15 ноября 1800 года родился Павел Степанович МОЧАЛОВ (в Москве), один из величайших русских актёр...
15 ноября
15 ноября
1800 года родился Павел Степанович МОЧАЛОВ (в Москве), один из величайших русских актёров эпохи романтизма. Служил в московском Малом театре.
* * * * *
Был выходцем из семьи крепостных актеров и театральная среда, в которой он рос, определила его жизненный путь. Отец, известный актер-трагик московского театра, стал для сына первым учителем сценического искусства.
4 сентября 1817 года Павел Мочалов впервые появился на сцене Московского театра в роли Полиника в трагедии В.А. Озерова «Эдип в Афинах». Дебют прошел успешно. «Мочалов играл великолепно, рукоплескания не прекращались, триумф был полный», – писал А.А. Стахович. Вскоре он был зачислен в труппу Московского Императорского театра.
Имя актера стало легендарным еще при жизни. К двадцати шести годам Мочалов переиграл кучу ролей в трагедиях, в исторических драмах, в отечественных и переводных пьесах всех жанров. Число персонажей, которых он вывел на сцену, приближалось к трехзначному.
Событием в театральной жизни стало исполнение актером Гамлета. Щепкин сначала был возмущен, что Мочалов берет для бенефиса «Гамлета» – отвратительную пьесу, как он считал.
Премьера спектакля состоялась 22 января 1837 года. Успех спектакля превзошел все ожидания. Свершилось чудо. Его так и именовали. Уже через несколько дней Белинский в письме в Петербург сообщил «...мы видели чудо – Мочалова в роли Гамлета...». Актер отдавал всего себя этой сложной роли. Как-то он признался, что если его будут принуждать выступать часто в роли Гамлета, он лишится рассудка.
Павел Степанович был среднего роста, немного сутуловат. Но в страстные минуты вдохновения Мочалов, казалось, вырастал и делался стройным. Всех поражал его чарующий голос. У него был тенор, мягкий и звучный, нежный и сильный, проникавший в душу. Переходы и переливы голоса были разнообразны и красивы; его шепот был слышен в верхних галереях; его голосовые удары заставляли невольно вздрагивать...
В 1840-х годах все чаще появляются записи о мочаловских запоях, об отмене спектаклей, ссорах с дирекцией. От актера уходят роли.
В более поздний свой бенефис (1845) Мочалов вывел в первый раз на сцену дочь Екатерину в «Коварстве и любви», в роли Луизы, а сам дебютировал в роли музыканта Миллера (отца Луизы). Щепкин, также участвующий в спектакле, говорил позже, что рыдал на сцене от пронзительной игры Мочалова.
Век Мочалова был короток. Гибель пришла нелепо. Коляска его по пути в Москву из Воронежа провалилась под ломкий лед. Павел Степанович вымок. Приехал в Москву совершенно больной.
Скончался Павел Степанович МОЧАЛОВ 28 марта 1848 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
1800 года родился Павел Степанович МОЧАЛОВ (в Москве), один из величайших русских актёров эпохи романтизма. Служил в московском Малом театре.
* * * * *
Был выходцем из семьи крепостных актеров и театральная среда, в которой он рос, определила его жизненный путь. Отец, известный актер-трагик московского театра, стал для сына первым учителем сценического искусства.
4 сентября 1817 года Павел Мочалов впервые появился на сцене Московского театра в роли Полиника в трагедии В.А. Озерова «Эдип в Афинах». Дебют прошел успешно. «Мочалов играл великолепно, рукоплескания не прекращались, триумф был полный», – писал А.А. Стахович. Вскоре он был зачислен в труппу Московского Императорского театра.
Имя актера стало легендарным еще при жизни. К двадцати шести годам Мочалов переиграл кучу ролей в трагедиях, в исторических драмах, в отечественных и переводных пьесах всех жанров. Число персонажей, которых он вывел на сцену, приближалось к трехзначному.
Событием в театральной жизни стало исполнение актером Гамлета. Щепкин сначала был возмущен, что Мочалов берет для бенефиса «Гамлета» – отвратительную пьесу, как он считал.
Премьера спектакля состоялась 22 января 1837 года. Успех спектакля превзошел все ожидания. Свершилось чудо. Его так и именовали. Уже через несколько дней Белинский в письме в Петербург сообщил «...мы видели чудо – Мочалова в роли Гамлета...». Актер отдавал всего себя этой сложной роли. Как-то он признался, что если его будут принуждать выступать часто в роли Гамлета, он лишится рассудка.
Павел Степанович был среднего роста, немного сутуловат. Но в страстные минуты вдохновения Мочалов, казалось, вырастал и делался стройным. Всех поражал его чарующий голос. У него был тенор, мягкий и звучный, нежный и сильный, проникавший в душу. Переходы и переливы голоса были разнообразны и красивы; его шепот был слышен в верхних галереях; его голосовые удары заставляли невольно вздрагивать...
В 1840-х годах все чаще появляются записи о мочаловских запоях, об отмене спектаклей, ссорах с дирекцией. От актера уходят роли.
В более поздний свой бенефис (1845) Мочалов вывел в первый раз на сцену дочь Екатерину в «Коварстве и любви», в роли Луизы, а сам дебютировал в роли музыканта Миллера (отца Луизы). Щепкин, также участвующий в спектакле, говорил позже, что рыдал на сцене от пронзительной игры Мочалова.
Век Мочалова был короток. Гибель пришла нелепо. Коляска его по пути в Москву из Воронежа провалилась под ломкий лед. Павел Степанович вымок. Приехал в Москву совершенно больной.
Скончался Павел Степанович МОЧАЛОВ 28 марта 1848 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.