8 декабря 1826 года родился Адольф Иосифович ШАРЛЕМАНЬ (в Санкт-Петербурге), русский батальный, и...
8 декабря
8 декабря
1826 года родился Адольф Иосифович ШАРЛЕМАНЬ (в Санкт-Петербурге), русский батальный, исторический и жанровый живописец, академик, действительный член Академии художеств.
Он автор самого известного в России рисунка игральных карт (так называемой Атласной колоды!), а также формы придворных арапов.
* * * * *
Происходил из семьи обрусевших французов: его дед Ж.-Б. Шарлемань-Боде, скульптор-декоратор из Руана, переселился в Санкт-Петербург при императрице Екатерине II; отец, воспитанник Императорской Академии художеств был придворным архитектором; брат также стал известным архитектором.
Будущий академик живописи и будущий создатель Атласных карт общее образование получил в училище при санкт-петербургской лютеранской церкви св. Петра. В 1848 году он поступил в Академию художеств, в которой занимался по классу исторической и батальной живописи под руководством Ф. Бруни и Б. Виллевальде.
По окончании учебы в 1855 году Адольф Шарлемань получил большую золотую медаль за картину «Суворов на Сен-Готарде» (Большой Гатчинский дворец), приобретя право на поездку за границу в качестве пенсионера Академии. Он в том же году отправился в Мюнхен, где пользовался советами А. Коцебу и написал картины: «Торжественный прием Суворова в Милане» и «Последний ночлег Суворова в Швейцарии». За второе из этих произведений в 1859 году был удостоен звания академика.
Затем художник совершил поездку в Париж, где изучал полюбившийся ему стиль «помпадур» по его версальским образцам, посетил Штутгарт и некоторые другие города Германии и возвратился в Санкт-Петербург в 1861 году.
Из-под его кисти, карандаша и пера вышло множество картин, акварелей и рисунков, отличавшихся бойкостью и вкусом исполнения. Шарлемань много работал как иллюстратор, его композиции в течение более чем 20 лет были нарасхват у издателей журналов для их воспроизведения, тем или другим графическим способом.
В 1867 году появилась наиболее примечательная из картин Адольфа Шарлеманя «Екатерина II в мастерской Фальконе», доставившая художнику звание профессора и приобретённая императрицей Марией Александровной. С этого времени известность его упрочилась и быстро возрастала.
С 1871 года Шарлемань служил художником при экспедиции заготовления государственных бумаг. В том же году он был приглашен консультантом в рисовальные мастерские позже упразднённого главного интендантского управления при исполнении акварелью военных сцен, торжеств, маневров и прочего для альбомов императора Александра II.
Помимо всего Адольф Шарлемань расписывал храмы, участвовал в подготовке костюмов для «Исторического бала» у великого князя Владимира Александровича, а также в разработке большого герба Империи, превратив рыхлую композицию государственного герба в округлый и компактный геральдический шедевр и развернув щитодержателей-архангелов, прежде глядевших в разные стороны, навстречу друг другу!.. Но бессмертие художнику принесли Атласные карты, эти его произведения знали в каждом доме!
Секрет успеха Атласной колоды – в минимализме: эскиз был сделан для печати в четыре краски — черную, желтую, синюю и красную. Рисунок карточных фигур – лаконичный, лишен ненужных деталей и сложных ракурсов. В самом облике королей, дам и валетов чувствуется величие и достоинство, что выгодно отличает Атласные карты от жеманных или легкомысленных картинок других русских карт того времени.
Шарлемань не создал какого-то принципиально нового карточного стиля, а просто мастерски переработал уже существующие рисунки прошлых веков.
Созданные новые эскизы карт не имели собственного названия и не назывались Атласными. Понятие «атласные» в середине XIX века относилось не к рисунку, а к технологии их изготовления. Карты на атласной бумаге не боялись влаги, при тасовании хорошо скользили. Постепенно вся карточная продукция в России стала изготавливаться на атласной бумаге, но Атласные карты Шарлеманя стали брендом.
Художник сделал успешную карьеру, в 1873 году был удостоен титула художника Его Императорского Величества и должности придворного живописца.
Скончался Адольф Иосифович ШАРЛЕМАНЬ 31 января 1901 года в Санкт-Петербурге, похоронен на участке св. Павла Выборгского католического кладбища.
1826 года родился Адольф Иосифович ШАРЛЕМАНЬ (в Санкт-Петербурге), русский батальный, исторический и жанровый живописец, академик, действительный член Академии художеств.
Он автор самого известного в России рисунка игральных карт (так называемой Атласной колоды!), а также формы придворных арапов.
* * * * *
Происходил из семьи обрусевших французов: его дед Ж.-Б. Шарлемань-Боде, скульптор-декоратор из Руана, переселился в Санкт-Петербург при императрице Екатерине II; отец, воспитанник Императорской Академии художеств был придворным архитектором; брат также стал известным архитектором.
Будущий академик живописи и будущий создатель Атласных карт общее образование получил в училище при санкт-петербургской лютеранской церкви св. Петра. В 1848 году он поступил в Академию художеств, в которой занимался по классу исторической и батальной живописи под руководством Ф. Бруни и Б. Виллевальде.
По окончании учебы в 1855 году Адольф Шарлемань получил большую золотую медаль за картину «Суворов на Сен-Готарде» (Большой Гатчинский дворец), приобретя право на поездку за границу в качестве пенсионера Академии. Он в том же году отправился в Мюнхен, где пользовался советами А. Коцебу и написал картины: «Торжественный прием Суворова в Милане» и «Последний ночлег Суворова в Швейцарии». За второе из этих произведений в 1859 году был удостоен звания академика.
Затем художник совершил поездку в Париж, где изучал полюбившийся ему стиль «помпадур» по его версальским образцам, посетил Штутгарт и некоторые другие города Германии и возвратился в Санкт-Петербург в 1861 году.
Из-под его кисти, карандаша и пера вышло множество картин, акварелей и рисунков, отличавшихся бойкостью и вкусом исполнения. Шарлемань много работал как иллюстратор, его композиции в течение более чем 20 лет были нарасхват у издателей журналов для их воспроизведения, тем или другим графическим способом.
В 1867 году появилась наиболее примечательная из картин Адольфа Шарлеманя «Екатерина II в мастерской Фальконе», доставившая художнику звание профессора и приобретённая императрицей Марией Александровной. С этого времени известность его упрочилась и быстро возрастала.
С 1871 года Шарлемань служил художником при экспедиции заготовления государственных бумаг. В том же году он был приглашен консультантом в рисовальные мастерские позже упразднённого главного интендантского управления при исполнении акварелью военных сцен, торжеств, маневров и прочего для альбомов императора Александра II.
Помимо всего Адольф Шарлемань расписывал храмы, участвовал в подготовке костюмов для «Исторического бала» у великого князя Владимира Александровича, а также в разработке большого герба Империи, превратив рыхлую композицию государственного герба в округлый и компактный геральдический шедевр и развернув щитодержателей-архангелов, прежде глядевших в разные стороны, навстречу друг другу!.. Но бессмертие художнику принесли Атласные карты, эти его произведения знали в каждом доме!
Секрет успеха Атласной колоды – в минимализме: эскиз был сделан для печати в четыре краски — черную, желтую, синюю и красную. Рисунок карточных фигур – лаконичный, лишен ненужных деталей и сложных ракурсов. В самом облике королей, дам и валетов чувствуется величие и достоинство, что выгодно отличает Атласные карты от жеманных или легкомысленных картинок других русских карт того времени.
Шарлемань не создал какого-то принципиально нового карточного стиля, а просто мастерски переработал уже существующие рисунки прошлых веков.
Созданные новые эскизы карт не имели собственного названия и не назывались Атласными. Понятие «атласные» в середине XIX века относилось не к рисунку, а к технологии их изготовления. Карты на атласной бумаге не боялись влаги, при тасовании хорошо скользили. Постепенно вся карточная продукция в России стала изготавливаться на атласной бумаге, но Атласные карты Шарлеманя стали брендом.
Художник сделал успешную карьеру, в 1873 году был удостоен титула художника Его Императорского Величества и должности придворного живописца.
Скончался Адольф Иосифович ШАРЛЕМАНЬ 31 января 1901 года в Санкт-Петербурге, похоронен на участке св. Павла Выборгского католического кладбища.