29 сентября 1835 года родился барон Михаил Петрович КЛОДТ /Клодт фон Юргенсбург/ (в Санкт-Петербург...
29 сентября
29 сентября
1835 года родился барон Михаил Петрович КЛОДТ /Клодт фон Юргенсбург/ (в Санкт-Петербурге), русский художник, живописец, акварелист, рисовальщик, график, сценограф, писал жанровые и исторические сцены.
Один из крупнейших живописцев второй половины XIX века, принадлежащий к так называемым «малым жанристам». С его именем связано становление критического реализма в России. Не случайно, картины Клодта были среди первых, которые приобрел в свое собрание П. Третьяков.
* * * * *
Выходец из семьи потомственных художников (сын известнейшего скульптора П.К. Клодта, двоюродный брат художника-пейзажиста М.К. Клодта, племянник гравера К.К. Клодта), Михаил первоначальное образование получил в домашних условиях.
В период 1847-1850 годов занимался в училище при реформатской церкви и одновременно брал частные уроки рисования у графика А. Агина. В 1852 году он поступил в Императорскую Академию художеств, обучался в классе исторической живописи у А. Маркова.
В 1857 году прервал обучение и на собственные средства совершил поездку во Францию, где в течение трех лет совершенствовал свое мастерство. Возвратившись в Петербург, возобновил обучение в Академии. В 1861 году за картину «Последняя весна» получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу сроком на три года (жил в Париже и Мюнхене).
После возвращения в Петербург, получил от Академии пенсионерское содержание еще на три года для путешествий по России «с художественной целью». В 1867 году за картины «Возвращение с поля», «Деревенские красавицы» и «Молитва перед крещением» был удостоен звания академика; с 1872 года – профессор. Его картина «Музыкант» положила начало собранию П. Третьякова.
Михаил Клодт был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок и Общества русских акварелистов. Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, вёл занятия по акварели в Училище барона Штиглица.
В 1869-1871 годах был художником-рисовальщиком при экспедиции Императорской археологической комиссии по раскопке курганов на Таманском полуострове. С 1895 года служил живописцем-реставратором в Эрмитаже.
Михаил Петрович обращался к офорту, создав в этой технике более 25 листов, преимущественно жанрового характера. Занимался литографией. Работал в области театрально-декорационного искусства, а также промышленной графики.
Расцвет творчества художника приходится на 1850-е – 1860-е годы, когда были созданы наиболее известные произведения: «Рыбаки-финны», «Больной музыкант», «Последняя весна», «Деревенские крестины», «Возвращение с поля» и др. Характерными особенностями его искусства являются повествовательность, ясность композиционного построения, тщательная проработка деталей, сдержанность колорита, с преобладанием в палитре теплых тонов. Центральное место он отводил передаче внутреннего состояния человека, его переживаниям и эмоциям, добиваясь необычайной выразительности и правдивости.
Также из картин Клодта можно выделить: «Внутренность хижины в Нормандии» (1859) и «Из быта нормандских рыбаков», «Антикварий» (1870), «Черная скамья» (1872), «Перед отъездом» (1878), «Мученица» (1880) и «Посещение заключенных» (1880).
Скончался Михаил Петрович КЛОДТ 20 января 1914 года в Санкт-Петербурге, похоронен рядом с отцом на Смоленском кладбище. Перезахоронены они в 1936 году в Некрополь Александро-Невской Лавры.
1835 года родился барон Михаил Петрович КЛОДТ /Клодт фон Юргенсбург/ (в Санкт-Петербурге), русский художник, живописец, акварелист, рисовальщик, график, сценограф, писал жанровые и исторические сцены.
Один из крупнейших живописцев второй половины XIX века, принадлежащий к так называемым «малым жанристам». С его именем связано становление критического реализма в России. Не случайно, картины Клодта были среди первых, которые приобрел в свое собрание П. Третьяков.
* * * * *
Выходец из семьи потомственных художников (сын известнейшего скульптора П.К. Клодта, двоюродный брат художника-пейзажиста М.К. Клодта, племянник гравера К.К. Клодта), Михаил первоначальное образование получил в домашних условиях.
В период 1847-1850 годов занимался в училище при реформатской церкви и одновременно брал частные уроки рисования у графика А. Агина. В 1852 году он поступил в Императорскую Академию художеств, обучался в классе исторической живописи у А. Маркова.
В 1857 году прервал обучение и на собственные средства совершил поездку во Францию, где в течение трех лет совершенствовал свое мастерство. Возвратившись в Петербург, возобновил обучение в Академии. В 1861 году за картину «Последняя весна» получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу сроком на три года (жил в Париже и Мюнхене).
После возвращения в Петербург, получил от Академии пенсионерское содержание еще на три года для путешествий по России «с художественной целью». В 1867 году за картины «Возвращение с поля», «Деревенские красавицы» и «Молитва перед крещением» был удостоен звания академика; с 1872 года – профессор. Его картина «Музыкант» положила начало собранию П. Третьякова.
Михаил Клодт был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок и Общества русских акварелистов. Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, вёл занятия по акварели в Училище барона Штиглица.
В 1869-1871 годах был художником-рисовальщиком при экспедиции Императорской археологической комиссии по раскопке курганов на Таманском полуострове. С 1895 года служил живописцем-реставратором в Эрмитаже.
Михаил Петрович обращался к офорту, создав в этой технике более 25 листов, преимущественно жанрового характера. Занимался литографией. Работал в области театрально-декорационного искусства, а также промышленной графики.
Расцвет творчества художника приходится на 1850-е – 1860-е годы, когда были созданы наиболее известные произведения: «Рыбаки-финны», «Больной музыкант», «Последняя весна», «Деревенские крестины», «Возвращение с поля» и др. Характерными особенностями его искусства являются повествовательность, ясность композиционного построения, тщательная проработка деталей, сдержанность колорита, с преобладанием в палитре теплых тонов. Центральное место он отводил передаче внутреннего состояния человека, его переживаниям и эмоциям, добиваясь необычайной выразительности и правдивости.
Также из картин Клодта можно выделить: «Внутренность хижины в Нормандии» (1859) и «Из быта нормандских рыбаков», «Антикварий» (1870), «Черная скамья» (1872), «Перед отъездом» (1878), «Мученица» (1880) и «Посещение заключенных» (1880).
Скончался Михаил Петрович КЛОДТ 20 января 1914 года в Санкт-Петербурге, похоронен рядом с отцом на Смоленском кладбище. Перезахоронены они в 1936 году в Некрополь Александро-Невской Лавры.