13 января В 1875 году родился Дмитрий Семенович СТЕЛЛЕЦКИЙ (в Брест-Литовске, Гродненская губерния,...
13 января
13 января
В 1875 году родился Дмитрий Семенович СТЕЛЛЕЦКИЙ (в Брест-Литовске, Гродненская губерния, Российская империя), русский скульптор, иконописец и театральный художник, один из самых видных живописцев русского зарубежья.
Отличительная черта его творчества – стремление к освоению традиций древнерусского искусства и желание осмыслить их на совершенно новом этапе развития российской культуры.
Как и многие другие его современники, он жаждал создать новый русский стиль. Впоследствии Стеллецкий напишет: «Русскому народу подобает иметь свое искусство. С годами я понял, что только изучая художественное наследие наших предков и даже сначала рабски ему подражая, можно и нужно воскресить свою русскую, родную красоту… Я знаю, что мое впечатление к русской красоте было врождено мне, а не воспитано».
* * * * *
Выходец из семьи военного инженера, принадлежащего к легендарному древнему роду Елеозоровых, детство Дмитрий провел в имении отца, недалеко от Беловежской Пущи. В 1896 году их семья переехала в Петербург, и в том же году юноша поступил в Высшее Художественное училище при Академии художеств.
В 1903 году Стеллецкий получил звание художника-скульптора за группу «Узники» и серебряный академический знак. С другом Борисом Кустодиевым он предпринял поездку в Новгород для изучения древнерусского искусства, остававшегося в центре его интересов в течение всей жизни.
После окончания училища Дмитрий уехал в Париж, где посещал Академию Р. Жюльена, также намеревался устроиться на Севрскую мануфактуру, но это ему не удалось, и он вернулся в Россию. Большой удачей для художника, оказавшегося в затруднительном финансовом положении, стало предложение М.К. Тенишевой поработать в её мастерской в Талашкино на полном пансионе.
В 1907 году при материальной поддержке Кустодиева и вместе с ним Стеллецкий посетил главные центры искусств в Италию. В Венеции им удалось принять участие в выставке, на которой он смог продать свою работу.
В период 1903-13 годов, с небольшими перерывами, Дмитрий Семенович плодотворно трудился в Петербурге, став членом Союза русских художников, а затем и членом вновь образованного под руководством С. Грабаря общества «Мир искусства».
В 1914 году Стеллецкий переехал во Францию и поселился в Париже. Он продолжал много работать как живописец, скульптор и сценограф. Однако успех мало сопутствовал художнику в эмиграции. Прекратилось начатое еще в Петербурге сотрудничество с Дягилевым. Не состоялось сотрудничество с театрами Гранд-опера в Париже и Ла-Скала в Милане, на которое Стеллецкий также рассчитывал.
Его персональная выставка в парижской галерее «Бьети» в 1921 году прошла незамеченной, ни одна работа с неё не была продана. Неудачи отчасти можно связать с характером самого искусства мастера, тесно связанного с древнерусской культурой, что не могло найти отклика в европейских художественных кругах.
В годы жизни в эмиграции Стеллецкий оставался хранителем русской культуры. Суровые условия существования на чужбине лишь усиливали стремление не только не потерять лица русского интеллигента, но и передать духовное и интеллектуальное завещание младшему поколению, уже выросшему и воспитанному в чужих краях.
Самой значимой работой мастера стала роспись храма Троице-Сергиева подворья в Париже. Эта работа позднее получила самые высокие оценки историков и теоретиков искусства, назвавших её «одним из самых значительных памятников творчества эмигрантов».
Последние 2 года жизни, проведенные художником в Русском Доме в Сен-Женевьев-де-Буа, были для него особенно тяжелы: быстро надвигалась слепота.
Скончался Дмитрий Семенович СТЕЛЛЕЦКИЙ 12 февраля 1947 года в Париже, похоронен на Русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Ныне работы художника хранятся в Третьяковской Галерее, Русском Музее, Тульском областном художественном музее.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_января #С__
В 1875 году родился Дмитрий Семенович СТЕЛЛЕЦКИЙ (в Брест-Литовске, Гродненская губерния, Российская империя), русский скульптор, иконописец и театральный художник, один из самых видных живописцев русского зарубежья.
Отличительная черта его творчества – стремление к освоению традиций древнерусского искусства и желание осмыслить их на совершенно новом этапе развития российской культуры.
Как и многие другие его современники, он жаждал создать новый русский стиль. Впоследствии Стеллецкий напишет: «Русскому народу подобает иметь свое искусство. С годами я понял, что только изучая художественное наследие наших предков и даже сначала рабски ему подражая, можно и нужно воскресить свою русскую, родную красоту… Я знаю, что мое впечатление к русской красоте было врождено мне, а не воспитано».
* * * * *
Выходец из семьи военного инженера, принадлежащего к легендарному древнему роду Елеозоровых, детство Дмитрий провел в имении отца, недалеко от Беловежской Пущи. В 1896 году их семья переехала в Петербург, и в том же году юноша поступил в Высшее Художественное училище при Академии художеств.
В 1903 году Стеллецкий получил звание художника-скульптора за группу «Узники» и серебряный академический знак. С другом Борисом Кустодиевым он предпринял поездку в Новгород для изучения древнерусского искусства, остававшегося в центре его интересов в течение всей жизни.
После окончания училища Дмитрий уехал в Париж, где посещал Академию Р. Жюльена, также намеревался устроиться на Севрскую мануфактуру, но это ему не удалось, и он вернулся в Россию. Большой удачей для художника, оказавшегося в затруднительном финансовом положении, стало предложение М.К. Тенишевой поработать в её мастерской в Талашкино на полном пансионе.
В 1907 году при материальной поддержке Кустодиева и вместе с ним Стеллецкий посетил главные центры искусств в Италию. В Венеции им удалось принять участие в выставке, на которой он смог продать свою работу.
В период 1903-13 годов, с небольшими перерывами, Дмитрий Семенович плодотворно трудился в Петербурге, став членом Союза русских художников, а затем и членом вновь образованного под руководством С. Грабаря общества «Мир искусства».
В 1914 году Стеллецкий переехал во Францию и поселился в Париже. Он продолжал много работать как живописец, скульптор и сценограф. Однако успех мало сопутствовал художнику в эмиграции. Прекратилось начатое еще в Петербурге сотрудничество с Дягилевым. Не состоялось сотрудничество с театрами Гранд-опера в Париже и Ла-Скала в Милане, на которое Стеллецкий также рассчитывал.
Его персональная выставка в парижской галерее «Бьети» в 1921 году прошла незамеченной, ни одна работа с неё не была продана. Неудачи отчасти можно связать с характером самого искусства мастера, тесно связанного с древнерусской культурой, что не могло найти отклика в европейских художественных кругах.
В годы жизни в эмиграции Стеллецкий оставался хранителем русской культуры. Суровые условия существования на чужбине лишь усиливали стремление не только не потерять лица русского интеллигента, но и передать духовное и интеллектуальное завещание младшему поколению, уже выросшему и воспитанному в чужих краях.
Самой значимой работой мастера стала роспись храма Троице-Сергиева подворья в Париже. Эта работа позднее получила самые высокие оценки историков и теоретиков искусства, назвавших её «одним из самых значительных памятников творчества эмигрантов».
Последние 2 года жизни, проведенные художником в Русском Доме в Сен-Женевьев-де-Буа, были для него особенно тяжелы: быстро надвигалась слепота.
Скончался Дмитрий Семенович СТЕЛЛЕЦКИЙ 12 февраля 1947 года в Париже, похоронен на Русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Ныне работы художника хранятся в Третьяковской Галерее, Русском Музее, Тульском областном художественном музее.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_января #С__