26 января 1877 года родился Кес ван ДОНГЕН /настоящее имя – Корнелис Теодор Мария ван Донген/ (в Де...
26 февраля
26 января
1877 года родился Кес ван ДОНГЕН /настоящее имя – Корнелис Теодор Мария ван Донген/ (в Дельфсхафене, пригород Роттердама), известный голландский художник, один из основоположников фовизма, мастер типажных женских образов, портретист.
Он рисовал женщин с большими глазами: стройных танцовщиц, девушек из экзотических стран, обнаженных женщин, женщин, одетых в платья знаменитого модельера Поля Пуаре, своих жен, подруг и любовниц. Для ван Донгена женщины были красивее пейзажей. Он изобрел свой стиль. «Живописец элегантных неврозов» – писал о нём литератор и критик Поль Гзель.
Слава художника связана с авангардным течением фовистов (хотя сам он не любил «измов» и не причислял себя ни к одному стилю). Но прославился ван Донген не только яркими, насыщенными цветами картинами, но и своим стилем жизни. Вечеринки и приемы в его ателье посещали знаменитые в 1920-1930-х годах парижские политики, художники, кинозвезды.
* * * * *
Обучался в Королевской Академии изящных искусств в Роттердаме (1892-1897). Зарабатывал на жизнь, публикуя ироничные, порой эпатажные зарисовки местного порта, злачных мест и притонов в местных газетах «Груне» и «Роттердам ньювсблад». От этого периода в творчестве ван Донгена остались многочисленные зарисовки сцен с участием матросов и проституток, сделанные художником в городском квартале красных фонарей.
После окончания Академии, он посетил Париж, пленивший его своей яркой, открытой, и праздничной атмосферой, но, не решившись остаться в городе-мечте, ван Донген возвращается на родину, правда, ненадолго.
Окончательно переехав в Париж в 1929 году, художник обосновался в легендарном Бато Лавуар, но он влачил полунищенское существование. Близкий ван Донгену карикатурный жанр снова помогал выжить. Помимо этого, наделенный отменной физической силой, художник не стеснялся участвовать в борцовских схватках в цирке.
Как художник-новатор, ван Донген участвовал в различных художественных движениях, в том числе фовизме и экспрессионизме. В 1905 году он принял активное участие в знаменитой выставке фовистов в Осеннем салоне в Париже.
Кес ван Донген также рисовал карикатуры для парижской газеты «La Revue blanche». В 1926 иллюстрировал французское издание скандального романа Виктора Маргерита «Холостячка».
В 1929 году художник получил французское гражданство, и на это время пришлось изменение стиля живописи, приблизившегося к «арт-деко». Великосветская публика наперебой заказывала портреты, а в картинах стало появляться больше символизма.
Поздние работы ван Донгена (в их числе, в частности, портрет Бриджит Бардо, 1958, на котором французская знаменитость устало смотрит на зрителя) пользовались коммерческим успехом, однако мало напоминали об эротизме и ярких красках начала его карьеры.
Шесть работ художника находятся в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга.
Скончался Кес ван ДОНГЕН 28 мая 1968 года на собственной вилле в Монте Карло (Монако).
1877 года родился Кес ван ДОНГЕН /настоящее имя – Корнелис Теодор Мария ван Донген/ (в Дельфсхафене, пригород Роттердама), известный голландский художник, один из основоположников фовизма, мастер типажных женских образов, портретист.
Он рисовал женщин с большими глазами: стройных танцовщиц, девушек из экзотических стран, обнаженных женщин, женщин, одетых в платья знаменитого модельера Поля Пуаре, своих жен, подруг и любовниц. Для ван Донгена женщины были красивее пейзажей. Он изобрел свой стиль. «Живописец элегантных неврозов» – писал о нём литератор и критик Поль Гзель.
Слава художника связана с авангардным течением фовистов (хотя сам он не любил «измов» и не причислял себя ни к одному стилю). Но прославился ван Донген не только яркими, насыщенными цветами картинами, но и своим стилем жизни. Вечеринки и приемы в его ателье посещали знаменитые в 1920-1930-х годах парижские политики, художники, кинозвезды.
* * * * *
Обучался в Королевской Академии изящных искусств в Роттердаме (1892-1897). Зарабатывал на жизнь, публикуя ироничные, порой эпатажные зарисовки местного порта, злачных мест и притонов в местных газетах «Груне» и «Роттердам ньювсблад». От этого периода в творчестве ван Донгена остались многочисленные зарисовки сцен с участием матросов и проституток, сделанные художником в городском квартале красных фонарей.
После окончания Академии, он посетил Париж, пленивший его своей яркой, открытой, и праздничной атмосферой, но, не решившись остаться в городе-мечте, ван Донген возвращается на родину, правда, ненадолго.
Окончательно переехав в Париж в 1929 году, художник обосновался в легендарном Бато Лавуар, но он влачил полунищенское существование. Близкий ван Донгену карикатурный жанр снова помогал выжить. Помимо этого, наделенный отменной физической силой, художник не стеснялся участвовать в борцовских схватках в цирке.
Как художник-новатор, ван Донген участвовал в различных художественных движениях, в том числе фовизме и экспрессионизме. В 1905 году он принял активное участие в знаменитой выставке фовистов в Осеннем салоне в Париже.
Кес ван Донген также рисовал карикатуры для парижской газеты «La Revue blanche». В 1926 иллюстрировал французское издание скандального романа Виктора Маргерита «Холостячка».
В 1929 году художник получил французское гражданство, и на это время пришлось изменение стиля живописи, приблизившегося к «арт-деко». Великосветская публика наперебой заказывала портреты, а в картинах стало появляться больше символизма.
Поздние работы ван Донгена (в их числе, в частности, портрет Бриджит Бардо, 1958, на котором французская знаменитость устало смотрит на зрителя) пользовались коммерческим успехом, однако мало напоминали об эротизме и ярких красках начала его карьеры.
Шесть работ художника находятся в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга.
Скончался Кес ван ДОНГЕН 28 мая 1968 года на собственной вилле в Монте Карло (Монако).