26 декабря В 1902 году родился Ростислав Николаевич БАРТО (в Москве), известный советский живописец...
26 декабря
26 декабря
В 1902 году родился Ростислав Николаевич БАРТО (в Москве), известный советский живописец, график, мастер пейзажа.
Произведения художника входят в собрание крупнейших музеев, в т.ч. ГТГ, ГРМ, ГМИИ имени Пушкина, Дрезденского кабинета гравюры.
* * * * *
Выходец из семьи инженера, он с детства увлекался искусством и музыкой. В 1922 году Ростислав поступает на графическое отделение московского ВХУТЕМАСа, где обучался литографии у В. Фаворского, офорту у И. Нивинского, рисунок преподавал П. Павлинов. Современники отмечали интеллигентность, высокий уровень образования и в то же время общительность и простоту молодого художника.
Ростислава Барто привлекали разнообразные техники: масло, акварель, цветная гравюра на металле, уголь, темпера, пастель. Любовь к музыке, зародившаяся ещё в детстве, не покидает его и в живописи.
В немногих сохранившихся произведениях, написанных художником до 1922 года, чувствуется влияние идей Кандинского и Чюрлёниса. В 1926 году Барто переводится на живописное отделение в класс А. Шевченко, знакомство с мастером становится во многом решающим для художника.
В конце 1920-х годов Ростислав Николаевич совместно с Шевченко путешествует по Кавказу, побывает в Грузии, Абхазии, Дагестане. По впечатлениям от поездки последовало сильное увлечение Ростиславом Барто примитивом, эстетикой Востока – создаются десятки картин маслом, темперой, в т.ч. дипломная работа «Сбор чая» (1929).
Молодой художник рано, еще в студенческие годы, начинает выставляться: в 1926-28 годах участвует в выставках художественного объединения «Цех живописцев», с 1929 года – творческого объединения «Бытие».
Произведения Барто не касаются тревожных событий происходящих в России. В отличие от большинства своих современников художник аполитичен. В 1929 году он принят в члены ОСТа и участвует во многих зарубежных выставках в Стокгольме, Берлине, Вене, где чаще всего его работы приобретаются музеями и коллекционерами.
Первая персональная выставка художника в России была подготовлена в 1933 году в Музее изящных искусств в Москве, но из-за резкой официальной критики «за формализм» она была закрыта.
До 1938 года Барто участвует только в зарубежных выставках: в Копенгагене, Варшаве, Сан-Франциско, Чикаго, Филадельфии, Нью-Йорке, Марселе, Токио (1933), в Лондоне (1935); в Болгарии (1936).
Великая Отечественная война застает художника в Москве. Он остро чувствует общее тревожное настроение – в эти дни Барто создаёт серию подмосковных пейзажей. Выполненные в тёмных тонах, наполненные особым внутренним напряжением его работы военного времени становятся одними из самых пронзительных произведений художника.
Новый взлёт искусства Ростислава Барто приходится на начало 1960-х годов. В последние полтора десятилетия жизни художник все больше обращается к монотипии, к природе, снова приезжает на Кавказ. Он работает очень быстро, монотипии сменяют одна другую и складываются в серии.
Своими открытиями, мастерством Барто щедро делился – в домах творчества художников демонстрировал материалы, инструменты и весь процесс работы молодым художникам. Некоторые из его последователей впоследствии блестяще овладели техникой монотипии.
В конце 1960-х годов он начал большую серию гротескных портретов, персонажами которых были иногда собирательные образы, иногда – переосмысленные и искажённые реальные лица художественных критиков, художников и литераторов. Бездуховность, нравственная неполноценность, неспособность и нежелание видеть в искусстве смысл поиска прекрасного передаётся художником через физическое уродство образов. На обратной стороне одного из рисунков художник делает надпись: «Скрестив носы, как алебарды, они решили – не пущать». В этих строках видна печальная грусть уже немолодого художника, понимающего, что дело всей его жизни, его творческое наследие, его поиски останутся для многих неизвестными.
Весной 1972 года живописец работает над серией «Воспоминания об Эрмитаже», в которой переосмысляет произведения великих европейских художников.
Скончался Ростислав Николаевич БАРТО 1 июля 1974 года в Москве, похоронен на Введенском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_26_декабря #Б__
В 1902 году родился Ростислав Николаевич БАРТО (в Москве), известный советский живописец, график, мастер пейзажа.
Произведения художника входят в собрание крупнейших музеев, в т.ч. ГТГ, ГРМ, ГМИИ имени Пушкина, Дрезденского кабинета гравюры.
* * * * *
Выходец из семьи инженера, он с детства увлекался искусством и музыкой. В 1922 году Ростислав поступает на графическое отделение московского ВХУТЕМАСа, где обучался литографии у В. Фаворского, офорту у И. Нивинского, рисунок преподавал П. Павлинов. Современники отмечали интеллигентность, высокий уровень образования и в то же время общительность и простоту молодого художника.
Ростислава Барто привлекали разнообразные техники: масло, акварель, цветная гравюра на металле, уголь, темпера, пастель. Любовь к музыке, зародившаяся ещё в детстве, не покидает его и в живописи.
В немногих сохранившихся произведениях, написанных художником до 1922 года, чувствуется влияние идей Кандинского и Чюрлёниса. В 1926 году Барто переводится на живописное отделение в класс А. Шевченко, знакомство с мастером становится во многом решающим для художника.
В конце 1920-х годов Ростислав Николаевич совместно с Шевченко путешествует по Кавказу, побывает в Грузии, Абхазии, Дагестане. По впечатлениям от поездки последовало сильное увлечение Ростиславом Барто примитивом, эстетикой Востока – создаются десятки картин маслом, темперой, в т.ч. дипломная работа «Сбор чая» (1929).
Молодой художник рано, еще в студенческие годы, начинает выставляться: в 1926-28 годах участвует в выставках художественного объединения «Цех живописцев», с 1929 года – творческого объединения «Бытие».
Произведения Барто не касаются тревожных событий происходящих в России. В отличие от большинства своих современников художник аполитичен. В 1929 году он принят в члены ОСТа и участвует во многих зарубежных выставках в Стокгольме, Берлине, Вене, где чаще всего его работы приобретаются музеями и коллекционерами.
Первая персональная выставка художника в России была подготовлена в 1933 году в Музее изящных искусств в Москве, но из-за резкой официальной критики «за формализм» она была закрыта.
До 1938 года Барто участвует только в зарубежных выставках: в Копенгагене, Варшаве, Сан-Франциско, Чикаго, Филадельфии, Нью-Йорке, Марселе, Токио (1933), в Лондоне (1935); в Болгарии (1936).
Великая Отечественная война застает художника в Москве. Он остро чувствует общее тревожное настроение – в эти дни Барто создаёт серию подмосковных пейзажей. Выполненные в тёмных тонах, наполненные особым внутренним напряжением его работы военного времени становятся одними из самых пронзительных произведений художника.
Новый взлёт искусства Ростислава Барто приходится на начало 1960-х годов. В последние полтора десятилетия жизни художник все больше обращается к монотипии, к природе, снова приезжает на Кавказ. Он работает очень быстро, монотипии сменяют одна другую и складываются в серии.
Своими открытиями, мастерством Барто щедро делился – в домах творчества художников демонстрировал материалы, инструменты и весь процесс работы молодым художникам. Некоторые из его последователей впоследствии блестяще овладели техникой монотипии.
В конце 1960-х годов он начал большую серию гротескных портретов, персонажами которых были иногда собирательные образы, иногда – переосмысленные и искажённые реальные лица художественных критиков, художников и литераторов. Бездуховность, нравственная неполноценность, неспособность и нежелание видеть в искусстве смысл поиска прекрасного передаётся художником через физическое уродство образов. На обратной стороне одного из рисунков художник делает надпись: «Скрестив носы, как алебарды, они решили – не пущать». В этих строках видна печальная грусть уже немолодого художника, понимающего, что дело всей его жизни, его творческое наследие, его поиски останутся для многих неизвестными.
Весной 1972 года живописец работает над серией «Воспоминания об Эрмитаже», в которой переосмысляет произведения великих европейских художников.
Скончался Ростислав Николаевич БАРТО 1 июля 1974 года в Москве, похоронен на Введенском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_26_декабря #Б__