8 августа В 1882 году родился Владислав Александрович СТАРЕВИЧ (в Москве), российский и французский...
8 августа
8 августа
В 1882 году родился Владислав Александрович СТАРЕВИЧ (в Москве), российский и французский художник, оператор и режиссёр кино с польскими корнями, основоположник русского мультипликационного кино.
Он является создателем первых в мире сюжетных фильмов, снятых в технике кукольной анимации. Старевич стал первопроходцем в жанре объемной мультипликации и на целый век опередил современный ему кинематограф.
«Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий» (Уолт Дисней).
* * * * *
Выходец из семьи обедневших польских дворян, Владислав, рано потеряв мать, с 1901 года воспитывался у её родителей дворян Легецких в Ковно (ныне Каунас). С детства у него было два серьёзных увлечения: фотография и энтомология.
После окончания школы Владислав стал работать смотрителем в краеведческом музее, тогда же он подарил представителям музея два альбома с собственными фотографиями города Ковно. Директор музея, оценив таланты молодого человека, предложил ему снять с помощью имевшейся у музея кинокамеры несколько фильмов. Первый из них назывался «Над Неманом»; все сотрудники музея были поражены техническим уровнем выполненной работы.
В 1909 году Старевич снимает два фильма из жизни насекомых – «Жизнь стрекоз» и «Жуки-скарабеи». Посмотрев эти фильмы, директор музея предлагает ему съездить в Москву, чтобы попытаться найти лучшее применение его талантам.
Там Старевич знакомится с кинопромышленником А. Ханжонковым и рассказывает ему, что хочет заниматься съёмкой видовых фильмов. Ханжонков дарит ему подержанную кинокамеру и несколько рулонов плёнки с единственным условием, что Старевич будет передавать ему права на все сделанные им фильмы. Он снимает для Владислава квартиру и просит приносить весь отснятый материал лично к нему, дав 5 месяцев на съемку первого фильма. Но уже через 10 недель Старевич принес Ханжонкову три отснятых фильма. После этого молодому человеку выделяют отдельное помещение для работы, предоставляют более серьёзную аппаратуру и полную творческую свободу.
В 1910 году Старевич решил снять документальный фильм о жуках-оленях. Однако выяснилось, что при необходимом для съёмки освещении самцы становятся пассивны. Тогда Владислав придумал сделать из панцирей рогачей муляжи и снять нужную ему сцену покадрово. Снятый им, таким образом, фильм стал первым в мире кукольным анимационным фильмом.
В той же технике Старевич снимает вышедший в прокат в 1912 году короткометражный фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», в котором жуки разыгрывали сцены, пародирующие сюжеты из рыцарских романов. Фильм пользовался бешеным успехом у российских и зарубежных зрителей. Покадровая техника кукольной анимации была тогда совершенно неизвестна, поэтому во многих отзывах сквозило изумление тем, каких невероятных вещей можно добиться от насекомых их дрессировкой.
Вскоре после «Люканиды» на экраны выходят сходные по технике короткометражные анимационные фильмы «Месть кинематографического оператора» (1912), «Стрекоза и муравей» (1913), «Рождество у обитателей леса» (1913), «Весёлые сценки из жизни животных» (1913), которые вошли в золотой фонд мирового кинематографа.
Параллельно с анимацией Старевич начинает работу и над постановкой игровых фильмов. Он дебютирует получившей широчайшее международное признание экранизацией повести Гоголя «Страшная месть» (1912; золотая медаль на конкурсе фильмов во время Всемирной выставки в Милане; фильм не сохранился). Затем продолжает тему чрезвычайно удачной экранизацией «Ночи перед Рождеством» (1913) с Иваном Мозжухиным – в этом фильме впервые было применено совмещение в кадре актёрской игры и нарисованного «спецэффекта».
Во время I-й мировой войны Старевич поставил несколько фильмов по заказу Скобелевского комитета. После Февральской революции Ханжонков вместе со всем художественным и техническим персоналом своей студии весной 1917 года уезжает в Ялту. Старевич отправляется вместе с ним и в 1918 году ставит в Крыму фильмы «Калиостро», «Сорочинская ярмарка», «Вий», «Майская ночь» и др. Тогда же он снимает свой последний игровой фильм «Звезда моря», который сам Старевич считал своей лучшей работой в кино. Это была единственная картина, которую Ханжонков взял с собой, уезжая из России.
В 1919 году Старевич с семьёй эмигрирует в Италию, а затем во Францию, где к нему обратился представитель фирмы «Меркурий» и предложил работу с жалованием не меньше, чем он получал в России. При поддержке местных кинопромышленников Владислав Александрович начинает один за другим продюсировать и снимать анимационные фильмы.
Одной из первых его работ «за границей» была экранизация басни Лафонтена «Как лягушки выпросили себе короля», удостоенная одной из высших кинематографических наград эпохи – золотой медали Розенфельда. Главным достижением Старевича стал первый в мировом кино полнометражный кукольный анимационный фильм «Рейнеке-Лис» (1930), принесший ему 8 международных премий.
На протяжении 1930-50-х годов Старевич продолжал ставить анимационные фильмы. Самой знаменитой и часто упоминаемой работой позднего периода его творчества является фильм «Щенок-талисман». Его популярность в 1950 годах пошла на убыль, предложения на постановку фильмов приходить перестали и знаменитый режиссёр зарабатывал постановкой рекламных роликов, а в самые трудные времена продавал сделанных им кукол. Его коллекция кукол оказалась рассеянной по всему миру. Секрет создания своих уникальных кукол художник унес с собой.
Скончался Владислав Александрович СТАРЕВИЧ 26 февраля 1965 года в Фонтене-су-Буа (под Парижем).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_8_августа #С__
В 1882 году родился Владислав Александрович СТАРЕВИЧ (в Москве), российский и французский художник, оператор и режиссёр кино с польскими корнями, основоположник русского мультипликационного кино.
Он является создателем первых в мире сюжетных фильмов, снятых в технике кукольной анимации. Старевич стал первопроходцем в жанре объемной мультипликации и на целый век опередил современный ему кинематограф.
«Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий» (Уолт Дисней).
* * * * *
Выходец из семьи обедневших польских дворян, Владислав, рано потеряв мать, с 1901 года воспитывался у её родителей дворян Легецких в Ковно (ныне Каунас). С детства у него было два серьёзных увлечения: фотография и энтомология.
После окончания школы Владислав стал работать смотрителем в краеведческом музее, тогда же он подарил представителям музея два альбома с собственными фотографиями города Ковно. Директор музея, оценив таланты молодого человека, предложил ему снять с помощью имевшейся у музея кинокамеры несколько фильмов. Первый из них назывался «Над Неманом»; все сотрудники музея были поражены техническим уровнем выполненной работы.
В 1909 году Старевич снимает два фильма из жизни насекомых – «Жизнь стрекоз» и «Жуки-скарабеи». Посмотрев эти фильмы, директор музея предлагает ему съездить в Москву, чтобы попытаться найти лучшее применение его талантам.
Там Старевич знакомится с кинопромышленником А. Ханжонковым и рассказывает ему, что хочет заниматься съёмкой видовых фильмов. Ханжонков дарит ему подержанную кинокамеру и несколько рулонов плёнки с единственным условием, что Старевич будет передавать ему права на все сделанные им фильмы. Он снимает для Владислава квартиру и просит приносить весь отснятый материал лично к нему, дав 5 месяцев на съемку первого фильма. Но уже через 10 недель Старевич принес Ханжонкову три отснятых фильма. После этого молодому человеку выделяют отдельное помещение для работы, предоставляют более серьёзную аппаратуру и полную творческую свободу.
В 1910 году Старевич решил снять документальный фильм о жуках-оленях. Однако выяснилось, что при необходимом для съёмки освещении самцы становятся пассивны. Тогда Владислав придумал сделать из панцирей рогачей муляжи и снять нужную ему сцену покадрово. Снятый им, таким образом, фильм стал первым в мире кукольным анимационным фильмом.
В той же технике Старевич снимает вышедший в прокат в 1912 году короткометражный фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», в котором жуки разыгрывали сцены, пародирующие сюжеты из рыцарских романов. Фильм пользовался бешеным успехом у российских и зарубежных зрителей. Покадровая техника кукольной анимации была тогда совершенно неизвестна, поэтому во многих отзывах сквозило изумление тем, каких невероятных вещей можно добиться от насекомых их дрессировкой.
Вскоре после «Люканиды» на экраны выходят сходные по технике короткометражные анимационные фильмы «Месть кинематографического оператора» (1912), «Стрекоза и муравей» (1913), «Рождество у обитателей леса» (1913), «Весёлые сценки из жизни животных» (1913), которые вошли в золотой фонд мирового кинематографа.
Параллельно с анимацией Старевич начинает работу и над постановкой игровых фильмов. Он дебютирует получившей широчайшее международное признание экранизацией повести Гоголя «Страшная месть» (1912; золотая медаль на конкурсе фильмов во время Всемирной выставки в Милане; фильм не сохранился). Затем продолжает тему чрезвычайно удачной экранизацией «Ночи перед Рождеством» (1913) с Иваном Мозжухиным – в этом фильме впервые было применено совмещение в кадре актёрской игры и нарисованного «спецэффекта».
Во время I-й мировой войны Старевич поставил несколько фильмов по заказу Скобелевского комитета. После Февральской революции Ханжонков вместе со всем художественным и техническим персоналом своей студии весной 1917 года уезжает в Ялту. Старевич отправляется вместе с ним и в 1918 году ставит в Крыму фильмы «Калиостро», «Сорочинская ярмарка», «Вий», «Майская ночь» и др. Тогда же он снимает свой последний игровой фильм «Звезда моря», который сам Старевич считал своей лучшей работой в кино. Это была единственная картина, которую Ханжонков взял с собой, уезжая из России.
В 1919 году Старевич с семьёй эмигрирует в Италию, а затем во Францию, где к нему обратился представитель фирмы «Меркурий» и предложил работу с жалованием не меньше, чем он получал в России. При поддержке местных кинопромышленников Владислав Александрович начинает один за другим продюсировать и снимать анимационные фильмы.
Одной из первых его работ «за границей» была экранизация басни Лафонтена «Как лягушки выпросили себе короля», удостоенная одной из высших кинематографических наград эпохи – золотой медали Розенфельда. Главным достижением Старевича стал первый в мировом кино полнометражный кукольный анимационный фильм «Рейнеке-Лис» (1930), принесший ему 8 международных премий.
На протяжении 1930-50-х годов Старевич продолжал ставить анимационные фильмы. Самой знаменитой и часто упоминаемой работой позднего периода его творчества является фильм «Щенок-талисман». Его популярность в 1950 годах пошла на убыль, предложения на постановку фильмов приходить перестали и знаменитый режиссёр зарабатывал постановкой рекламных роликов, а в самые трудные времена продавал сделанных им кукол. Его коллекция кукол оказалась рассеянной по всему миру. Секрет создания своих уникальных кукол художник унес с собой.
Скончался Владислав Александрович СТАРЕВИЧ 26 февраля 1965 года в Фонтене-су-Буа (под Парижем).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_8_августа #С__