23 июня 1911 года родился Николай Дмитриевич Кузнецов (в Актюбинске, Тургайская обл., Российская...
23 июня
23 июня
1911 года родился Николай Дмитриевич КУЗНЕЦОВ (в Актюбинске, Тургайская область, Российская империя; ныне город Актобе, Республика Казахстан), выдающийся советский генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей. Действительный член АН СССР и РАН, дважды Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии.
* * * * *
Выходец из семьи рабочего-котельщика и домохозяйки, он учился в школе крестьянской молодёжи. В 1930 году поступил на вечернее отделение Московского авиационного техникума им. Годовикова, одновременно работал слесарем-сборщиком.
В 1933 году Николай поступил на воздушно-технический факультет моторостроительного отделения Военно-воздушной академии им. Жуковского, которую окончил с отличием. Тема дипломного проекта: «Мотор четырёхтактный, карбюраторный, 28-цилиндровый с 4-рядной звездой, воздушным охлаждением, мощностью 1500 л.с. при 3400 об/мин на высоте 6000 м с двухскоростным приводным центробежным нагнетателем».
В 1941 году Николай Кузнецов защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук.
В период с июля по сентябрь 1942 года он был на фронте в должности старшего инженера (в порядке стажировки), а в октябре назначен заместителем главного конструктора на Уфимский авиационный завод; с июля 1946 года – главный конструктор.
С 1949 года – главный конструктор (с 1956 – генеральный конструктор) Государственного союзного опытного завода № 2 по разработке и производству опытных реактивных двигателей в Куйбышеве.
Под его руководством было создано 57 типов оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для самолётов различного назначения (в т.ч. для Ту-114, Ту-154, Ан-22, Ил-62, Ту-144) и экранопланов, жидкостных реактивных двигателей для ракетно-космических комплексов (в т.ч. для лунной программы Советского Союза). Кроме того двигатели для привода нагнетателей газоперекачивающих агрегатов и электрогенераторов: РД-12, РД-14, РД-20, «028», «003С», «018», Р-130 («032»), «012», газовая турбина ГТ-30, газотурбинный двигатель ТВ-022 и его модификация ТВ-2, НК-4, НК-14А, первый отечественный двухконтурный двигатель НК-6, НК-8, НК-12, НК-22, НК-25, НК-26, НК-32, НК-34, НК-44, НК-56, НК-62, НК-64, НК-86, НК-93, НК-104, НК-105А, НК-110, НК-114НК-144, НК-321, НК-12СТ, НК-16СТ, НК-17, НК-18СТ, НК-36СТ, НК-37, модернизированный двигатель НК-38СТ и НК-40СТ и многие др.
Большое внимание Кузнецов уделял надёжности двигателей. Последние 15 лет жизни являлся председателем научного Совета по надёжности АН СССР (АН РФ).
Также являлся заведующим кафедрой конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов (1969-1978), научным руководителем отраслевой научно-исследовательской лаборатории в Куйбышевском авиационном институте им. С. Королева (ныне Самарский государственный аэрокосмический университет).
Депутат Верховного Совета РСФСР в период с 1963-1990 годов.
Генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы. Доктор технических наук, профессор, почётный доктор Самарского государственного аэрокосмического университета им. С. Королева.
Награжден пятью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I ст., двумя орденами Красной Звезды, пятнадцатью медалями.
Скончался Николай Дмитриевич КУЗНЕЦОВ 31 июля 1995 года в Москве, похоронен на Кунцевском кладбище.
В его честь названы Самарский научно-технических комплекс (ранее Государственный союзный опытный завод № 2), серия двигателей «НК» (Николай Кузнецов), стратегический бомбардировщик Ту-160 с бортовым номером 10, базирующийся на авиабазе в Энгельсе Саратовской обл.
1911 года родился Николай Дмитриевич КУЗНЕЦОВ (в Актюбинске, Тургайская область, Российская империя; ныне город Актобе, Республика Казахстан), выдающийся советский генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей. Действительный член АН СССР и РАН, дважды Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии.
* * * * *
Выходец из семьи рабочего-котельщика и домохозяйки, он учился в школе крестьянской молодёжи. В 1930 году поступил на вечернее отделение Московского авиационного техникума им. Годовикова, одновременно работал слесарем-сборщиком.
В 1933 году Николай поступил на воздушно-технический факультет моторостроительного отделения Военно-воздушной академии им. Жуковского, которую окончил с отличием. Тема дипломного проекта: «Мотор четырёхтактный, карбюраторный, 28-цилиндровый с 4-рядной звездой, воздушным охлаждением, мощностью 1500 л.с. при 3400 об/мин на высоте 6000 м с двухскоростным приводным центробежным нагнетателем».
В 1941 году Николай Кузнецов защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук.
В период с июля по сентябрь 1942 года он был на фронте в должности старшего инженера (в порядке стажировки), а в октябре назначен заместителем главного конструктора на Уфимский авиационный завод; с июля 1946 года – главный конструктор.
С 1949 года – главный конструктор (с 1956 – генеральный конструктор) Государственного союзного опытного завода № 2 по разработке и производству опытных реактивных двигателей в Куйбышеве.
Под его руководством было создано 57 типов оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для самолётов различного назначения (в т.ч. для Ту-114, Ту-154, Ан-22, Ил-62, Ту-144) и экранопланов, жидкостных реактивных двигателей для ракетно-космических комплексов (в т.ч. для лунной программы Советского Союза). Кроме того двигатели для привода нагнетателей газоперекачивающих агрегатов и электрогенераторов: РД-12, РД-14, РД-20, «028», «003С», «018», Р-130 («032»), «012», газовая турбина ГТ-30, газотурбинный двигатель ТВ-022 и его модификация ТВ-2, НК-4, НК-14А, первый отечественный двухконтурный двигатель НК-6, НК-8, НК-12, НК-22, НК-25, НК-26, НК-32, НК-34, НК-44, НК-56, НК-62, НК-64, НК-86, НК-93, НК-104, НК-105А, НК-110, НК-114НК-144, НК-321, НК-12СТ, НК-16СТ, НК-17, НК-18СТ, НК-36СТ, НК-37, модернизированный двигатель НК-38СТ и НК-40СТ и многие др.
Большое внимание Кузнецов уделял надёжности двигателей. Последние 15 лет жизни являлся председателем научного Совета по надёжности АН СССР (АН РФ).
Также являлся заведующим кафедрой конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов (1969-1978), научным руководителем отраслевой научно-исследовательской лаборатории в Куйбышевском авиационном институте им. С. Королева (ныне Самарский государственный аэрокосмический университет).
Депутат Верховного Совета РСФСР в период с 1963-1990 годов.
Генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы. Доктор технических наук, профессор, почётный доктор Самарского государственного аэрокосмического университета им. С. Королева.
Награжден пятью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I ст., двумя орденами Красной Звезды, пятнадцатью медалями.
Скончался Николай Дмитриевич КУЗНЕЦОВ 31 июля 1995 года в Москве, похоронен на Кунцевском кладбище.
В его честь названы Самарский научно-технических комплекс (ранее Государственный союзный опытный завод № 2), серия двигателей «НК» (Николай Кузнецов), стратегический бомбардировщик Ту-160 с бортовым номером 10, базирующийся на авиабазе в Энгельсе Саратовской обл.