4 октября В 1859 году родился Сергей Васильевич МАЛЮТИН (в Москве), русский советский живописец и п...
4 октября
4 октября
В 1859 году родился Сергей Васильевич МАЛЮТИН (в Москве), русский советский живописец и портретист, автор росписи первой русской матрёшки, архитектор, мастер самобытного русского модерна, академик. Член Московского товарищества художников (1896). Заслуженный деятель искусств РСФСР.
* * * * *
Выходец из зажиточной семьи фабриканта, он детство провел в Воронеже, куда его тетка взяла на воспитание (когда Сереже исполнилось 3 года, его родителей не стало, и он остался сиротой). Окружение и воспитание мальчика не способствовало развитию его художественного таланта: он учился в коммерческом училище, а затем окончил бухгалтерские курсы и служил конторщиком.
В конце 1870-х годов в Воронеже состоялась выставка передвижников. Эта настоящая живопись, созданная выдающимися художниками, произвела на Сергея неизгладимое впечатление, он почувствовал в себе силы изменить своей нелюбимой работе и заняться рисованием.
Малютин возвращается в Москву в 1880 году и поступает на службу чертежником. Через 3 года он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Сергей хотел получить звание классного художника; он выполнил эскиз и этюды для картины, отображавшей труд плотовщиков на Москве-реке, но его преподаватель (В.Е. Маковский) сделал много критических замечаний по поводу этой работы. Малютин, будучи человеком эмоциональным, оставил эту картину и в 1890 году получил звание неклассного (свободного) художника. С этих пор Малютин без остановки совершенствовал свои навыки, а на жизнь зарабатывал уроками рисования: 3 года преподавал рисунок в московском Елизаветинском институте.
В период 1890-х годов художник выполнил декорации для Нижегородской оперы С.И. Мамонтова, а затем для Московской частной оперы, а также выполняет иллюстрации к книгам А.С. Пушкина. В эти годы Малютин работает в различных жанрах: его пейзажи имеют связь с поленовской техникой. Затем пейзаж станет составной частью других жанров, сохранившись только в форме этюда. Художник все чаще пишет на пленэре, в его работах присутствует все больше импрессионистических элементов. Также он работал над жанровыми и историческими картинами.
В 1900 году Малютин поселяется в Талашкино – усадьбе княгини М.К. Тенишевой, которая проявляла огромный интерес к народным художественным ремеслам и всеми силами способствовала их возрождению. Сергей Васильевич руководил художественными мастерскими, по его эскизам резчики и столяры выполняли убранство зданий в усадьбе, Москве и Смоленске. Известные художники Рерих, Коровин, Васнецов, Врубель создавали эскизы для художественных изделий.
В 1890 году Сергей Малютин вместе с токарем Василием Звездочкиным создают матрешку. Считается, что её прообразом стала японская игрушка. Звездочкин выточил фигурки, а Малютин их расписал. Он изобразил на фигурке девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок, все они чем-нибудь отличались друг от друга.
В основную форму куклы вкладывались другие куколки, мальчик и шесть девочек. Куколка поменьше первой матрешки держала в одной руке корзинку, другая – серп, еще меньшая обхватила двумя руками чашку, еще одна за руки держала маленького ребеночка; есть и куколка, которая о чем-то задумалась, поднеся руку к губам. Самая маленькая куколка стояла просто так, а в руках у мальчика среднего размера, наряженного в красную рубаху, – то ли лучина, то ли ветки – вот и вся трудовая крестьянская семья.
Распространенным именем в то время было имя Матрена – так и появилась всеми любимая Матрешка. Существует также мнение, что такое имя носила девушка, прислуживающая в доме Мамонтовых, якобы с неё и списан образ Матрены. Само русское имя Матрена произошло от римского Матрона (знатная женщина или mater – мать).
Работы, проводимые в талашкинских мастерских, стали толчком для развития русской художественной промышленности. В этом своем творчестве Малютин избегал слепого копирования традиций народного искусства, поэтому он считается основателем оригинального русского модерна.
В 1903 году художник возвращается в Москву и начинает преподавать в МУЖВЗ (до 1917). Наиболее значимая работа Малютина в этот период – оформление интерьеров и фасадов доходного дома П. Перцова совместно с архитектором Н. Жуковым. Эта работа явилась модерновым явлением в зодчестве XX века.
После смерти жены в 1908 году Сергей Васильевич рисует портреты своих детей (одни из самых пронзительных в его творчестве), а далее создает серию потрясающих, характерных портретов.
В 1909 году он стал в училище руководителем портретно-жанрового класса, поставив целью создать портретную галерею выдающихся русских деятелей (Брюсова, Васнецова, Гиляровского, Богданова-Бельского и др.). Малютин прославился именно своими неповторимыми портретами русской интеллигенции и деятелей Советского государства (Фурманова и др.).
Также художник участвовал в создании «Окон сатиры РОСТА», в 1922 году стал одним из организаторов «Ассоциации художников революционной России» (АХРР). Нередко он обращался к теме Гражданской войны.
Скончался Сергей Васильевич МАЛЮТИН 6 декабря 1937 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_октября #М__
В 1859 году родился Сергей Васильевич МАЛЮТИН (в Москве), русский советский живописец и портретист, автор росписи первой русской матрёшки, архитектор, мастер самобытного русского модерна, академик. Член Московского товарищества художников (1896). Заслуженный деятель искусств РСФСР.
* * * * *
Выходец из зажиточной семьи фабриканта, он детство провел в Воронеже, куда его тетка взяла на воспитание (когда Сереже исполнилось 3 года, его родителей не стало, и он остался сиротой). Окружение и воспитание мальчика не способствовало развитию его художественного таланта: он учился в коммерческом училище, а затем окончил бухгалтерские курсы и служил конторщиком.
В конце 1870-х годов в Воронеже состоялась выставка передвижников. Эта настоящая живопись, созданная выдающимися художниками, произвела на Сергея неизгладимое впечатление, он почувствовал в себе силы изменить своей нелюбимой работе и заняться рисованием.
Малютин возвращается в Москву в 1880 году и поступает на службу чертежником. Через 3 года он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Сергей хотел получить звание классного художника; он выполнил эскиз и этюды для картины, отображавшей труд плотовщиков на Москве-реке, но его преподаватель (В.Е. Маковский) сделал много критических замечаний по поводу этой работы. Малютин, будучи человеком эмоциональным, оставил эту картину и в 1890 году получил звание неклассного (свободного) художника. С этих пор Малютин без остановки совершенствовал свои навыки, а на жизнь зарабатывал уроками рисования: 3 года преподавал рисунок в московском Елизаветинском институте.
В период 1890-х годов художник выполнил декорации для Нижегородской оперы С.И. Мамонтова, а затем для Московской частной оперы, а также выполняет иллюстрации к книгам А.С. Пушкина. В эти годы Малютин работает в различных жанрах: его пейзажи имеют связь с поленовской техникой. Затем пейзаж станет составной частью других жанров, сохранившись только в форме этюда. Художник все чаще пишет на пленэре, в его работах присутствует все больше импрессионистических элементов. Также он работал над жанровыми и историческими картинами.
В 1900 году Малютин поселяется в Талашкино – усадьбе княгини М.К. Тенишевой, которая проявляла огромный интерес к народным художественным ремеслам и всеми силами способствовала их возрождению. Сергей Васильевич руководил художественными мастерскими, по его эскизам резчики и столяры выполняли убранство зданий в усадьбе, Москве и Смоленске. Известные художники Рерих, Коровин, Васнецов, Врубель создавали эскизы для художественных изделий.
В 1890 году Сергей Малютин вместе с токарем Василием Звездочкиным создают матрешку. Считается, что её прообразом стала японская игрушка. Звездочкин выточил фигурки, а Малютин их расписал. Он изобразил на фигурке девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок, все они чем-нибудь отличались друг от друга.
В основную форму куклы вкладывались другие куколки, мальчик и шесть девочек. Куколка поменьше первой матрешки держала в одной руке корзинку, другая – серп, еще меньшая обхватила двумя руками чашку, еще одна за руки держала маленького ребеночка; есть и куколка, которая о чем-то задумалась, поднеся руку к губам. Самая маленькая куколка стояла просто так, а в руках у мальчика среднего размера, наряженного в красную рубаху, – то ли лучина, то ли ветки – вот и вся трудовая крестьянская семья.
Распространенным именем в то время было имя Матрена – так и появилась всеми любимая Матрешка. Существует также мнение, что такое имя носила девушка, прислуживающая в доме Мамонтовых, якобы с неё и списан образ Матрены. Само русское имя Матрена произошло от римского Матрона (знатная женщина или mater – мать).
Работы, проводимые в талашкинских мастерских, стали толчком для развития русской художественной промышленности. В этом своем творчестве Малютин избегал слепого копирования традиций народного искусства, поэтому он считается основателем оригинального русского модерна.
В 1903 году художник возвращается в Москву и начинает преподавать в МУЖВЗ (до 1917). Наиболее значимая работа Малютина в этот период – оформление интерьеров и фасадов доходного дома П. Перцова совместно с архитектором Н. Жуковым. Эта работа явилась модерновым явлением в зодчестве XX века.
После смерти жены в 1908 году Сергей Васильевич рисует портреты своих детей (одни из самых пронзительных в его творчестве), а далее создает серию потрясающих, характерных портретов.
В 1909 году он стал в училище руководителем портретно-жанрового класса, поставив целью создать портретную галерею выдающихся русских деятелей (Брюсова, Васнецова, Гиляровского, Богданова-Бельского и др.). Малютин прославился именно своими неповторимыми портретами русской интеллигенции и деятелей Советского государства (Фурманова и др.).
Также художник участвовал в создании «Окон сатиры РОСТА», в 1922 году стал одним из организаторов «Ассоциации художников революционной России» (АХРР). Нередко он обращался к теме Гражданской войны.
Скончался Сергей Васильевич МАЛЮТИН 6 декабря 1937 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_октября #М__