4 октября 1838 года родился Вячеслав Григорьевич ШВАРЦ (в Курске), русский живописец, академик, о...
4 октября
4 октября
1838 года родился Вячеслав Григорьевич ШВАРЦ (в Курске), русский живописец, академик, почётный вольный общник Императорской Академии художеств, основоположник историко-бытового жанра в русской живописи.
Творчество художника явилось решительным шагом в создании подлинной исторической живописи в России. «Живые исторические образы в правдивой исторической обстановке», – таков девиз Шварца. В частном эпизоде он стремился воссоздать самый дух исторической эпохи.
С появлением произведений Шварца наступает период пересоздания русской школы, возникает чисто русское направление. Он первым освободился от гнета рутины академического классицизма и, оставляя минувшему прошлому прежние идеалы, создал новые, родные сердцу идеалы русской мысли и создал их во всей их цельности и своеобразности.
* * * * *
Выходец из семьи участника Отечественной войны 1812 года, Вячеслав детские годы провел на Кавказе, где отец его, генерал-лейтенант Григорий Ефимович Шварц, был начальником Джаро-Белоканского военного округа.
В 8-летнем возрасте он вместе с матерью переехал в Москву, где занимался рисованием под руководством С. Щёголева, хорошо знал французский, немецкий и английский, научился и итальянскому языку.
В 1847 году Вячеслав был пожалован в пажи Императорского Двора. В возрасте 13 лет, его отвезли в Петербург и отдали сначала в пансион Спешнева, а год спустя – в Императорский Александровский Лицей. Там Шварц успел обратить на себя внимание лицейского учителя рисования старика Василевского и сделал под его руководством громадные успехи. В 1859 году юноша был выпущен из Лицея первым и с золотой медалью, поступил с чином IX класса на службу.
В сентябре этого же года, с разрешения своего начальства, Шварц поступил вольнослушателем в Петербургский университет «по части восточных языков».
Первыми его крупными работами стали композиции из древнерусской истории «Въезд Шуйского и Де ла Гарди в Москву» и «Свидание великого князя Святослава с греческим императором Цимисхием». В 1861 году Шварц уехал за границу, после чего возвратился в Россию, привезя с собой альбом своих путевых рисунков.
Желание видеть художественную Европу побудило его бросить службу, выйти в отставку и предпринять в начале 1863 года эту поездку. Побывав проездом в Лейпциге, Берлине, Дрездене, Франкфурте, Майнце и Кёльне, он основался в Париже. Здесь Шварц работал у известного жанриста-колориста Лефевра, посещал мастерскую Конта и Жерома и делал этюды с натуры как в самом Париже, так и в Фонтенбло и Барбизоне. Поездка эта имела для него громадное значение.
Первую половину 1865 года художник провел в Москве, Петербурге и в деревне в Рязанской губернии. На академической выставке этого же года появляется его картина «Вербное Воскресение во времена Алексея Михайловича», и Академия Художеств присуждает ему за неё звание академика исторической живописи, а Русское Археологическое Общество избирает его своим действительным членом.
С осени 1865 года начинается период полной зрелости таланта Шварца. Период этот ознаменован рядом самых значительных его произведений. Тут им написаны «Сцена из домашней жизни русских царей» и «Стрелец XVI века », нарисован «Воевода времен царя Алексея Михайловича».
В начале 1867 года Шварц уезжает в третий раз за границу, будучи командирован Академией в Париж для устройства на всемирной выставке художественного отдела России. За распоряжение на выставке он получает золотую и бронзовую медали, награждается орденом Почётного Легиона, и, кроме того, международное жюри присуждает ему за его картину «Голштинские послы в посольском приказе» золотую медаль.
Скончался Вячеслав Григорьевич ШВАРЦ 29 марта 1869 года в Курске. Тело было перевезено в имение его отца, село Белый Колодезь Курской губернии, и там похоронено.
1838 года родился Вячеслав Григорьевич ШВАРЦ (в Курске), русский живописец, академик, почётный вольный общник Императорской Академии художеств, основоположник историко-бытового жанра в русской живописи.
Творчество художника явилось решительным шагом в создании подлинной исторической живописи в России. «Живые исторические образы в правдивой исторической обстановке», – таков девиз Шварца. В частном эпизоде он стремился воссоздать самый дух исторической эпохи.
С появлением произведений Шварца наступает период пересоздания русской школы, возникает чисто русское направление. Он первым освободился от гнета рутины академического классицизма и, оставляя минувшему прошлому прежние идеалы, создал новые, родные сердцу идеалы русской мысли и создал их во всей их цельности и своеобразности.
* * * * *
Выходец из семьи участника Отечественной войны 1812 года, Вячеслав детские годы провел на Кавказе, где отец его, генерал-лейтенант Григорий Ефимович Шварц, был начальником Джаро-Белоканского военного округа.
В 8-летнем возрасте он вместе с матерью переехал в Москву, где занимался рисованием под руководством С. Щёголева, хорошо знал французский, немецкий и английский, научился и итальянскому языку.
В 1847 году Вячеслав был пожалован в пажи Императорского Двора. В возрасте 13 лет, его отвезли в Петербург и отдали сначала в пансион Спешнева, а год спустя – в Императорский Александровский Лицей. Там Шварц успел обратить на себя внимание лицейского учителя рисования старика Василевского и сделал под его руководством громадные успехи. В 1859 году юноша был выпущен из Лицея первым и с золотой медалью, поступил с чином IX класса на службу.
В сентябре этого же года, с разрешения своего начальства, Шварц поступил вольнослушателем в Петербургский университет «по части восточных языков».
Первыми его крупными работами стали композиции из древнерусской истории «Въезд Шуйского и Де ла Гарди в Москву» и «Свидание великого князя Святослава с греческим императором Цимисхием». В 1861 году Шварц уехал за границу, после чего возвратился в Россию, привезя с собой альбом своих путевых рисунков.
Желание видеть художественную Европу побудило его бросить службу, выйти в отставку и предпринять в начале 1863 года эту поездку. Побывав проездом в Лейпциге, Берлине, Дрездене, Франкфурте, Майнце и Кёльне, он основался в Париже. Здесь Шварц работал у известного жанриста-колориста Лефевра, посещал мастерскую Конта и Жерома и делал этюды с натуры как в самом Париже, так и в Фонтенбло и Барбизоне. Поездка эта имела для него громадное значение.
Первую половину 1865 года художник провел в Москве, Петербурге и в деревне в Рязанской губернии. На академической выставке этого же года появляется его картина «Вербное Воскресение во времена Алексея Михайловича», и Академия Художеств присуждает ему за неё звание академика исторической живописи, а Русское Археологическое Общество избирает его своим действительным членом.
С осени 1865 года начинается период полной зрелости таланта Шварца. Период этот ознаменован рядом самых значительных его произведений. Тут им написаны «Сцена из домашней жизни русских царей» и «Стрелец XVI века », нарисован «Воевода времен царя Алексея Михайловича».
В начале 1867 года Шварц уезжает в третий раз за границу, будучи командирован Академией в Париж для устройства на всемирной выставке художественного отдела России. За распоряжение на выставке он получает золотую и бронзовую медали, награждается орденом Почётного Легиона, и, кроме того, международное жюри присуждает ему за его картину «Голштинские послы в посольском приказе» золотую медаль.
Скончался Вячеслав Григорьевич ШВАРЦ 29 марта 1869 года в Курске. Тело было перевезено в имение его отца, село Белый Колодезь Курской губернии, и там похоронено.