22 августа 1891 года родился Жак ЛИПШИЦ /имя при рождении – Хаим-Яков Абрамович Липшиц/ (в городке...
22 августа
22 августа
1891 года родился Жак ЛИПШИЦ /имя при рождении – Хаим-Яков Абрамович Липшиц/ (в городке Друскеники, Гродненская губерния, Российская империя; ныне Друскининкай, Литва), французский и американский скульптор.
Представитель плеяды мастеров так называемой парижской школы, объединившей и французов, и уроженцев многих других стран мира, чьё творчество сложилось в интернациональной атмосфере мировой столицы на протяжении 1910-х годов и выявило свою художественную зрелость после I-й мировой войны.
* * * * *
Сын фабриканта, он обучался в хедере, в коммерческом училище в Белостоке, затем в Виленском реальном училище.
В 1909 году переехал в Париж, где учился в Школе Искусств и Академии Жюлиана. Там будущий скульптор познакомился и стал дружить с Пикассо, Модильяни и Грисом. В 1911 году отец Хаима разорился, финансовая помощь прекратилась и ему пришлось подрабатывать разносчиком фруктов и подмастерьем у других скульпторов. В 1914 году познакомился с поэтессой Бертой Китросер, которая вскоре стала его женой.
Творчество кубистов оказало влияние на молодого скульптора. В 1913-1914 годах в таких работах Липшица, как композиции «Матрос с гитарой», «Акробат на лошади», появились геометрические формы. В период 1914-1918 годов он создавал скульптуры в стиле кубизма – абстрактные фигуры с накладывающимися друг на друга плоскостями различных поверхностей. Кубистам была важна не внешняя форма, а содержание – раскрытие внутренней сущности и духовного мира человека.
В 1922 году Липшиц вступил в художественную группу «Новый дух». Слава пришла к нему относительно быстро. К концу 1920-х годов он стал одним из самых востребованных скульпторов Франции, считалось престижным заказать у него работу.
В своих ранних произведениях Липшиц проявил себя сторонником радикальных форм кубизма, однако позже смягчил тяжёлые и резкие формы своих скульптур, сделав их более утончёнными. Работал также модельером мебели и декоратором. Его большей частью выполненная в виде фигур человеческого тела пластика выглядит порой абстрактными арабесками, будит своей загадочностью фантазию у зрителя.
Переломным моментом в творчестве скульптора стал переход к экспрессивному натуралистическому стилю, которым можно охарактеризовать композиции «Мать и дитя» (1930), «Возвращение блудного сына» (1931).
В 1935 году Липшиц совершил поездку в Советский Союз. Здесь скульптор исполнил две работы – заказной портрет Ф.Э. Дзержинского и один из вариантов скульптуры «Радость жизни». Как человека его поражает размах строительства в СССР, а как художника – значимость пластики в создании архитектурно-скульптурного синтеза.
С приходом к власти Гитлера в сюжетах произведений нашли отражение политические и нравственные проблемы того времени. Скульптор не мог остаться равнодушным к появлению нацизма. Своё подавленное духовное состояние мастер выразил с помощью символических, библейских и мифологических сюжетов, таких, как «Борьба Иакова с ангелом» (1932) и «Похищение Европы» II (1938). Некоторые из его произведений 1930-х годов, сохраняя черты символизма, несли в себе явные антифашистские настроения. Одна из них, «Прометей с орлом», высотой 9 метров, была представлена на Всемирной выставке 1937 года в Париже.
Вообще тема битвы Прометея с хищным орлом стала сквозной для искусства скульптора. Один из вариантов «Прометея» Липшиц исполнил в 1942-1944 годах для здания бразильского Министерства национального образования и здравоохранения в Рио-де-Жанейро. В послевоенные годы продолжил разрабатывать пластическую тему единоборства Прометея с орлом, выполнив второй вариант «Прометея, удушающего орла» (1944-1953).
В 1941 году, после оккупации Франции немецкими войсками, Липшиц бежал из Парижа в США и осел в Нью-Йорке, где его работы нашли большое признание в художественных кругах. В 1946 году вернулся в Париж, но вскоре снова уехал в США, в 1958 году получил американское гражданство.
В Европу скульптор возвращается незадолго до смерти.
Скончался Жак ЛИПШИЦ умер 26 мая 1973 года на острове Капри (Италия), похоронен в Иерусалиме.
1891 года родился Жак ЛИПШИЦ /имя при рождении – Хаим-Яков Абрамович Липшиц/ (в городке Друскеники, Гродненская губерния, Российская империя; ныне Друскининкай, Литва), французский и американский скульптор.
Представитель плеяды мастеров так называемой парижской школы, объединившей и французов, и уроженцев многих других стран мира, чьё творчество сложилось в интернациональной атмосфере мировой столицы на протяжении 1910-х годов и выявило свою художественную зрелость после I-й мировой войны.
* * * * *
Сын фабриканта, он обучался в хедере, в коммерческом училище в Белостоке, затем в Виленском реальном училище.
В 1909 году переехал в Париж, где учился в Школе Искусств и Академии Жюлиана. Там будущий скульптор познакомился и стал дружить с Пикассо, Модильяни и Грисом. В 1911 году отец Хаима разорился, финансовая помощь прекратилась и ему пришлось подрабатывать разносчиком фруктов и подмастерьем у других скульпторов. В 1914 году познакомился с поэтессой Бертой Китросер, которая вскоре стала его женой.
Творчество кубистов оказало влияние на молодого скульптора. В 1913-1914 годах в таких работах Липшица, как композиции «Матрос с гитарой», «Акробат на лошади», появились геометрические формы. В период 1914-1918 годов он создавал скульптуры в стиле кубизма – абстрактные фигуры с накладывающимися друг на друга плоскостями различных поверхностей. Кубистам была важна не внешняя форма, а содержание – раскрытие внутренней сущности и духовного мира человека.
В 1922 году Липшиц вступил в художественную группу «Новый дух». Слава пришла к нему относительно быстро. К концу 1920-х годов он стал одним из самых востребованных скульпторов Франции, считалось престижным заказать у него работу.
В своих ранних произведениях Липшиц проявил себя сторонником радикальных форм кубизма, однако позже смягчил тяжёлые и резкие формы своих скульптур, сделав их более утончёнными. Работал также модельером мебели и декоратором. Его большей частью выполненная в виде фигур человеческого тела пластика выглядит порой абстрактными арабесками, будит своей загадочностью фантазию у зрителя.
Переломным моментом в творчестве скульптора стал переход к экспрессивному натуралистическому стилю, которым можно охарактеризовать композиции «Мать и дитя» (1930), «Возвращение блудного сына» (1931).
В 1935 году Липшиц совершил поездку в Советский Союз. Здесь скульптор исполнил две работы – заказной портрет Ф.Э. Дзержинского и один из вариантов скульптуры «Радость жизни». Как человека его поражает размах строительства в СССР, а как художника – значимость пластики в создании архитектурно-скульптурного синтеза.
С приходом к власти Гитлера в сюжетах произведений нашли отражение политические и нравственные проблемы того времени. Скульптор не мог остаться равнодушным к появлению нацизма. Своё подавленное духовное состояние мастер выразил с помощью символических, библейских и мифологических сюжетов, таких, как «Борьба Иакова с ангелом» (1932) и «Похищение Европы» II (1938). Некоторые из его произведений 1930-х годов, сохраняя черты символизма, несли в себе явные антифашистские настроения. Одна из них, «Прометей с орлом», высотой 9 метров, была представлена на Всемирной выставке 1937 года в Париже.
Вообще тема битвы Прометея с хищным орлом стала сквозной для искусства скульптора. Один из вариантов «Прометея» Липшиц исполнил в 1942-1944 годах для здания бразильского Министерства национального образования и здравоохранения в Рио-де-Жанейро. В послевоенные годы продолжил разрабатывать пластическую тему единоборства Прометея с орлом, выполнив второй вариант «Прометея, удушающего орла» (1944-1953).
В 1941 году, после оккупации Франции немецкими войсками, Липшиц бежал из Парижа в США и осел в Нью-Йорке, где его работы нашли большое признание в художественных кругах. В 1946 году вернулся в Париж, но вскоре снова уехал в США, в 1958 году получил американское гражданство.
В Европу скульптор возвращается незадолго до смерти.
Скончался Жак ЛИПШИЦ умер 26 мая 1973 года на острове Капри (Италия), похоронен в Иерусалиме.