21 августа В 1858 году родился Максим Петрович ДМИТРИЕВ (в деревне Повалишино, Тамбовская губерния)...
21 августа
21 августа
В 1858 году родился Максим Петрович ДМИТРИЕВ (в деревне Повалишино, Тамбовская губерния), нижегородский фотограф XIX – XX веков, зачинатель российской публицистической фотожурналистики, член Русского фотографического общества.
Создатель школы отечественного фоторепортажа.
* * * * *
В 2-летнем возрасте он был отдан на воспитание бездетному крестьянину Елисею Куприянову в Егорьевский уезд Рязанской губернии. Окончил церковно-приходскую школу. Однако дела Куприянова пошатнулись, и Максиму пришлось самому зарабатывать себе на пропитание.
В 14 лет он оказался в Москве, где Елисей Куприянов пристроил его «в мальчики» в посудной лавке. Однако вскоре мать Максима, желая, чтобы сын овладел ремеслом, сумела устроить его в ученики к известному московскому фотографу М.П. Настюкову. Паренёк быстро освоил работу подмастерья, за несколько месяцев достигнув результатов, на которые у некоторых уходили годы. Настюков стал доверять ретушь талантливому подростку. По выходным Максим занимался на воскресных рисовальных курсах художественного Строгановского училища, изучая основы композиции, перспективы, соотношение света и тени, и прочие тонкости графики.
В 1874 году в Нижнем Новгороде Дмитриев встретил фотографа и художника А.О. Карелина, который не скрывал секретов мастерства от молодого юноши. Максим мечтал работать с Карелиным, однако этому препятствовал 6-летний контракт с Настюковым, не позволяя уехать из Москвы.
И все же в 1879 году Дмитриев стал помощником Карелина, к этому времени обладавшего европейской и мировой известностью. Максим старательно изучал особенности работ Карелина, исследовал нюансы его мастерства, осваивал владение светом и оптикой. По совету наставника он посещал музеи, художественные галереи, читал классические произведения русской литературы, восполняя недостатки образования. Работа у Карелина дала Дмитриеву не только профессиональные навыки, но и позволила накопить некоторые средства для открытия своего дела.
Высокое профессиональное мастерство, тонкий художественный вкус помогли начинающему фотографу быстро достичь успеха. Уже в 1889 году к Дмитриеву пришла известность. Это случилось после его дебюта на Всероссийской юбилейной фотографической выставке в Москве.
Затем последовал значительный успех и в Санкт-Петербурге. Его экспозиция «Волжская коллекция» была удостоена похвального отзыва, ей был посвящён специальный доклад на заседании фотографического отдела РТО.
В 1892 году Дмитриев принимал участие в Парижской международной фотографической выставке, мировая оценка его творчества вылилась в золотую медаль по отделу профессиональной художественной фотографии.
В том же году он стал обладателем Почётного диплома выставки в Амстердаме. В то время, как его работы производили впечатление на европейскую публику, сам Дмитриев активно трудился над серией фотографий, посвящённых голоду в Поволжье в начале 1890-х годов (альбомом «Неурожайный 1891-1892 год в Нижегородской губернии», принесший ему признание и уважение со стороны прогрессивной российской общественности).
Максим Петрович снимал панорамы Нижнего Новгорода с различных ракурсов. Прекрасные фотопанорамы города, виды исторических мест и памятников в условиях высокого интереса публики к отечественной истории оказались весьма востребованными. Серия фотографий, высланная в Академию художеств, была высоко оценена.
В 1894 году Дмитриев приступил к новому проекту. Он намеревался снять Волгу на всём её протяжении, от истока до устья, со всеми историческими и природными достопримечательностями на берегах, с прибрежными сёлами и городами. В 1896 году на Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде «Волжская коллекция» стала лучшим экспонатом отдела фотографии на выставке, заслужив восторженные отзывы.
Фотограф продолжал активно участвовать в выставках, как в российских, так и в международных, причем практически каждая из них пополняла его коллекцию наград, медалей и дипломов.
Максим Петрович входил в круг передовой интеллигенции Нижнего Новгорода, центром в начале XX века которой являлся Максим Горький. Творчество Дмитриева органично дополняло произведения Горького. Ему удавалось запечатлеть через объектив фотокамеры ветошный рынок, ночлежки, рабочие артели, винные лавки – то самое нижегородское «дно», которые Горький описывал в своих произведениях. Многолетние дружеские отношения между ними позволили Дмитриеву создать массу фотографий писателя. В его фотоателье не раз бывали и другие видные деятели культуры и искусства, в витрине его мастерской появлялись портреты Леонида Андреева, Ивана Бунина, Веры Комиссаржевской, Фёдора Шаляпина и др.
------------------------------------------------------—
Смотри «Дореволюционная Россия на фотографиях. Максим Дмитриев - фотограф уходящей реальности» по ссылке:
http://humus.dreamwidth.org/4809128.html?style=light
------------------------------------------------------—
Скончался Максим Петрович ДМИТРИЕВ 15 октября 1948 года в Нижнем Новгороде, похоронен на Бугровском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_21_августа #Д__
В 1858 году родился Максим Петрович ДМИТРИЕВ (в деревне Повалишино, Тамбовская губерния), нижегородский фотограф XIX – XX веков, зачинатель российской публицистической фотожурналистики, член Русского фотографического общества.
Создатель школы отечественного фоторепортажа.
* * * * *
В 2-летнем возрасте он был отдан на воспитание бездетному крестьянину Елисею Куприянову в Егорьевский уезд Рязанской губернии. Окончил церковно-приходскую школу. Однако дела Куприянова пошатнулись, и Максиму пришлось самому зарабатывать себе на пропитание.
В 14 лет он оказался в Москве, где Елисей Куприянов пристроил его «в мальчики» в посудной лавке. Однако вскоре мать Максима, желая, чтобы сын овладел ремеслом, сумела устроить его в ученики к известному московскому фотографу М.П. Настюкову. Паренёк быстро освоил работу подмастерья, за несколько месяцев достигнув результатов, на которые у некоторых уходили годы. Настюков стал доверять ретушь талантливому подростку. По выходным Максим занимался на воскресных рисовальных курсах художественного Строгановского училища, изучая основы композиции, перспективы, соотношение света и тени, и прочие тонкости графики.
В 1874 году в Нижнем Новгороде Дмитриев встретил фотографа и художника А.О. Карелина, который не скрывал секретов мастерства от молодого юноши. Максим мечтал работать с Карелиным, однако этому препятствовал 6-летний контракт с Настюковым, не позволяя уехать из Москвы.
И все же в 1879 году Дмитриев стал помощником Карелина, к этому времени обладавшего европейской и мировой известностью. Максим старательно изучал особенности работ Карелина, исследовал нюансы его мастерства, осваивал владение светом и оптикой. По совету наставника он посещал музеи, художественные галереи, читал классические произведения русской литературы, восполняя недостатки образования. Работа у Карелина дала Дмитриеву не только профессиональные навыки, но и позволила накопить некоторые средства для открытия своего дела.
Высокое профессиональное мастерство, тонкий художественный вкус помогли начинающему фотографу быстро достичь успеха. Уже в 1889 году к Дмитриеву пришла известность. Это случилось после его дебюта на Всероссийской юбилейной фотографической выставке в Москве.
Затем последовал значительный успех и в Санкт-Петербурге. Его экспозиция «Волжская коллекция» была удостоена похвального отзыва, ей был посвящён специальный доклад на заседании фотографического отдела РТО.
В 1892 году Дмитриев принимал участие в Парижской международной фотографической выставке, мировая оценка его творчества вылилась в золотую медаль по отделу профессиональной художественной фотографии.
В том же году он стал обладателем Почётного диплома выставки в Амстердаме. В то время, как его работы производили впечатление на европейскую публику, сам Дмитриев активно трудился над серией фотографий, посвящённых голоду в Поволжье в начале 1890-х годов (альбомом «Неурожайный 1891-1892 год в Нижегородской губернии», принесший ему признание и уважение со стороны прогрессивной российской общественности).
Максим Петрович снимал панорамы Нижнего Новгорода с различных ракурсов. Прекрасные фотопанорамы города, виды исторических мест и памятников в условиях высокого интереса публики к отечественной истории оказались весьма востребованными. Серия фотографий, высланная в Академию художеств, была высоко оценена.
В 1894 году Дмитриев приступил к новому проекту. Он намеревался снять Волгу на всём её протяжении, от истока до устья, со всеми историческими и природными достопримечательностями на берегах, с прибрежными сёлами и городами. В 1896 году на Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде «Волжская коллекция» стала лучшим экспонатом отдела фотографии на выставке, заслужив восторженные отзывы.
Фотограф продолжал активно участвовать в выставках, как в российских, так и в международных, причем практически каждая из них пополняла его коллекцию наград, медалей и дипломов.
Максим Петрович входил в круг передовой интеллигенции Нижнего Новгорода, центром в начале XX века которой являлся Максим Горький. Творчество Дмитриева органично дополняло произведения Горького. Ему удавалось запечатлеть через объектив фотокамеры ветошный рынок, ночлежки, рабочие артели, винные лавки – то самое нижегородское «дно», которые Горький описывал в своих произведениях. Многолетние дружеские отношения между ними позволили Дмитриеву создать массу фотографий писателя. В его фотоателье не раз бывали и другие видные деятели культуры и искусства, в витрине его мастерской появлялись портреты Леонида Андреева, Ивана Бунина, Веры Комиссаржевской, Фёдора Шаляпина и др.
------------------------------------------------------—
Смотри «Дореволюционная Россия на фотографиях. Максим Дмитриев - фотограф уходящей реальности» по ссылке:
http://humus.dreamwidth.org/4809128.html?style=light
------------------------------------------------------—
Скончался Максим Петрович ДМИТРИЕВ 15 октября 1948 года в Нижнем Новгороде, похоронен на Бугровском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_21_августа #Д__