16 ноября В 1893 году родилась Аделаида БОЛЬСКАЯ /имя при рождении – Аделя Скомпская; по мужу Диенг...
16 ноября
16 ноября
В 1893 году родилась Аделаида БОЛЬСКАЯ /имя при рождении – Аделя Скомпская; по мужу Диенгейм-Щавиньская-Брохоцкая/ (в Подольской губернии, Российская империя), русская оперная певица (лирическое сопрано) и вокальный педагог.
* * * * *
До 1880 года обучалась в закрытом монастырском пансионе «Королевская Музыкальная Школа» в Мюнхене сначала игре на фортепиано, позже пению, а затем в Московской консерватории у Джакомо Гальвани и Фёдора Коммиссаржевского. Во время учёбы (1883-1888) принимала участие в концертах русского музыкального общества с произведениями и под управлением П.И. Чайковского.
Окончила консерваторию с малой серебряной медалью и затем в течение года совершенствовала вокальное мастерство в Италии. Дебютировала в миланском театре «Dal Verme», выступала также в Лоди, участвовала в концертах дирижёров Ш. Ламурё и Э. Колонна.
По возвращении в Россию Аделаида при активном участии Чайковского была принята в Большой театр; пела под фамилией Скомпская. В 1889 году дебютировала на его сцене в партиях Памины («Волшебная флейта»), Гориславы («Руслан и Людмила») и Татьяны («Евгений Онегин»), а 17 апреля 1892 года исполнила партию Леоноры в премьере оперы Антона Симона «Ролла». И именно ей Чайковский хотел отдать заглавную партию в новой опере «Иоланта», которую собирались ставить в Петербурге (на премьере 18 декабря пела Медея Фигнер), однако она была вынуждена уволиться из-за болезни до истечения контракта и уехать лечиться во Францию.
В 1893 году певица вышла замуж за графа Александра Диенгейм-Щавиньского-Брохоцкого, через год родила дочку. Продолжая заниматься вокалом, брала в Париже уроки у знаменитой французской певицы Миолан-Карвальо. Там же выступала в салонах и частных собраниях под вымышленным именем, где её услышал композитор Массне и настоятельно советовал взять сценический псевдоним и выступать публично. Так как певица отказывалась от иностранных имен, композитор предложил псевдоним – Больска, взяв фамилию героя «Приключения Ладислава Больского» (1864) Виктора Шербюлье.
По настоянию друзей в 1896 году она возобновила концертную деятельность, с огромным успехом выступив в театре «Лисео» в Барселоне в партии Офелии. Из предложенных ей после этого ангажементов Больска предпочла приглашение директора Императорских театров И.А. Всеволожского в Мариинский театр. Для ангажемента певицы царская власть разрешила временный въезд её мужу на территорию Российской империи, оставившего Польшу после восстания 1863 года.
Аделаида Больская дебютировала в Санкт-Петербурге 22 сентября 1897 года в партии Татьяны («Евгений Онегин» Чайковского) и выступала на сцене Мариинского театра в ведущих партиях вплоть до 1918 года. Среди премьер певицы: Волхова в «Садко» (26.01.1901) и Марфа в «Царской невесте» (30.10.1901) Николая Римского-Корсакова; Дамаянти в «Нале и Дамаянти» Антона Аренского (9.09.1908).
Впервые Больская исполнила на русском языке партию Зиглинды в «Валькирии» (24.11.1900) и партию Евы в «Нюрнбергских мейстерзингерах» (20.03.1914) Рихарда Вагнера. Во время летних отпусков она гастролировала во многих городах русской провинции. Также каждый год выступала в Варшаве. Были её выступления в Париже, Лондоне (Ковент-Гарден). На протяжении многих лет брала уроки пения у Бертрами в Париже.
Певица была попечительницей в благотворительном обществе при Храме св. Екатерины в Петербурге. Часто участвовала в благотворительных концертах. В 1901 году, отвечая на вопрос императора Николая II, как он может отблагодарить её за талантливое пение, «солистка Его Величества» испросила разрешение на установку памятника Фредерику Шопену в Варшаве. Больская помогала собирать деньги на памятник, в т.ч. сборами от своих выступлений. В 1926 году памятник композитору (архитектор В. Шимановский) был установлен в парке Лазенки Варшавы.
В 1918 году контракт певицы с Мариинским театром был досрочно разорван. Эпизодически она выступала в концертных программах. С 1918 года стала итальянской подданной.
В период 1920-22 годов была профессором вокального класса в Петроградской консерватории. Затем уехала в Варшаву, где также преподавала в консерватории.
Скончалась Аделаида БОЛЬСКАЯ 29 сентября 1930 года в Таллине, похоронена в Варшаве на кладбище Старые Повонзки.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_16_ноября #Б__
В 1893 году родилась Аделаида БОЛЬСКАЯ /имя при рождении – Аделя Скомпская; по мужу Диенгейм-Щавиньская-Брохоцкая/ (в Подольской губернии, Российская империя), русская оперная певица (лирическое сопрано) и вокальный педагог.
* * * * *
До 1880 года обучалась в закрытом монастырском пансионе «Королевская Музыкальная Школа» в Мюнхене сначала игре на фортепиано, позже пению, а затем в Московской консерватории у Джакомо Гальвани и Фёдора Коммиссаржевского. Во время учёбы (1883-1888) принимала участие в концертах русского музыкального общества с произведениями и под управлением П.И. Чайковского.
Окончила консерваторию с малой серебряной медалью и затем в течение года совершенствовала вокальное мастерство в Италии. Дебютировала в миланском театре «Dal Verme», выступала также в Лоди, участвовала в концертах дирижёров Ш. Ламурё и Э. Колонна.
По возвращении в Россию Аделаида при активном участии Чайковского была принята в Большой театр; пела под фамилией Скомпская. В 1889 году дебютировала на его сцене в партиях Памины («Волшебная флейта»), Гориславы («Руслан и Людмила») и Татьяны («Евгений Онегин»), а 17 апреля 1892 года исполнила партию Леоноры в премьере оперы Антона Симона «Ролла». И именно ей Чайковский хотел отдать заглавную партию в новой опере «Иоланта», которую собирались ставить в Петербурге (на премьере 18 декабря пела Медея Фигнер), однако она была вынуждена уволиться из-за болезни до истечения контракта и уехать лечиться во Францию.
В 1893 году певица вышла замуж за графа Александра Диенгейм-Щавиньского-Брохоцкого, через год родила дочку. Продолжая заниматься вокалом, брала в Париже уроки у знаменитой французской певицы Миолан-Карвальо. Там же выступала в салонах и частных собраниях под вымышленным именем, где её услышал композитор Массне и настоятельно советовал взять сценический псевдоним и выступать публично. Так как певица отказывалась от иностранных имен, композитор предложил псевдоним – Больска, взяв фамилию героя «Приключения Ладислава Больского» (1864) Виктора Шербюлье.
По настоянию друзей в 1896 году она возобновила концертную деятельность, с огромным успехом выступив в театре «Лисео» в Барселоне в партии Офелии. Из предложенных ей после этого ангажементов Больска предпочла приглашение директора Императорских театров И.А. Всеволожского в Мариинский театр. Для ангажемента певицы царская власть разрешила временный въезд её мужу на территорию Российской империи, оставившего Польшу после восстания 1863 года.
Аделаида Больская дебютировала в Санкт-Петербурге 22 сентября 1897 года в партии Татьяны («Евгений Онегин» Чайковского) и выступала на сцене Мариинского театра в ведущих партиях вплоть до 1918 года. Среди премьер певицы: Волхова в «Садко» (26.01.1901) и Марфа в «Царской невесте» (30.10.1901) Николая Римского-Корсакова; Дамаянти в «Нале и Дамаянти» Антона Аренского (9.09.1908).
Впервые Больская исполнила на русском языке партию Зиглинды в «Валькирии» (24.11.1900) и партию Евы в «Нюрнбергских мейстерзингерах» (20.03.1914) Рихарда Вагнера. Во время летних отпусков она гастролировала во многих городах русской провинции. Также каждый год выступала в Варшаве. Были её выступления в Париже, Лондоне (Ковент-Гарден). На протяжении многих лет брала уроки пения у Бертрами в Париже.
Певица была попечительницей в благотворительном обществе при Храме св. Екатерины в Петербурге. Часто участвовала в благотворительных концертах. В 1901 году, отвечая на вопрос императора Николая II, как он может отблагодарить её за талантливое пение, «солистка Его Величества» испросила разрешение на установку памятника Фредерику Шопену в Варшаве. Больская помогала собирать деньги на памятник, в т.ч. сборами от своих выступлений. В 1926 году памятник композитору (архитектор В. Шимановский) был установлен в парке Лазенки Варшавы.
В 1918 году контракт певицы с Мариинским театром был досрочно разорван. Эпизодически она выступала в концертных программах. С 1918 года стала итальянской подданной.
В период 1920-22 годов была профессором вокального класса в Петроградской консерватории. Затем уехала в Варшаву, где также преподавала в консерватории.
Скончалась Аделаида БОЛЬСКАЯ 29 сентября 1930 года в Таллине, похоронена в Варшаве на кладбище Старые Повонзки.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_16_ноября #Б__