Ваш день рождения

23 июня 1911 года родился Николай Дмитриевич Кузнецов (в Актюбинске, Тургайская обл., Российская...

23 июня
23 июня
1911 года родился Николай Дмитриевич КУЗНЕЦОВ (в Актюбинске, Тургайская область, Российская империя; ныне город Актобе, Республика Казахстан), выдающийся советский генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей. Действительный член АН СССР и РАН, дважды Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии.
* * * * *
Выходец из семьи рабочего-котельщика и домохозяйки, он учился в школе крестьянской молодёжи. В 1930 году поступил на вечернее отделение Московского авиационного техникума им. Годовикова, одновременно работал слесарем-сборщиком.
В 1933 году Николай поступил на воздушно-технический факультет моторостроительного отделения Военно-воздушной академии им. Жуковского, которую окончил с отличием. Тема дипломного проекта: «Мотор четырёхтактный, карбюраторный, 28-цилиндровый с 4-рядной звездой, воздушным охлаждением, мощностью 1500 л.с. при 3400 об/мин на высоте 6000 м с двухскоростным приводным центробежным нагнетателем».
В 1941 году Николай Кузнецов защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук.
В период с июля по сентябрь 1942 года он был на фронте в должности старшего инженера (в порядке стажировки), а в октябре назначен заместителем главного конструктора на Уфимский авиационный завод; с июля 1946 года – главный конструктор.
С 1949 года – главный конструктор (с 1956 – генеральный конструктор) Государственного союзного опытного завода № 2 по разработке и производству опытных реактивных двигателей в Куйбышеве.
Под его руководством было создано 57 типов оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для самолётов различного назначения (в т.ч. для Ту-114, Ту-154, Ан-22, Ил-62, Ту-144) и экранопланов, жидкостных реактивных двигателей для ракетно-космических комплексов (в т.ч. для лунной программы Советского Союза). Кроме того двигатели для привода нагнетателей газоперекачивающих агрегатов и электрогенераторов: РД-12, РД-14, РД-20, «028», «003С», «018», Р-130 («032»), «012», газовая турбина ГТ-30, газотурбинный двигатель ТВ-022 и его модификация ТВ-2, НК-4, НК-14А, первый отечественный двухконтурный двигатель НК-6, НК-8, НК-12, НК-22, НК-25, НК-26, НК-32, НК-34, НК-44, НК-56, НК-62, НК-64, НК-86, НК-93, НК-104, НК-105А, НК-110, НК-114НК-144, НК-321, НК-12СТ, НК-16СТ, НК-17, НК-18СТ, НК-36СТ, НК-37, модернизированный двигатель НК-38СТ и НК-40СТ и многие др.
Большое внимание Кузнецов уделял надёжности двигателей. Последние 15 лет жизни являлся председателем научного Совета по надёжности АН СССР (АН РФ).
Также являлся заведующим кафедрой конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов (1969-1978), научным руководителем отраслевой научно-исследовательской лаборатории в Куйбышевском авиационном институте им. С. Королева (ныне Самарский государственный аэрокосмический университет).
Депутат Верховного Совета РСФСР в период с 1963-1990 годов.
Генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы. Доктор технических наук, профессор, почётный доктор Самарского государственного аэрокосмического университета им. С. Королева.
Награжден пятью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I ст., двумя орденами Красной Звезды, пятнадцатью медалями.
Скончался Николай Дмитриевич КУЗНЕЦОВ 31 июля 1995 года в Москве, похоронен на Кунцевском кладбище.
В его честь названы Самарский научно-технических комплекс (ранее Государственный союзный опытный завод № 2), серия двигателей «НК» (Николай Кузнецов), стратегический бомбардировщик Ту-160 с бортовым номером 10, базирующийся на авиабазе в Энгельсе Саратовской обл.