейшие сочинения мировых и советских композиторов. Также оказал значительное влияние на обновление репертуара ленинградских оперных театров. В 1924-28 годах были поставлены «Саломея» Р. Штрауса, «Воццек» А. Берга, «Прыжок через тень» Э. Кшенека и другие новейшие оперы.
В 1930-е годы Борис Асафьев переключается на композицию и создаёт свои самые известные сочинения – балеты «Пламя Парижа» (1932), «Бахчисарайский фонтан» (1933) и «Утраченные иллюзии» (1934), а также симфонические сочинения и др. В начале 1940-х годов он возвращается к исследовательской работе, продолжает трудиться во время ленинградской блокады.
В 1943 году он переезжает в Москву, где возглавляет музыкальное отделение Института истории искусств АН СССР, а также научно-исследовательский кабинет при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.
Скончался Борис Владимирович АСАФЬЕВ 27 января 1949 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_июля #А__