15 января В 1896 году родился Леонид Семёнович ХИЖИНСКИЙ (в Киеве), советский художник-график, грав...
15 января
15 января
В 1896 году родился Леонид Семёнович ХИЖИНСКИЙ (в Киеве), советский художник-график, гравёр, иллюстратор; работал в области иллюстрации и декорирования книг. Излюбленная техника – ксилография.
В ранний период творчества он находился под сильным влиянием художников «Мира искусства», позднее проявил интерес к работам В.А. Фаворского, А.И. Кравченко, русской гравюре XVII–XVIII веков, к искусству русского и украинского лубка.
Художник начинал свою деятельность в обстановке повышенного интереса к книжной иллюстрации и станковой гравюре: именно с гравюрой связан расцвет советской иллюстрации в 1920-30-е годы.
Его художественные вкусы воспитала культура Киева – старинного города: древняя монументальная живопись, архитектура, мозаики, росписи Врубеля, и особенно книжная культура Киевской Руси, в которой гравюра занимала ведущее место. Хижинский стремился вместить весь предшествующий опыт культуры в свое творчество, сделать «мастерство подножием искусству».
* * * * *
После окончания в 1918 году архитектурного факультета Киевского художественного училища, занимался в Киевской Академии художеств в мастерской М.Л. Бойчука. В период 1922-27 годов обучался на графическом факультете Академии художеств в Петрограде-Ленинграде, где учился у В.М. Конашевича и Д.И. Митрохина.
В 1924 году ленинградские издательства привлекли Хижинского к оформлению книг. Это было время, когда он окончательно выбрал ксилографию, не занимаясь с этих пор ни гравюрой на линолеуме, ни офортом, ни литографией.
Оформление первых книг обнаруживает привязанность художника к романтической литературе. Они давали возможность изображать увлекательные интриги, напряженные сцены, передавать очарование и поэзию старины. Искусство Хижинского ясно, гармонично, его искусство несет печать классичности.
Он был членом Общества поощрения художеств, Нового союза передвижных выставок (1908-1930). Организовал Общество художников-графиков (1928-1932).
В 1930-е годы художник обратился к русской гравюре XVII – XVIII веков, русским и украинским лубкам, сказкам. Его буквально гипнотизировали смачная красочность, неистощимость выдумки, пышная фантазия народного искусства. Характер гравюр имеет много общего со старинным русским лубком. В оформлении сказок О. Озаровской, кроме лубка, художник использовал и элементы пряничных досок, русской набойки. Несколько цветных гравюр увеличивали нарядность книги, сообщая ей веселое и озорное настроение.
Особым мастерством отмечены его экслибрисы конца 1920-х – начала 1930-х годов.
В 1930-х годах художник обратился к жанру пейзажа, трактованного в ксилографиях с особой лиричностью и поэтичностью (серия гравюр «Пушкинские места»). В 1939 году совершил поездки на Кавказ, в Тарханы и Середниково, где сделал с натуры зарисовки, позволившие ему к 100-летию со дня смерти М.Ю. Лермонтова (1941) создать серию ксилографий видов этих мест из 16 листов.
Серия предназначалась для книги В.А. Мануйлова «Лермонтовские места», тираж которой погиб в 1941 году при бомбёжке Печатного двора в Ленинграде. Позже Хижинский повторил её с небольшими изменениями в технике литографии.
Во время войны художник оставался в блокадном Ленинграде. В 1940-х годах он создал циклы, посвященные разрушенному городу, – «Пригороды Ленинграда, разрушенные фашистами».
В 1948-49 годах им была создана новая серия «Пушкинские места». В 1950-60-е годы появились иллюстрации к комедиям Карло Гольдони, «Хронике времен Карла IX» П. Мериме и другие произведения. Все работы отличаются динамикой изображения, насыщенностью светотеневых решений, проявляющей подлинный талант мастера-иллюстратора.
С 1965 года проживал и работал в Москве.
Скончался Леонид Семёнович ХИЖИНСКИЙ 27 декабря 1972 года в Москве, похоронен на Переделкинском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_января #Х__
В 1896 году родился Леонид Семёнович ХИЖИНСКИЙ (в Киеве), советский художник-график, гравёр, иллюстратор; работал в области иллюстрации и декорирования книг. Излюбленная техника – ксилография.
В ранний период творчества он находился под сильным влиянием художников «Мира искусства», позднее проявил интерес к работам В.А. Фаворского, А.И. Кравченко, русской гравюре XVII–XVIII веков, к искусству русского и украинского лубка.
Художник начинал свою деятельность в обстановке повышенного интереса к книжной иллюстрации и станковой гравюре: именно с гравюрой связан расцвет советской иллюстрации в 1920-30-е годы.
Его художественные вкусы воспитала культура Киева – старинного города: древняя монументальная живопись, архитектура, мозаики, росписи Врубеля, и особенно книжная культура Киевской Руси, в которой гравюра занимала ведущее место. Хижинский стремился вместить весь предшествующий опыт культуры в свое творчество, сделать «мастерство подножием искусству».
* * * * *
После окончания в 1918 году архитектурного факультета Киевского художественного училища, занимался в Киевской Академии художеств в мастерской М.Л. Бойчука. В период 1922-27 годов обучался на графическом факультете Академии художеств в Петрограде-Ленинграде, где учился у В.М. Конашевича и Д.И. Митрохина.
В 1924 году ленинградские издательства привлекли Хижинского к оформлению книг. Это было время, когда он окончательно выбрал ксилографию, не занимаясь с этих пор ни гравюрой на линолеуме, ни офортом, ни литографией.
Оформление первых книг обнаруживает привязанность художника к романтической литературе. Они давали возможность изображать увлекательные интриги, напряженные сцены, передавать очарование и поэзию старины. Искусство Хижинского ясно, гармонично, его искусство несет печать классичности.
Он был членом Общества поощрения художеств, Нового союза передвижных выставок (1908-1930). Организовал Общество художников-графиков (1928-1932).
В 1930-е годы художник обратился к русской гравюре XVII – XVIII веков, русским и украинским лубкам, сказкам. Его буквально гипнотизировали смачная красочность, неистощимость выдумки, пышная фантазия народного искусства. Характер гравюр имеет много общего со старинным русским лубком. В оформлении сказок О. Озаровской, кроме лубка, художник использовал и элементы пряничных досок, русской набойки. Несколько цветных гравюр увеличивали нарядность книги, сообщая ей веселое и озорное настроение.
Особым мастерством отмечены его экслибрисы конца 1920-х – начала 1930-х годов.
В 1930-х годах художник обратился к жанру пейзажа, трактованного в ксилографиях с особой лиричностью и поэтичностью (серия гравюр «Пушкинские места»). В 1939 году совершил поездки на Кавказ, в Тарханы и Середниково, где сделал с натуры зарисовки, позволившие ему к 100-летию со дня смерти М.Ю. Лермонтова (1941) создать серию ксилографий видов этих мест из 16 листов.
Серия предназначалась для книги В.А. Мануйлова «Лермонтовские места», тираж которой погиб в 1941 году при бомбёжке Печатного двора в Ленинграде. Позже Хижинский повторил её с небольшими изменениями в технике литографии.
Во время войны художник оставался в блокадном Ленинграде. В 1940-х годах он создал циклы, посвященные разрушенному городу, – «Пригороды Ленинграда, разрушенные фашистами».
В 1948-49 годах им была создана новая серия «Пушкинские места». В 1950-60-е годы появились иллюстрации к комедиям Карло Гольдони, «Хронике времен Карла IX» П. Мериме и другие произведения. Все работы отличаются динамикой изображения, насыщенностью светотеневых решений, проявляющей подлинный талант мастера-иллюстратора.
С 1965 года проживал и работал в Москве.
Скончался Леонид Семёнович ХИЖИНСКИЙ 27 декабря 1972 года в Москве, похоронен на Переделкинском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_января #Х__