26 апреля В 1865 году родился Аксели Валдемар ГАЛЛЕН-КАЛЛЕЛА (в городе Бьёрнеборг, Великое княжеств...
26 апреля
26 апреля
В 1865 году родился Аксели Валдемар ГАЛЛЕН-КАЛЛЕЛА (в городе Бьёрнеборг, Великое княжество Финляндское; современное название – Пори), известный финский живописец шведского происхождения, лидер национально-романтического направления в изо-культуре финского модерна.
Наиболее известен по иллюстрациям к Калевале.
Художник изменил свою шведскую фамилию Галлен на финский манер – Каллела, и объединил оба написания в двойную фамилию.
* * * * *
Выходец из семьи юриста, он обучался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Гельсингфорсе (нынеХельсинки), а с 1884 года – в академии Жюлиана в Париже у художников В. Бугро и Ф. Кормона. Испытал воздействие Ж. Бастьен-Лепажа. Много работал в Карелии, бывал в Италии и Германии (изучая искусство Ренессанса и модерна), путешествовал по Восточной Африке.
Ранние его полотна («Мальчик и ворона», 1884; «Первый урок», 1889), отличающиеся точным реалистическим изображением финской народной жизни и природы, решены в духе скандинавского веризма, воплощая характерные типажи и бытовую среду крестьянства.
К концу XIX века, органически войдя в русло «нордизма» (северного модерна), Галлен-Каллела стал значительным, а с годами и крупнейшим представителем его национально-романтического финского направления. Путеводными для художника были легенды Калевалы.
До Октябрьской революции не раз выставлял свои вещи в России, начиная в основном с показа на Нижегородской ярмарке триптиха «Легенда об Айно» (1891). Своеобразная дружба-вражда связывала его с А.М. Горьким, сперва критиковавшим мастера за «декадентство», но в свою очередь явно испытавшим его влияние.
Среди его монументально-декоративных циклов наиболее известны оформление финского павильона для Парижской всемирной выставки 1900 года, и росписи капеллы-усыпальницы дочери промышленника И. Юселиуса (мавзолеей Юселиуса – редкий для Финляндии памятник некрополистики). В них он использовал символику и художественные приемы стиля модерн.
В 1918 году Галлен-Каллела с сыном принимал участие в боевых действиях Финской гражданской войны. Позже генерал Маннергейм предложил ему заниматься дизайном флагов, государственных символов (герб и флаг Ухтинской республики, орден Белой розы Финляндии, орден Креста Свободы) и униформы независимой Финляндии. В 1919 году он был назначен адъютантом Маннергейма. Художником был разработан финский форменный штык-нож образца 1919 года, выпускавшийся компанией «Fiskars».
С декабря 1923 года по май 1926 года Галлен-Каллела жил в США, где открылась выставка его картин.
Выступал как портретист (А.М. Горький, 1906) и художник книги (иллюстрации к роману А. Киви «Семеро братьев», 1906–1907). Многие годы художник вынашивал мечту о роскошном издании Калевалы, накапливая иллюстрации и орнаменты, но так и не смог его осуществить (часть этих произведений опубликована в русском издании финского эпоса, вышедшем в 1977 году).
Активно занимался дизайном (модельные эскизы вышивок, художественного металла, резьбы и выжигания по дереву, мебели, традиционных ручных ковров «рюэ»). По его рисункам выпускались марки и банкноты. Спроектировал два собственных дома-студии: в Руовеси (1894), а также «замок» в Леппявара близ Хельсинки (1913).
В 1923 году издал книгу воспоминаний и размышлений об искусстве.
Скончался Аксели Валдемар ГАЛЛЕН-КАЛЛЕЛА 7 марта 1931 года в Стокгольме (Швеция).
В Леппявара ныне открыт его дом-музей.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_26_апреля #Г__
В 1865 году родился Аксели Валдемар ГАЛЛЕН-КАЛЛЕЛА (в городе Бьёрнеборг, Великое княжество Финляндское; современное название – Пори), известный финский живописец шведского происхождения, лидер национально-романтического направления в изо-культуре финского модерна.
Наиболее известен по иллюстрациям к Калевале.
Художник изменил свою шведскую фамилию Галлен на финский манер – Каллела, и объединил оба написания в двойную фамилию.
* * * * *
Выходец из семьи юриста, он обучался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Гельсингфорсе (нынеХельсинки), а с 1884 года – в академии Жюлиана в Париже у художников В. Бугро и Ф. Кормона. Испытал воздействие Ж. Бастьен-Лепажа. Много работал в Карелии, бывал в Италии и Германии (изучая искусство Ренессанса и модерна), путешествовал по Восточной Африке.
Ранние его полотна («Мальчик и ворона», 1884; «Первый урок», 1889), отличающиеся точным реалистическим изображением финской народной жизни и природы, решены в духе скандинавского веризма, воплощая характерные типажи и бытовую среду крестьянства.
К концу XIX века, органически войдя в русло «нордизма» (северного модерна), Галлен-Каллела стал значительным, а с годами и крупнейшим представителем его национально-романтического финского направления. Путеводными для художника были легенды Калевалы.
До Октябрьской революции не раз выставлял свои вещи в России, начиная в основном с показа на Нижегородской ярмарке триптиха «Легенда об Айно» (1891). Своеобразная дружба-вражда связывала его с А.М. Горьким, сперва критиковавшим мастера за «декадентство», но в свою очередь явно испытавшим его влияние.
Среди его монументально-декоративных циклов наиболее известны оформление финского павильона для Парижской всемирной выставки 1900 года, и росписи капеллы-усыпальницы дочери промышленника И. Юселиуса (мавзолеей Юселиуса – редкий для Финляндии памятник некрополистики). В них он использовал символику и художественные приемы стиля модерн.
В 1918 году Галлен-Каллела с сыном принимал участие в боевых действиях Финской гражданской войны. Позже генерал Маннергейм предложил ему заниматься дизайном флагов, государственных символов (герб и флаг Ухтинской республики, орден Белой розы Финляндии, орден Креста Свободы) и униформы независимой Финляндии. В 1919 году он был назначен адъютантом Маннергейма. Художником был разработан финский форменный штык-нож образца 1919 года, выпускавшийся компанией «Fiskars».
С декабря 1923 года по май 1926 года Галлен-Каллела жил в США, где открылась выставка его картин.
Выступал как портретист (А.М. Горький, 1906) и художник книги (иллюстрации к роману А. Киви «Семеро братьев», 1906–1907). Многие годы художник вынашивал мечту о роскошном издании Калевалы, накапливая иллюстрации и орнаменты, но так и не смог его осуществить (часть этих произведений опубликована в русском издании финского эпоса, вышедшем в 1977 году).
Активно занимался дизайном (модельные эскизы вышивок, художественного металла, резьбы и выжигания по дереву, мебели, традиционных ручных ковров «рюэ»). По его рисункам выпускались марки и банкноты. Спроектировал два собственных дома-студии: в Руовеси (1894), а также «замок» в Леппявара близ Хельсинки (1913).
В 1923 году издал книгу воспоминаний и размышлений об искусстве.
Скончался Аксели Валдемар ГАЛЛЕН-КАЛЛЕЛА 7 марта 1931 года в Стокгольме (Швеция).
В Леппявара ныне открыт его дом-музей.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_26_апреля #Г__