2 февраля В 1878 году родился Сергей Васильевич ЧЕХОНИН (на станции Валдайка, Новгородская губерния...
2 февраля
2 февраля
В 1878 году родился Сергей Васильевич ЧЕХОНИН (на станции Валдайка, Новгородская губерния; ныне поселок Лыкошино, Тверская область), русский график и живописец, портретный миниатюрист, член художественного объединения «Мир искусства» и ученик И.Е. Репина.
Работал преимущественно в области книжной и журнальной графики и росписи по фарфору и эмали, а также как керамист и художник интерьера и театра.
Используя орнаментику прошлых эпох, он создал эклектический декоративный стиль книжных украшений, страдающий большой перегруженностью деталей. В советском искусстве Чехонин был выразителем эстетских традиций дореволюционной русской графики.
Художник выработал характерную манеру каллиграфически изощрённого рисунка кистью, основанного на декоративно-орнаментальной стилизации мотивов русского ампира (цветочные гирлянды, букеты и пр.), в советское время часто сочетавшихся с революционными лозунгами и эмблемами. В 1920-е годы в графике Чехонина проявилось некоторое влияние художественных приёмов футуризма.
* * * * *
Выходец из семьи машиниста Николаевской железной дороги, он с 15 лет стал самостоятельно зарабатывать на жизнь: работал конторщиком, чертёжником, кассиром на пароходной станции. В 1896 году Сергей Чехонин приехал в Петербург, где учился сначала в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств (ОПХ), а затем в мастерской М.К. Тенишевой.
Кроме того, он основательно изучал искусство керамики и начал свой творческий путь именно как художник-керамист, успев поучаствовать в украшении многих крупных сооружений начала XX века, таких как гостиница «Метрополь» в Москве. Чехонин также занимался росписью по фарфору, освоил финифть, оформление интерьеров и другие декоративные ремёсла.
Вскоре после Первой русской революции 1905 года Сергей Васильевич обратился к графике. Сначала он сотрудничал как карикатурист в сатирических журналах, потом занялся оформлением книг, созданием экслибрисов. Это принесло ему значительный успех: в 1910-х годах Чехонин оказался одним из тех мастеров, творчество которых определяло высокий уровень русского книжного искусства.
Безупречно владевший шрифтом и орнаментом, Чехонин, наряду с Д.И. Митрохиным и Г.И. Нарбутом, принадлежал к «младшему поколению» членов художественного объединения «Мир искусства», поднявшему книжную графику на новый уровень.
После революционных событий 1917 года жизнь художника стала ещё более насыщенной. Чехонин занимался общественной деятельностью, служил художественным руководителем Государственного фарфорового завода в Петрограде (Ленинграде). Он один из создателей «агитационного фарфора» с росписями на революционные мотивы (блюдо «Красный Балтийский флот», 1923).
Собственный же стиль творчества, который по-прежнему играл в его жизни главную роль, художник заметно изменил, привнеся в него динамичность и взволнованность. Этот новый стиль, который А.М. Эфрос назвал «советским ампиром», Чехонин использовал во всём, что делал: в книжной и промышленной графике, эмблематике, росписях по фарфору. Он был участником конкурсов на создание советских эмблем и геральдики, принимал участие в разработке одного из первых советских военных флагов и государственной печати РСФСР.
В 1928 году Сергей Чехонин покинул СССР, эмигрировав в Париж. Он жил во Франции и Германии, много работал в театре, преимущественно как сценограф, и практически не занимался ни росписью фарфора, ни книжной графикой, предпочтя им декоративную роспись тканей. Художник даже сумел изобрести совершенно оригинальный способ многоцветной печати по ткани.
Скончался Сергей Васильевич ЧЕХОНИН 23 февраля 1936 года в городе Лёррах (земля Баден-Вюртемберг, Германия).
Работы художника выставлены во многих музеях страны. Парижский Лувр приобрёл портрет Максима Горького его работы.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_февраля #Ч__
В 1878 году родился Сергей Васильевич ЧЕХОНИН (на станции Валдайка, Новгородская губерния; ныне поселок Лыкошино, Тверская область), русский график и живописец, портретный миниатюрист, член художественного объединения «Мир искусства» и ученик И.Е. Репина.
Работал преимущественно в области книжной и журнальной графики и росписи по фарфору и эмали, а также как керамист и художник интерьера и театра.
Используя орнаментику прошлых эпох, он создал эклектический декоративный стиль книжных украшений, страдающий большой перегруженностью деталей. В советском искусстве Чехонин был выразителем эстетских традиций дореволюционной русской графики.
Художник выработал характерную манеру каллиграфически изощрённого рисунка кистью, основанного на декоративно-орнаментальной стилизации мотивов русского ампира (цветочные гирлянды, букеты и пр.), в советское время часто сочетавшихся с революционными лозунгами и эмблемами. В 1920-е годы в графике Чехонина проявилось некоторое влияние художественных приёмов футуризма.
* * * * *
Выходец из семьи машиниста Николаевской железной дороги, он с 15 лет стал самостоятельно зарабатывать на жизнь: работал конторщиком, чертёжником, кассиром на пароходной станции. В 1896 году Сергей Чехонин приехал в Петербург, где учился сначала в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств (ОПХ), а затем в мастерской М.К. Тенишевой.
Кроме того, он основательно изучал искусство керамики и начал свой творческий путь именно как художник-керамист, успев поучаствовать в украшении многих крупных сооружений начала XX века, таких как гостиница «Метрополь» в Москве. Чехонин также занимался росписью по фарфору, освоил финифть, оформление интерьеров и другие декоративные ремёсла.
Вскоре после Первой русской революции 1905 года Сергей Васильевич обратился к графике. Сначала он сотрудничал как карикатурист в сатирических журналах, потом занялся оформлением книг, созданием экслибрисов. Это принесло ему значительный успех: в 1910-х годах Чехонин оказался одним из тех мастеров, творчество которых определяло высокий уровень русского книжного искусства.
Безупречно владевший шрифтом и орнаментом, Чехонин, наряду с Д.И. Митрохиным и Г.И. Нарбутом, принадлежал к «младшему поколению» членов художественного объединения «Мир искусства», поднявшему книжную графику на новый уровень.
После революционных событий 1917 года жизнь художника стала ещё более насыщенной. Чехонин занимался общественной деятельностью, служил художественным руководителем Государственного фарфорового завода в Петрограде (Ленинграде). Он один из создателей «агитационного фарфора» с росписями на революционные мотивы (блюдо «Красный Балтийский флот», 1923).
Собственный же стиль творчества, который по-прежнему играл в его жизни главную роль, художник заметно изменил, привнеся в него динамичность и взволнованность. Этот новый стиль, который А.М. Эфрос назвал «советским ампиром», Чехонин использовал во всём, что делал: в книжной и промышленной графике, эмблематике, росписях по фарфору. Он был участником конкурсов на создание советских эмблем и геральдики, принимал участие в разработке одного из первых советских военных флагов и государственной печати РСФСР.
В 1928 году Сергей Чехонин покинул СССР, эмигрировав в Париж. Он жил во Франции и Германии, много работал в театре, преимущественно как сценограф, и практически не занимался ни росписью фарфора, ни книжной графикой, предпочтя им декоративную роспись тканей. Художник даже сумел изобрести совершенно оригинальный способ многоцветной печати по ткани.
Скончался Сергей Васильевич ЧЕХОНИН 23 февраля 1936 года в городе Лёррах (земля Баден-Вюртемберг, Германия).
Работы художника выставлены во многих музеях страны. Парижский Лувр приобрёл портрет Максима Горького его работы.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_февраля #Ч__