12 ноября 1947 года в воздух поднялась первая машина знаменитого советского авиаконструктора Никола...
12 ноября
12 ноября
1947 года в воздух поднялась первая машина знаменитого советского авиаконструктора Николая Камова – Ка-8 «Иркутянин».
Это событие стало началом эпохи вертолетов с соосной схемой расположения несущих винтов. Россия до сих пор остается единственным государством в мире, наладившим массовое производство этих сложных машин. Камовские вертолеты успешно трудятся на «гражданских должностях», а также служат в частях армейской и морской авиации.
* * * * *
Первый соосный летательный аппарат Ка-8 «Иркутянин» напоминает летающий мотоцикл (у него отсутствует фюзеляж). Вся конструкция состоит из стальных труб, закрепленных на двух надувных цилиндрических баллонах. Пилот сидит в открытом кресле. Взлетная масса – 320 кг, длина – 3,7 м, высота – 2,5 м. «Иркутянин» был способен подниматься на 250 м и разгоняться до 80 км в час.
Настоящим прорывом стали несущие трехлопастные винты, расположенные один над другим. Это конструктивное решение – визитная карточка практически всех вертолетов «Ка» КБ имени Камова.
Вертолет традиционной схемы в воздухе постоянно доворачивает в ту сторону, в которую вращается его несущий винт. Чтобы компенсировать этот момент, на хвостовую балку машины устанавливают дополнительный рулевой винт, который крутит машину в противоположную сторону.
Вертолетам же Камова такой дополнительный привод не нужен. Их несущие винты вращаются в противоположные стороны. Такое решение значительно упрощает механику машины, снижает ее уязвимость. Современный боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор» способен совершить посадку даже с отстреленным под корень хвостом.
Ка-8 в боях поучаствовать не довелось. Во-первых, он предназначен для связи и разведки. Во-вторых, эта машина была построена всего в трех экземплярах. Впервые широкой публике «Иркутянина» показали на параде в Тушино летом 1948 года. Вертолет поднялся в воздух прямо с кузова грузовика, сделал несколько проходов и благополучно приземлился. Именно тогда им заинтересовалось командование ВМФ, заказавшее Камову проект создания специализированной разведывательной машины. С тех пор вертолеты Ка долгое время оставались флотским «эксклюзивом».
Любопытный факт: само слово «вертолет» вошло в обиход именно благодаря создателям Ка-8. Перед тушинским парадом организаторы спросили Николая Камова, как представить его машину публике. Тот подумал и ответил: «вертолет». До этого момента винтокрылые летательные аппараты именовали американизмом «геликоптер».
Прямыми потомками Ка-8 стали вертолеты Ка-10 и Ка-15, созданные на его основе. В Ка-10 была предусмотрена система катапультирования, выбрасывающая пилота назад путем складывания спинки кресла. В 1951 году приняли решение о строительстве военной версии вертолета. К 1953 году в строю уже было 9 машин. Ка-10 удалось успешно посадить на палубу крейсера «Максим Горький» при сильном ветре, что лишний раз доказало преимущество соосной схемы: вертолет практически не болтает даже в шторм.
Ка-15 стал первым вертолетом, пошедшим в крупную серию (354 машины), и задумывался как противолодочный вертолет, но для нужд флота он получился недостаточно эффективным из-за малой грузоподъемности.
Важно подчеркнуть, что соосную схему очень сложно реализовать технически, в отличие от традиционного «одновинтового» подхода. Она требует большого объема научных расчетов, математики, глубокого знания аэродинамики. Винты на «камовых» располагаются близко друг к другу. Необходимо продумать, как они влияют друг на друга в полете, отработать все это на практике. С годами наши специалисты достигли очень высокого уровня. В других странах серийных машин такой конструкции просто нет – это наше «ноу-хау». На Западе строят лишь какие-то опытные экземпляры, беспилотники, зонды. До массового производства дело так и не дошло.
Всего для нужд ВМФ на сегодняшний день в КБ Камова разработали более десятка различных моделей вертолетов: многоцелевые Ка-27; поисково-спасательные Ка-27ПС; транспортно-боевые Ка-29; машины радиолокационного дозора Ка-31. Работу соосных винтов на данных машинах удалось «отполировать до блеска».
У соосных вертолетов выше грузоподъемность и на внешней подвеске, и внутри кабины, а кроме того, их габариты меньше. При соосной схеме управляемость вертолета выше, выше маневренность и лучше высотные характеристики; он симметричен, у него нет в полете дополнительных кренов.
Весь накопленный опыт использовали и при создании машин для армейской (сухопутной) авиации: Ка-50 «Черная акула» и его двухместная модификация Ка-52 «Аллигатор». Бронированные и вооруженные современными ракетами «летающие танки» показали себя грозной силой. Боевая эксплуатация Ка-50 в Чечне подтвердила, что вертолеты соосной схемы прекрасно себя чувствуют и в горах, где боковой ветер и сложные метеоусловия могут погубить даже опытного пилота.
«Черная акула» получилась очень живучей. Мощное бронирование кабины и наличие системы катапультирования, высокая автоматизация полета и отличная маневренность самым положительным образом влияет на боевой дух летчиков.
Все эти черты характерны и для двухместного Ка-52 «Аллигатор», дебютировавшего в Сирии. Обкатали там и палубную модификацию Ка-52К получившую обозначение «Катран».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_ноября
1947 года в воздух поднялась первая машина знаменитого советского авиаконструктора Николая Камова – Ка-8 «Иркутянин».
Это событие стало началом эпохи вертолетов с соосной схемой расположения несущих винтов. Россия до сих пор остается единственным государством в мире, наладившим массовое производство этих сложных машин. Камовские вертолеты успешно трудятся на «гражданских должностях», а также служат в частях армейской и морской авиации.
* * * * *
Первый соосный летательный аппарат Ка-8 «Иркутянин» напоминает летающий мотоцикл (у него отсутствует фюзеляж). Вся конструкция состоит из стальных труб, закрепленных на двух надувных цилиндрических баллонах. Пилот сидит в открытом кресле. Взлетная масса – 320 кг, длина – 3,7 м, высота – 2,5 м. «Иркутянин» был способен подниматься на 250 м и разгоняться до 80 км в час.
Настоящим прорывом стали несущие трехлопастные винты, расположенные один над другим. Это конструктивное решение – визитная карточка практически всех вертолетов «Ка» КБ имени Камова.
Вертолет традиционной схемы в воздухе постоянно доворачивает в ту сторону, в которую вращается его несущий винт. Чтобы компенсировать этот момент, на хвостовую балку машины устанавливают дополнительный рулевой винт, который крутит машину в противоположную сторону.
Вертолетам же Камова такой дополнительный привод не нужен. Их несущие винты вращаются в противоположные стороны. Такое решение значительно упрощает механику машины, снижает ее уязвимость. Современный боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор» способен совершить посадку даже с отстреленным под корень хвостом.
Ка-8 в боях поучаствовать не довелось. Во-первых, он предназначен для связи и разведки. Во-вторых, эта машина была построена всего в трех экземплярах. Впервые широкой публике «Иркутянина» показали на параде в Тушино летом 1948 года. Вертолет поднялся в воздух прямо с кузова грузовика, сделал несколько проходов и благополучно приземлился. Именно тогда им заинтересовалось командование ВМФ, заказавшее Камову проект создания специализированной разведывательной машины. С тех пор вертолеты Ка долгое время оставались флотским «эксклюзивом».
Любопытный факт: само слово «вертолет» вошло в обиход именно благодаря создателям Ка-8. Перед тушинским парадом организаторы спросили Николая Камова, как представить его машину публике. Тот подумал и ответил: «вертолет». До этого момента винтокрылые летательные аппараты именовали американизмом «геликоптер».
Прямыми потомками Ка-8 стали вертолеты Ка-10 и Ка-15, созданные на его основе. В Ка-10 была предусмотрена система катапультирования, выбрасывающая пилота назад путем складывания спинки кресла. В 1951 году приняли решение о строительстве военной версии вертолета. К 1953 году в строю уже было 9 машин. Ка-10 удалось успешно посадить на палубу крейсера «Максим Горький» при сильном ветре, что лишний раз доказало преимущество соосной схемы: вертолет практически не болтает даже в шторм.
Ка-15 стал первым вертолетом, пошедшим в крупную серию (354 машины), и задумывался как противолодочный вертолет, но для нужд флота он получился недостаточно эффективным из-за малой грузоподъемности.
Важно подчеркнуть, что соосную схему очень сложно реализовать технически, в отличие от традиционного «одновинтового» подхода. Она требует большого объема научных расчетов, математики, глубокого знания аэродинамики. Винты на «камовых» располагаются близко друг к другу. Необходимо продумать, как они влияют друг на друга в полете, отработать все это на практике. С годами наши специалисты достигли очень высокого уровня. В других странах серийных машин такой конструкции просто нет – это наше «ноу-хау». На Западе строят лишь какие-то опытные экземпляры, беспилотники, зонды. До массового производства дело так и не дошло.
Всего для нужд ВМФ на сегодняшний день в КБ Камова разработали более десятка различных моделей вертолетов: многоцелевые Ка-27; поисково-спасательные Ка-27ПС; транспортно-боевые Ка-29; машины радиолокационного дозора Ка-31. Работу соосных винтов на данных машинах удалось «отполировать до блеска».
У соосных вертолетов выше грузоподъемность и на внешней подвеске, и внутри кабины, а кроме того, их габариты меньше. При соосной схеме управляемость вертолета выше, выше маневренность и лучше высотные характеристики; он симметричен, у него нет в полете дополнительных кренов.
Весь накопленный опыт использовали и при создании машин для армейской (сухопутной) авиации: Ка-50 «Черная акула» и его двухместная модификация Ка-52 «Аллигатор». Бронированные и вооруженные современными ракетами «летающие танки» показали себя грозной силой. Боевая эксплуатация Ка-50 в Чечне подтвердила, что вертолеты соосной схемы прекрасно себя чувствуют и в горах, где боковой ветер и сложные метеоусловия могут погубить даже опытного пилота.
«Черная акула» получилась очень живучей. Мощное бронирование кабины и наличие системы катапультирования, высокая автоматизация полета и отличная маневренность самым положительным образом влияет на боевой дух летчиков.
Все эти черты характерны и для двухместного Ка-52 «Аллигатор», дебютировавшего в Сирии. Обкатали там и палубную модификацию Ка-52К получившую обозначение «Катран».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_ноября