27 июня 1891 года родился Владимир Михайлович ПЕТЛЯКОВ (в селе Самбек; ныне посёлок Новошахтински...
27 июня
27 июня
1891 года родился Владимир Михайлович ПЕТЛЯКОВ (в селе Самбек; ныне посёлок Новошахтинский, Ростовская область), выдающийся советский авиаконструктор.
Широкую известность ему принесли две его машины – это прежде всего легендарный пикирующий бомбардировщик Пе-2 и тяжелый четырехмоторный бомбардировщик Пе-8. Создавая их, он стремился сделать самолеты минимальными по весу, надежными и несложными в эксплуатации, удобными для массового производства.
* * * * *
После окончания в 1911 году таганрогского 8-классного технического училища, Владимир, скопив 25 рублей, поехал в Москву поступать в Императорское Московское техническое училище. Он поступил на механический факультет, но из-за материальных трудностей был вынужден прервать учёбу.
После Октябрьской революции Петляков смог продолжить учёбу, а одновременно стал работать лаборантом в аэродинамической лаборатории при авиационном расчётно-испытательном бюро. В составе конструкторской группы А.Н. Туполева он принимал участие в разработках глиссеров и аэросаней, а впоследствии и самолётов Конструкторского бюро (КБ) Туполева.
В период 1925-1936 годов Владимир Михайлович возглавлял в КБ группу крыла, занимавшуюся проектированием крыльев для самолётов Туполева. Петляков руководил созданием и внедрением в серийное производство первых тяжёлых бомбардировщиков ТБ-1 (АНТ-4) и ТБ-3 (АНТ-6), участвовал в создании самого большого самолёта того времени АНТ-20 «Максим Горький» (1934).
В 1936 году он стал заместителем главного конструктора ЦАГИ, затем – главным конструктором на авиационном заводе. Опыт, полученный в КБ Туполева, позволил Петлякову разработать самолёт ТБ-7 (АНТ-42) – получивший название Пе-8.
В период репрессий Владимир Петляков в 1937 году был арестован, но, как и другие арестованные авиационные специалисты, находился в заключении в специальном закрытом КБ в Москве. В то время ему дали задание спроектировать высотный истребитель. Такая машина была построена, но опыт советско-финской войны показал, что в подобных истребителях нет необходимости.
Тогда Петлякову поручили проектирование пикирующего бомбардировщика, и он в кратчайшие сроки справился с заданием. Лаврентий Берия, курировавший закрытые КБ, обещал, что за успешное выполнение заданий авиаконструкторы будут освобождены. За удачную разработку новой машины Владимира Михайловича в 1940 году освободили, а через год он был удостоен Сталинской премии I-й степени.
Производство этих самолётов, получивших название Пе-2, наладили на Казанском авиационном заводе. С началом Великой Отечественной войны, многие рабочие и инженеры были призваны на фронт, что отрицательно сказалось на качестве производства пикирующих бомбардировщиков.
Авиаконструктор неоднократно обращался к высшему руководству СССР с просьбой вернуть с фронта всех специалистов и рабочих.
Погиб Владимир Михайлович ПЕТЛЯКОВ 12 января 1942 года. Он и его заместитель вылетели в Москву на двух новых Пе-2 для встречи с высшим руководством страны по поводу возвращения авиационных специалистов с фронта. Один из самолетов, в котором находился Петляков, разбился... Похоронен авиаконструктор на Арском кладбище в Казани.
1891 года родился Владимир Михайлович ПЕТЛЯКОВ (в селе Самбек; ныне посёлок Новошахтинский, Ростовская область), выдающийся советский авиаконструктор.
Широкую известность ему принесли две его машины – это прежде всего легендарный пикирующий бомбардировщик Пе-2 и тяжелый четырехмоторный бомбардировщик Пе-8. Создавая их, он стремился сделать самолеты минимальными по весу, надежными и несложными в эксплуатации, удобными для массового производства.
* * * * *
После окончания в 1911 году таганрогского 8-классного технического училища, Владимир, скопив 25 рублей, поехал в Москву поступать в Императорское Московское техническое училище. Он поступил на механический факультет, но из-за материальных трудностей был вынужден прервать учёбу.
После Октябрьской революции Петляков смог продолжить учёбу, а одновременно стал работать лаборантом в аэродинамической лаборатории при авиационном расчётно-испытательном бюро. В составе конструкторской группы А.Н. Туполева он принимал участие в разработках глиссеров и аэросаней, а впоследствии и самолётов Конструкторского бюро (КБ) Туполева.
В период 1925-1936 годов Владимир Михайлович возглавлял в КБ группу крыла, занимавшуюся проектированием крыльев для самолётов Туполева. Петляков руководил созданием и внедрением в серийное производство первых тяжёлых бомбардировщиков ТБ-1 (АНТ-4) и ТБ-3 (АНТ-6), участвовал в создании самого большого самолёта того времени АНТ-20 «Максим Горький» (1934).
В 1936 году он стал заместителем главного конструктора ЦАГИ, затем – главным конструктором на авиационном заводе. Опыт, полученный в КБ Туполева, позволил Петлякову разработать самолёт ТБ-7 (АНТ-42) – получивший название Пе-8.
В период репрессий Владимир Петляков в 1937 году был арестован, но, как и другие арестованные авиационные специалисты, находился в заключении в специальном закрытом КБ в Москве. В то время ему дали задание спроектировать высотный истребитель. Такая машина была построена, но опыт советско-финской войны показал, что в подобных истребителях нет необходимости.
Тогда Петлякову поручили проектирование пикирующего бомбардировщика, и он в кратчайшие сроки справился с заданием. Лаврентий Берия, курировавший закрытые КБ, обещал, что за успешное выполнение заданий авиаконструкторы будут освобождены. За удачную разработку новой машины Владимира Михайловича в 1940 году освободили, а через год он был удостоен Сталинской премии I-й степени.
Производство этих самолётов, получивших название Пе-2, наладили на Казанском авиационном заводе. С началом Великой Отечественной войны, многие рабочие и инженеры были призваны на фронт, что отрицательно сказалось на качестве производства пикирующих бомбардировщиков.
Авиаконструктор неоднократно обращался к высшему руководству СССР с просьбой вернуть с фронта всех специалистов и рабочих.
Погиб Владимир Михайлович ПЕТЛЯКОВ 12 января 1942 года. Он и его заместитель вылетели в Москву на двух новых Пе-2 для встречи с высшим руководством страны по поводу возвращения авиационных специалистов с фронта. Один из самолетов, в котором находился Петляков, разбился... Похоронен авиаконструктор на Арском кладбище в Казани.