27 марта 1812 года родился Иван Иванович ПАНАЕВ (в Санкт-Петербурге), русский писатель, прозаик и п...
27 марта
27 марта
1812 года родился Иван Иванович ПАНАЕВ (в Санкт-Петербурге), русский писатель, прозаик и поэт, литературный критик, журналист и редактор.
Его злободневная публицистичность точного, «прототипичного» бытописания способствовала закреплению в общественном обиходе новых слов-понятий – «литературная тля», «хлыщ», «лев», «приживалка».
* * * * *
Выходец из старинной высококультурной дворянской семьи, он образование получил в Благородном пансионе при Санкт-Петербургском университете. Его первые пробы пера относятся к гимназическим годам: выпускал рукописный еженедельник, в одном из альманахов опубликовал рассказ «Бельский» и в «Северной пчеле» стихотворение «Кокетка».
В период 1831-44 годов состоял на государственной службе, которую воспринимал как досадное препятствие к литературным занятиям. Выйдя в отставку, вступил на литературное поприще рядом повестей («Спальня светской женщины», «Белая горячка» и др.).
Панаеву, писательский темперамент которого отличался женственной мягкостью, не удавались цельные образы и сильные характеры, но он дал ряд живых лиц, много эффектных и драматических сцен, наряду со сценами, полными неподдельного юмора.
Особенно выделяются его женские характеры, которыми он любил доказывать превосходство русской женщины над разными помещичьими маменькими сынками, купеческими внуками, хлыщами и великосветскими львами.
Более крупное значение в истории русской литературы Панаев имеет как журнальный деятель. Привлеченный Белинским, он активно сотрудничал (1839-1846) с журналом «Отечественные записки» как ведущий критик и полемист, автор «физиологических» очерков и нравописательно-обличительных рассказов и повестей, имевших огромный читательский успех, и поставивших Панаева, чей талант Белинский называл «дагерротипным», в ряд наиболее острых отечественных социальных критиков, предшественников Тургенева и Салтыкова-Щедрина.
В 1847 году Иван Панаев вместе с Некрасовым возродил «Современник», став его редакторами. Они сумели привлечь лучшие литературные силы к участию в этом журнале, который стоял во главе умственного движения в одну из наиболее бурных эпох русской общественной жизни.
Панаев, одним из первых в отечественной литературе, поднял проблему женской эмансипации (роман «Львы в провинции», 1852; цикл очерков-повестей «Опыт о хлыщах», 1854-1857). Одна из расхожих тем европейской литературы того времени – гибельность погони за материальными благами – раскрыта писателем через сопоставление трех поколений купеческой семьи в повести «Внук русского миллионера» (1858).
В «Современнике» он под псевдонимом «Новый поэт» писал остроумные фельетоны, сначала критические, потом о петербургской жизни. Под этим же псевдонимом Панаев издал сборник своих стихотворений-пародий (1859).
В конце жизни писатель напечатал свои известные воспоминания, дающие множество ценного материала для изучения одной из наиболее важных эпох в истории русской литературы.
Скончался Иван Иванович ПАНАЕВ 2 марта 1862 года в Санкт-Петербурге. Был похоронен на Фарфоровском кладбище, при уничтожении которого в 1930-е годы прах перенесли в музей-некрополь «Литераторские мостки» Волковского кладбища.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_27_марта #П__
1812 года родился Иван Иванович ПАНАЕВ (в Санкт-Петербурге), русский писатель, прозаик и поэт, литературный критик, журналист и редактор.
Его злободневная публицистичность точного, «прототипичного» бытописания способствовала закреплению в общественном обиходе новых слов-понятий – «литературная тля», «хлыщ», «лев», «приживалка».
* * * * *
Выходец из старинной высококультурной дворянской семьи, он образование получил в Благородном пансионе при Санкт-Петербургском университете. Его первые пробы пера относятся к гимназическим годам: выпускал рукописный еженедельник, в одном из альманахов опубликовал рассказ «Бельский» и в «Северной пчеле» стихотворение «Кокетка».
В период 1831-44 годов состоял на государственной службе, которую воспринимал как досадное препятствие к литературным занятиям. Выйдя в отставку, вступил на литературное поприще рядом повестей («Спальня светской женщины», «Белая горячка» и др.).
Панаеву, писательский темперамент которого отличался женственной мягкостью, не удавались цельные образы и сильные характеры, но он дал ряд живых лиц, много эффектных и драматических сцен, наряду со сценами, полными неподдельного юмора.
Особенно выделяются его женские характеры, которыми он любил доказывать превосходство русской женщины над разными помещичьими маменькими сынками, купеческими внуками, хлыщами и великосветскими львами.
Более крупное значение в истории русской литературы Панаев имеет как журнальный деятель. Привлеченный Белинским, он активно сотрудничал (1839-1846) с журналом «Отечественные записки» как ведущий критик и полемист, автор «физиологических» очерков и нравописательно-обличительных рассказов и повестей, имевших огромный читательский успех, и поставивших Панаева, чей талант Белинский называл «дагерротипным», в ряд наиболее острых отечественных социальных критиков, предшественников Тургенева и Салтыкова-Щедрина.
В 1847 году Иван Панаев вместе с Некрасовым возродил «Современник», став его редакторами. Они сумели привлечь лучшие литературные силы к участию в этом журнале, который стоял во главе умственного движения в одну из наиболее бурных эпох русской общественной жизни.
Панаев, одним из первых в отечественной литературе, поднял проблему женской эмансипации (роман «Львы в провинции», 1852; цикл очерков-повестей «Опыт о хлыщах», 1854-1857). Одна из расхожих тем европейской литературы того времени – гибельность погони за материальными благами – раскрыта писателем через сопоставление трех поколений купеческой семьи в повести «Внук русского миллионера» (1858).
В «Современнике» он под псевдонимом «Новый поэт» писал остроумные фельетоны, сначала критические, потом о петербургской жизни. Под этим же псевдонимом Панаев издал сборник своих стихотворений-пародий (1859).
В конце жизни писатель напечатал свои известные воспоминания, дающие множество ценного материала для изучения одной из наиболее важных эпох в истории русской литературы.
Скончался Иван Иванович ПАНАЕВ 2 марта 1862 года в Санкт-Петербурге. Был похоронен на Фарфоровском кладбище, при уничтожении которого в 1930-е годы прах перенесли в музей-некрополь «Литераторские мостки» Волковского кладбища.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_27_марта #П__