10 июля 1874 года родился Сергей Тимофеевич КОНЁНКОВ (в деревне Верхние Караковичи, Смоленская губе...
10 июля
10 июля
1874 года родился Сергей Тимофеевич КОНЁНКОВ (в деревне Верхние Караковичи, Смоленская губерния), русский и советский скульптор. Академик АХ СССР. Народный художник СССР. Герой Социалистического Труда.
Ещё до революции его называли «русским Роденом».
* * * * *
Обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), позднее в Высшем художественном училище Императорской Академии художеств в Петербурге у профессора В.А. Беклемишева. Дипломная работа Конёнкова «Самсон, разрывающий узы» показалась слишком революционной и по распоряжению чиновников АХ была уничтожена.
В 1897 году скульптор посещает Францию, Италию, Германию. Революционные события 1905 года застали Конёнкова в Москве. Под впечатлением событий, он создаёт цикл портретов участников боёв на Пресне, работает над «лесной серией», в которой широко использует дерево. Он творчески переосмысливает образы старинных преданий, использует приёмы народной резьбы. К серии принадлежат такие работы как «Старенький старичок», «Старичок-полевичок», «Стрибог», «Вещая старушка», «Дядя Григорий», «Нищая братия». Он одним из первых среди русских скульпторов рубежа XIX–XX веков обращается к изображению обнажённого женского тела («Крылатая», «Жар-птица», «Кариатида»).
Скульптор поддержал Октябрьскую революцию, его стремление к монументальности стало преобладающей тенденцией в искусстве тех лет. В 1923 году он принимал участие в оформлении Всероссийской сельхозвыставки в Москве.
В 1922 году Конёнков женится на Маргарите Ивановне Воронцовой, а в конце 1923 года они отправляются в США для участия в выставке русского и советского искусства. Предполагалось, что поездка продлится несколько месяцев, однако возвращение на родину состоялось только через 22 года. Основное местожительства и работы в этот период – Нью-Йорк.
В 1928-1929 годах Конёнков совершает поездку в Италию, где встречается с А.М. Горьким и работает над его портретом. В Риме проходит его персональная выставка.
Во время II-й мировой войны Конёнков был членом Комитета помощи России. Получили известность письма пророческого характера, которые накануне войны Конёнков писал И.В. Сталину. По личному приказанию Сталина в 1945 году был зафрахтован пароход «Смольный», на котором Конёнкова и все его работы перевезли в СССР.
Скульптор получил мастерскую на улице Горького в Москве.
Сергей Тимофеевич автор портретов И. Тургенева, В. Маяковского, К. Циолковского, Н. Зелинского, памятников А. Пушкину, Л. Толстому, В. Сурикову, надгробия М. Пришвину.
Конёнков выполнил обещание, данное Горькому во время их встречи в Италии, и создал портрет внучки писателя Марфы, её дочери Нины и матери – Надежды Алексеевны Пешковой, объединив их в цикл «Три возраста» (скульптурные портреты «Марфинька» и «Ниночка»).
В галерее портретов особое место занимают изображения композиторов, в т.ч. И. Баха и Н. Паганини. Из невоплощённых работ – проект памятника Александру II.
Скончался Сергей Тимофеевич КОНЁНКОВ 9 декабря 1971 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
1874 года родился Сергей Тимофеевич КОНЁНКОВ (в деревне Верхние Караковичи, Смоленская губерния), русский и советский скульптор. Академик АХ СССР. Народный художник СССР. Герой Социалистического Труда.
Ещё до революции его называли «русским Роденом».
* * * * *
Обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), позднее в Высшем художественном училище Императорской Академии художеств в Петербурге у профессора В.А. Беклемишева. Дипломная работа Конёнкова «Самсон, разрывающий узы» показалась слишком революционной и по распоряжению чиновников АХ была уничтожена.
В 1897 году скульптор посещает Францию, Италию, Германию. Революционные события 1905 года застали Конёнкова в Москве. Под впечатлением событий, он создаёт цикл портретов участников боёв на Пресне, работает над «лесной серией», в которой широко использует дерево. Он творчески переосмысливает образы старинных преданий, использует приёмы народной резьбы. К серии принадлежат такие работы как «Старенький старичок», «Старичок-полевичок», «Стрибог», «Вещая старушка», «Дядя Григорий», «Нищая братия». Он одним из первых среди русских скульпторов рубежа XIX–XX веков обращается к изображению обнажённого женского тела («Крылатая», «Жар-птица», «Кариатида»).
Скульптор поддержал Октябрьскую революцию, его стремление к монументальности стало преобладающей тенденцией в искусстве тех лет. В 1923 году он принимал участие в оформлении Всероссийской сельхозвыставки в Москве.
В 1922 году Конёнков женится на Маргарите Ивановне Воронцовой, а в конце 1923 года они отправляются в США для участия в выставке русского и советского искусства. Предполагалось, что поездка продлится несколько месяцев, однако возвращение на родину состоялось только через 22 года. Основное местожительства и работы в этот период – Нью-Йорк.
В 1928-1929 годах Конёнков совершает поездку в Италию, где встречается с А.М. Горьким и работает над его портретом. В Риме проходит его персональная выставка.
Во время II-й мировой войны Конёнков был членом Комитета помощи России. Получили известность письма пророческого характера, которые накануне войны Конёнков писал И.В. Сталину. По личному приказанию Сталина в 1945 году был зафрахтован пароход «Смольный», на котором Конёнкова и все его работы перевезли в СССР.
Скульптор получил мастерскую на улице Горького в Москве.
Сергей Тимофеевич автор портретов И. Тургенева, В. Маяковского, К. Циолковского, Н. Зелинского, памятников А. Пушкину, Л. Толстому, В. Сурикову, надгробия М. Пришвину.
Конёнков выполнил обещание, данное Горькому во время их встречи в Италии, и создал портрет внучки писателя Марфы, её дочери Нины и матери – Надежды Алексеевны Пешковой, объединив их в цикл «Три возраста» (скульптурные портреты «Марфинька» и «Ниночка»).
В галерее портретов особое место занимают изображения композиторов, в т.ч. И. Баха и Н. Паганини. Из невоплощённых работ – проект памятника Александру II.
Скончался Сергей Тимофеевич КОНЁНКОВ 9 декабря 1971 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.