18 августа В 1750 году родился Антонио САЛЬЕРИ (в Леньяго, Венецианская республика), итальянский и ...
18 августа
18 августа
В 1750 году родился Антонио САЛЬЕРИ (в Леньяго, Венецианская республика), итальянский и австрийский композитор, дирижёр и педагог.
Ученик и последователь К. Глюка, автор более чем 40 опер, многочисленных инструментальных и вокально-инструментальных сочинений, он был одним из самых известных и признанных композиторов своего времени и не менее прославленным педагогом: среди его учеников – Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт и Ф. Лист.
В Вене на протяжении 36 лет (1788-1824 гг.) Сальери занимал пост придворного капельмейстера – один из самых важных музыкальных постов в Европе.
Проклятием Антонио Сальери стал миф о его причастности к смерти В.А. Моцарта, распространившийся, несмотря на постоянные опровержения, в некоторых странах главным образом благодаря «маленькой трагедии» А.С. Пушкина.
Состоявшийся в 1997 году суд официально признал его невиновным в смерти коллеги.
* * * * *
14-летнего Антонио взяли на воспитание друзья отца – богатое и аристократическое семейство Мочениго из Венеции. Глава семьи (его родственник, Алвизе IV Мочениго, был в то время дожем Венецианской республики), любитель музыки и меценат, по-видимому, и занялся дальнейшим музыкальным образованием Сальери: с 1765 года мальчик пел в хоре собора Св. Марка. В июне 1766 года композитор Ф.Л. Гассман, возвращаясь в Вену, взял с собой Сальери.
Новый покровитель стал для Антонио вторым отцом. Гассман (в то время один из немногих композиторов-иностранцев, получивших признание в Италии) занялся не только его музыкальным образованием – игрой на скрипке, генерал-басом, контрапунктом, чтением партитур, но и нанял для своего воспитанника учителей немецкого, французского, литературного итальянского языка и латыни. Обучал всему, что могло иметь хоть какое-нибудь отношение к его будущей профессии, включая светские манеры.
В столице Австрии в 1767 году Сальери начал свою службу в качестве ассистента Гассмана, а через 2 года получил должность клавесиниста-концертмейстера придворного оперного театра. Но так как Гассман входил в узкий круг приближённых, с которыми почти ежедневно музицировал император, то он ввёл в этот круг Антонио, тем самым положив начало его блестящей придворной карьере.
Гассман познакомил его с Кристофом Виллибальдом Глюком, чьим приверженцем и последователем Сальери оставался до конца своей жизни.
Первый успех пришёл к Сальери в 1770 году, когда ему пришлось сочинить для рождественского карнавала оперу-буфф «Образованные женщины». Написанные в течение следующих трёх лет «Венецианская ярмарка» и «Трактирщица» (по пьесе К. Гольдони «Хозяйка гостиницы») и «героико-комическая» «Похищенная бадья» закрепили его успех в Вене и в считанные годы завоевали европейскую популярность.
«В 24 года, – пишет Рудольф Ангермюллер, – он занял один из самых важных музыкальных постов в Европе».
В то время как венская публика предпочитала комическую оперу, самого композитора, поклонника Глюка, влекла к себе музыкальная драма.
В Италии оперы Антонио Сальери, помимо Милана и Венеции, заказывали в Риме и Неаполе; ему довелось в эти годы работать и в Мюнхене.
Оперы Глюка будоражили предреволюционную Францию. Стареющий реформатор не только увлёк Сальери своими идеями, но и немало способствовал его карьере: в 1778 году рекомендовал его дирекции «Ла Скала», несколько лет спустя – передал ему заказ Королевской академии музыки на оперу «Данаиды», который сам Глюк, перенёсший два инсульта, уже выполнить не мог. Сальери в Париже хорошо знали, но – как автора ярких комических опер; когда Глюк официально предложил вместо себя Сальери, дирекция Оперы сочла замену неравноценной.
Премьера первой французской оперы Сальери – с именем Глюка на афише (лишь позже, когда обозначился несомненный успех, Глюк назвал имя истинного автора) – состоялась в апреле 1784 года и принесла ему, помимо признания парижской театральной публики, покровительство сестры Иосифа II, Марии-Антуанетты, которой Сальери посвятил своё сочинение.
«Величайший музыкальный дипломат» Сальери предпочитал не высказываться о сочинениях своих современников – за исключением Глюка, чьё творчество было для него, по свидетельствам учеников, путеводной звездой, – и никто в действительности не знает, какие чувства вызывали у него оперы Моцарта.
Большое разочарование ожидало Сальери во Франции: первая из двух заказанных ему опер, лирическая трагедия «Горации» (по П. Корнелю), впервые поставленная в декабре 1786 года, успеха не имела. В том же году в Париже композитор сблизился с П.О. Бомарше; плодом их дружбы стала самая успешная, в том числе и в финансовом отношении, опера Сальери – «Тарар». Премьера в Королевской академии музыки состоялась 8 июня 1787 года и вызвала ажиотаж, сравнимый только с постановками самых «скандальных» опер Глюка.
Скончался Антонио САЛЬЕРИ 7 мая 1825 года в Вене и похоронен был на Мацляйндорфском католическом кладбище. В 1874 году останки композитора были перезахоронены на Центральном кладбище Вены.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_августа #С__
В 1750 году родился Антонио САЛЬЕРИ (в Леньяго, Венецианская республика), итальянский и австрийский композитор, дирижёр и педагог.
Ученик и последователь К. Глюка, автор более чем 40 опер, многочисленных инструментальных и вокально-инструментальных сочинений, он был одним из самых известных и признанных композиторов своего времени и не менее прославленным педагогом: среди его учеников – Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт и Ф. Лист.
В Вене на протяжении 36 лет (1788-1824 гг.) Сальери занимал пост придворного капельмейстера – один из самых важных музыкальных постов в Европе.
Проклятием Антонио Сальери стал миф о его причастности к смерти В.А. Моцарта, распространившийся, несмотря на постоянные опровержения, в некоторых странах главным образом благодаря «маленькой трагедии» А.С. Пушкина.
Состоявшийся в 1997 году суд официально признал его невиновным в смерти коллеги.
* * * * *
14-летнего Антонио взяли на воспитание друзья отца – богатое и аристократическое семейство Мочениго из Венеции. Глава семьи (его родственник, Алвизе IV Мочениго, был в то время дожем Венецианской республики), любитель музыки и меценат, по-видимому, и занялся дальнейшим музыкальным образованием Сальери: с 1765 года мальчик пел в хоре собора Св. Марка. В июне 1766 года композитор Ф.Л. Гассман, возвращаясь в Вену, взял с собой Сальери.
Новый покровитель стал для Антонио вторым отцом. Гассман (в то время один из немногих композиторов-иностранцев, получивших признание в Италии) занялся не только его музыкальным образованием – игрой на скрипке, генерал-басом, контрапунктом, чтением партитур, но и нанял для своего воспитанника учителей немецкого, французского, литературного итальянского языка и латыни. Обучал всему, что могло иметь хоть какое-нибудь отношение к его будущей профессии, включая светские манеры.
В столице Австрии в 1767 году Сальери начал свою службу в качестве ассистента Гассмана, а через 2 года получил должность клавесиниста-концертмейстера придворного оперного театра. Но так как Гассман входил в узкий круг приближённых, с которыми почти ежедневно музицировал император, то он ввёл в этот круг Антонио, тем самым положив начало его блестящей придворной карьере.
Гассман познакомил его с Кристофом Виллибальдом Глюком, чьим приверженцем и последователем Сальери оставался до конца своей жизни.
Первый успех пришёл к Сальери в 1770 году, когда ему пришлось сочинить для рождественского карнавала оперу-буфф «Образованные женщины». Написанные в течение следующих трёх лет «Венецианская ярмарка» и «Трактирщица» (по пьесе К. Гольдони «Хозяйка гостиницы») и «героико-комическая» «Похищенная бадья» закрепили его успех в Вене и в считанные годы завоевали европейскую популярность.
«В 24 года, – пишет Рудольф Ангермюллер, – он занял один из самых важных музыкальных постов в Европе».
В то время как венская публика предпочитала комическую оперу, самого композитора, поклонника Глюка, влекла к себе музыкальная драма.
В Италии оперы Антонио Сальери, помимо Милана и Венеции, заказывали в Риме и Неаполе; ему довелось в эти годы работать и в Мюнхене.
Оперы Глюка будоражили предреволюционную Францию. Стареющий реформатор не только увлёк Сальери своими идеями, но и немало способствовал его карьере: в 1778 году рекомендовал его дирекции «Ла Скала», несколько лет спустя – передал ему заказ Королевской академии музыки на оперу «Данаиды», который сам Глюк, перенёсший два инсульта, уже выполнить не мог. Сальери в Париже хорошо знали, но – как автора ярких комических опер; когда Глюк официально предложил вместо себя Сальери, дирекция Оперы сочла замену неравноценной.
Премьера первой французской оперы Сальери – с именем Глюка на афише (лишь позже, когда обозначился несомненный успех, Глюк назвал имя истинного автора) – состоялась в апреле 1784 года и принесла ему, помимо признания парижской театральной публики, покровительство сестры Иосифа II, Марии-Антуанетты, которой Сальери посвятил своё сочинение.
«Величайший музыкальный дипломат» Сальери предпочитал не высказываться о сочинениях своих современников – за исключением Глюка, чьё творчество было для него, по свидетельствам учеников, путеводной звездой, – и никто в действительности не знает, какие чувства вызывали у него оперы Моцарта.
Большое разочарование ожидало Сальери во Франции: первая из двух заказанных ему опер, лирическая трагедия «Горации» (по П. Корнелю), впервые поставленная в декабре 1786 года, успеха не имела. В том же году в Париже композитор сблизился с П.О. Бомарше; плодом их дружбы стала самая успешная, в том числе и в финансовом отношении, опера Сальери – «Тарар». Премьера в Королевской академии музыки состоялась 8 июня 1787 года и вызвала ажиотаж, сравнимый только с постановками самых «скандальных» опер Глюка.
Скончался Антонио САЛЬЕРИ 7 мая 1825 года в Вене и похоронен был на Мацляйндорфском католическом кладбище. В 1874 году останки композитора были перезахоронены на Центральном кладбище Вены.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_августа #С__