18 ноября В 1872 году родился Иван Гаврилович БЛИНОВ (в деревне Кудашиха, неподалеку от Городца, Ни...
18 ноября
18 ноября
В 1872 году родился Иван Гаврилович БЛИНОВ (в деревне Кудашиха, неподалеку от Городца, Нижегородская губерния), выдающийся русский художник-миниатюрист и каллиграф, последний книгописец старославянского языка, владевший в совершенстве практически всеми видами древнерусских почерков, в том числе – уставом и полууставом.
За свой творческий период книжных дел мастер переписал и оформил около 200 средневековых рукописей самых разных жанров, ряд из которых до сих пор не выявлен и не описан.
Иван Блинов – уникальный городецкий изограф – создал более 100 книг-шедевров, среди переписанных им произведений: «Житие Василия Нового», «Сказание о Мамаевом побоище», «Повести о Петре и Февронии Муромских», «Сказание о князе Михаиле Черниговском и о его боярине Феодоре», «Изборник Святослава», «Повесть об убиении царевича Димитрия», «Слово о полку Игореве» и др.
* * * * *
Детство Иван провел в доме деда, там же выучился чтению и письму; рано начал рисовать. В подростковом возрасте увлекся перепиской книг. Его первыми работами были тетради с текстами канонов избранным праздникам и святым, которые он переписывал по заказу одного из городецких книготорговцев. В 1887 году начинающий каллиграф создает своё первое крупное произведение – Канонник объемом в 219 листов, а год спустя юноша переписывает лицевой Толковый Апокалипсис.
На рубеже 1880-90-х годов художник начинает работать на купцов-коллекционеров. Из произведений, выполненных Блиновым в тот период, выделяются несколько лицевых списков «Повести о Петре и Февронии Муромских», «Канон Честному Кресту», демонстрировавшийся на палеографической выставке 1899 году, и роскошный лицевой Канонник.
В процессе работы он параллельно изучает богатейшие книжные собрания своих заказчиков, знакомится с другими переписчиками, художниками-миниатюристами и иконописцами, еще более шлифуя собственный навык. К концу 1890-х годов Иван Гаврилович становится общепризнанным мастером – каллиграфом и миниатюристом.
Блинов стал пробовать себя в реставрации: досконально освоив манеру и технику различных книгописных школ, художник дописывает утраченные фрагменты различных рукописей, украшает манускрипты орнаментами и «картинами».
Связи в среде старообрядческих предпринимателей приводят мастера в Москву, где он посещает Московский публичный и Румянцевский музеи, работает в хранилищах Исторического музея и Третьяковской галереи, изучает Синодальную библиотеку и библиотеку Троице-Сергиевой лавры, штудируя старинные манускрипты.
В Петербурге художник знакомится с книжно-рукописным собранием Императорской публичной библиотеки.
В период 1909-16 годов Иван Гаврилович работал старшим корректором славянского шрифта в Московской старообрядческой книгопечатне. Параллельно он выполнял частные заказы, причем его профессиональная репутация была столь высока, что в числе его заказчиков был и Императорский двор.
Результатом знакомства создателя рукописных книг с художником Д.С. Стеллецким стал плод их совместных творческих усилий – лицевой список «Слова о полку Игореве» (не сохранился). Его текст был написан Блиновым, а иллюстрации выполнены Стеллецким.
Также книгописец сотрудничал с художниками А.И. Савиновым, В.М. Васнецовым, М.В. Нестеровым, Б.В. Зворыкиным.
В 1916 году Ивана Гавриловича мобилизовали в Полевой Царскосельский военно-санитарный поезд Её Императорского Величества. В период прохождения воинской службы он знакомится с рядом известных современников: художниками И.А. Шарлеманем и П.С. Наумовым, поэтом С.А. Есениным.
После революционных событий 1917 года его талант книгописца оказался совершенно чужд для новой власти. Тем не менее художник продолжал активно работать, и следующий, 1918 год, стал наиболее плодотворным в творчестве Блинова.
Через 2 года художник становится директором Городецкого краеведческого музея, одним из организаторов которого он являлся. В 1925 году Иван Гаврилович по семейным обстоятельствам возвращается в родную деревню.
Ему пришлось сменить несколько профессий: работал в колхозе, был лектором и оформителем в сельском клубе, ответственным редактором городецкой газеты, учителем в колонии. Постоянно находясь под подозрением властей, художник то и дело возвращался к любимому занятию – переписке и оформлению рукописей.
Но в реалиях того времени книгописный труд не только не приносит Блинову какого-либо дохода, но лишь усиливает его репутацию «неблагонадежного».
Незадолго до своей кончины он получил заказ на книгу для Румянцевского музея, которой вновь оказалось «Слово о полку Игореве». Однако этот его последний рукотворный список шедевра древнерусской литературы так и остался незавершенным.
Скончался Иван Гаврилович БЛИНОВ 8 июня 1944 года в деревне Кудашихе (Горьковская область; ныне – Нижегородская).
В 1985 году кладбище, на котором покоился мастер книжных дел, было уничтожено. Но по настоянию родственников и общественности города Городец в 1988 году могила художника восстановлена.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_ноября #Б__
В 1872 году родился Иван Гаврилович БЛИНОВ (в деревне Кудашиха, неподалеку от Городца, Нижегородская губерния), выдающийся русский художник-миниатюрист и каллиграф, последний книгописец старославянского языка, владевший в совершенстве практически всеми видами древнерусских почерков, в том числе – уставом и полууставом.
За свой творческий период книжных дел мастер переписал и оформил около 200 средневековых рукописей самых разных жанров, ряд из которых до сих пор не выявлен и не описан.
Иван Блинов – уникальный городецкий изограф – создал более 100 книг-шедевров, среди переписанных им произведений: «Житие Василия Нового», «Сказание о Мамаевом побоище», «Повести о Петре и Февронии Муромских», «Сказание о князе Михаиле Черниговском и о его боярине Феодоре», «Изборник Святослава», «Повесть об убиении царевича Димитрия», «Слово о полку Игореве» и др.
* * * * *
Детство Иван провел в доме деда, там же выучился чтению и письму; рано начал рисовать. В подростковом возрасте увлекся перепиской книг. Его первыми работами были тетради с текстами канонов избранным праздникам и святым, которые он переписывал по заказу одного из городецких книготорговцев. В 1887 году начинающий каллиграф создает своё первое крупное произведение – Канонник объемом в 219 листов, а год спустя юноша переписывает лицевой Толковый Апокалипсис.
На рубеже 1880-90-х годов художник начинает работать на купцов-коллекционеров. Из произведений, выполненных Блиновым в тот период, выделяются несколько лицевых списков «Повести о Петре и Февронии Муромских», «Канон Честному Кресту», демонстрировавшийся на палеографической выставке 1899 году, и роскошный лицевой Канонник.
В процессе работы он параллельно изучает богатейшие книжные собрания своих заказчиков, знакомится с другими переписчиками, художниками-миниатюристами и иконописцами, еще более шлифуя собственный навык. К концу 1890-х годов Иван Гаврилович становится общепризнанным мастером – каллиграфом и миниатюристом.
Блинов стал пробовать себя в реставрации: досконально освоив манеру и технику различных книгописных школ, художник дописывает утраченные фрагменты различных рукописей, украшает манускрипты орнаментами и «картинами».
Связи в среде старообрядческих предпринимателей приводят мастера в Москву, где он посещает Московский публичный и Румянцевский музеи, работает в хранилищах Исторического музея и Третьяковской галереи, изучает Синодальную библиотеку и библиотеку Троице-Сергиевой лавры, штудируя старинные манускрипты.
В Петербурге художник знакомится с книжно-рукописным собранием Императорской публичной библиотеки.
В период 1909-16 годов Иван Гаврилович работал старшим корректором славянского шрифта в Московской старообрядческой книгопечатне. Параллельно он выполнял частные заказы, причем его профессиональная репутация была столь высока, что в числе его заказчиков был и Императорский двор.
Результатом знакомства создателя рукописных книг с художником Д.С. Стеллецким стал плод их совместных творческих усилий – лицевой список «Слова о полку Игореве» (не сохранился). Его текст был написан Блиновым, а иллюстрации выполнены Стеллецким.
Также книгописец сотрудничал с художниками А.И. Савиновым, В.М. Васнецовым, М.В. Нестеровым, Б.В. Зворыкиным.
В 1916 году Ивана Гавриловича мобилизовали в Полевой Царскосельский военно-санитарный поезд Её Императорского Величества. В период прохождения воинской службы он знакомится с рядом известных современников: художниками И.А. Шарлеманем и П.С. Наумовым, поэтом С.А. Есениным.
После революционных событий 1917 года его талант книгописца оказался совершенно чужд для новой власти. Тем не менее художник продолжал активно работать, и следующий, 1918 год, стал наиболее плодотворным в творчестве Блинова.
Через 2 года художник становится директором Городецкого краеведческого музея, одним из организаторов которого он являлся. В 1925 году Иван Гаврилович по семейным обстоятельствам возвращается в родную деревню.
Ему пришлось сменить несколько профессий: работал в колхозе, был лектором и оформителем в сельском клубе, ответственным редактором городецкой газеты, учителем в колонии. Постоянно находясь под подозрением властей, художник то и дело возвращался к любимому занятию – переписке и оформлению рукописей.
Но в реалиях того времени книгописный труд не только не приносит Блинову какого-либо дохода, но лишь усиливает его репутацию «неблагонадежного».
Незадолго до своей кончины он получил заказ на книгу для Румянцевского музея, которой вновь оказалось «Слово о полку Игореве». Однако этот его последний рукотворный список шедевра древнерусской литературы так и остался незавершенным.
Скончался Иван Гаврилович БЛИНОВ 8 июня 1944 года в деревне Кудашихе (Горьковская область; ныне – Нижегородская).
В 1985 году кладбище, на котором покоился мастер книжных дел, было уничтожено. Но по настоянию родственников и общественности города Городец в 1988 году могила художника восстановлена.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_ноября #Б__